на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Концепция дошкольного воспитания

системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый

этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения .детей является

забота общества об их здоровье.

Охрана и укрепление здоровья детей.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о

физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота

о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех

документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование

"психологического благополучия ребенка" звучит как бессмысленное

словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его

развития является очень важным.

Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск

не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6

лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада,

четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти - с

карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1%

ежегодно. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные

сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни

на 5-20 лет. Около 50% нуждаются в психокоррекции, характеризуются

серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и

простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым

практически не справляются -ни педиатры, ни родители. В подавляющем

большинстве дети начиная с дошкольного возраста уже страдают дефицитом

движений и незакаленностью.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных

средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного

возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие

интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка

быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с

этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального

соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе

подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и

тренажеров.

Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания

принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на

пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых -

педагогов и родителей.

Целесообразно введение в штатное расписание дошкольного учреждения

преподавателя физкультуры (например, на хозрасчетной основе), который

помимо основных занятий будет проводить дополнительные занятия,

направленные на физиологическую коррекцию детей с нарушениями осанки, с

низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих и др.

Дополнительные занятия можно проводить во время прогулок, в свободное и

специально отведенное время.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их

психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения

физического и психического здоровья ребенка не сводятся к

узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским

мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском

учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных

видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их

особенностей.

Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее

лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада

вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на

воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и

климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить

дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием

на участке. Необходимо также широко использовать возможности спортивно-

оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов в

микрорайоне. Функционирование детского сада как "открытой системы"

существенно расширяет его собственные возможности.

Перестройка содержания педагогической работы с детьми.

Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его

как первого этапа становления личности требует пересмотра задач

педагогической работы с детьми.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры,

ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в

природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни,

наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке,

средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и

средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы

активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения

к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок

приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к

тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором

регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным

(всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и

воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть

осуществлена только при учете возраста детей.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей.

В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего

развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу

общечеловеческим ценностям и новым возможностям в познавать мир.

Эти периоды жизни отграничены друг с от друга; каждый предшествующий

создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть

искусственно "переставлены" во времени.

Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется

возникновением следующих возрастных новообразований.

Познавательное развитие. К концу первого года жизни ребенок

ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает

улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее

близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими

от собственного тела и извне, складываются начальные формы предметного

восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения

наглядно-действенного мышления.

Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению

цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.

Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется

"социальная" улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется

чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям,

к деятельности, к самому себе в последующей жизни.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для

возникновения следующих возрастных новообразований.

Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть мир,

где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок

проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни

("свои" и "чужие"); осваивает собственное имя; формирует представление о

"территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит к себе, о чем

сможет сказать "мое"). Развиваются предметное восприятие и наглядно-

действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме

мышления.

Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их

физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве,

начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются

начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания

взрослого).

Развитие переживаний. Возникает чувство автономии и личной ценности

(самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для

дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка,

но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в

предшествующий период развития условный план действия воплощается в

элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного

воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются

сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает

ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций

других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего

результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста,

который способен лишь к элементарному различению таких сфер

действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам",

к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах

каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.

Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу

"глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известных

пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в

частности, воображаемое преобразование действительности), собственно

волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и

эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается

способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований)

поведению.

Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от

импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства

(ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется

радость от инициативного действия; получают новый толчок развития

социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает

способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем

способность к обособлению от других, обеспечивает развитие

индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний,

эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции

становятся "умными".

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую

ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии

формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит

основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со

взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному

сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать

трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных

языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой

усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).

Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей,

мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития

ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен

ребенок, с кем он ее осуществляет.

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей

взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и,

таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть

и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные

тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и

закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать

взрослые.

Воспитание дошкольников.

Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к

исправлению поведения или предупреждению .возможных отклонений от правила

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.