системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый
этап становления развитой личности.
Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения .детей является
забота общества об их здоровье.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о
физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота
о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех
документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование
"психологического благополучия ребенка" звучит как бессмысленное
словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его
развития является очень важным.
Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск
не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6
лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада,
четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти - с
карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1%
ежегодно. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные
сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни
на 5-20 лет. Около 50% нуждаются в психокоррекции, характеризуются
серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и
простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым
практически не справляются -ни педиатры, ни родители. В подавляющем
большинстве дети начиная с дошкольного возраста уже страдают дефицитом
движений и незакаленностью.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных
средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного
возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие
интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка
быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с
этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального
соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе
подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и
тренажеров.
Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания
принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на
пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых -
педагогов и родителей.
Целесообразно введение в штатное расписание дошкольного учреждения
преподавателя физкультуры (например, на хозрасчетной основе), который
помимо основных занятий будет проводить дополнительные занятия,
направленные на физиологическую коррекцию детей с нарушениями осанки, с
низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих и др.
Дополнительные занятия можно проводить во время прогулок, в свободное и
специально отведенное время.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их
психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения
физического и психического здоровья ребенка не сводятся к
узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским
мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском
учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных
видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их
особенностей.
Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее
лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада
вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на
воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и
климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить
дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием
на участке. Необходимо также широко использовать возможности спортивно-
оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов в
микрорайоне. Функционирование детского сада как "открытой системы"
существенно расширяет его собственные возможности.
Перестройка содержания педагогической работы с детьми.
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его
как первого этапа становления личности требует пересмотра задач
педагогической работы с детьми.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры,
ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в
природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни,
наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке,
средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и
средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы
активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения
к происходящему).
Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок
приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к
тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором
регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным
(всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и
воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.
Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть
осуществлена только при учете возраста детей.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей.
В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего
развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу
общечеловеческим ценностям и новым возможностям в познавать мир.
Эти периоды жизни отграничены друг с от друга; каждый предшествующий
создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть
искусственно "переставлены" во времени.
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется
возникновением следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие. К концу первого года жизни ребенок
ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает
улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее
близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими
от собственного тела и извне, складываются начальные формы предметного
восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения
наглядно-действенного мышления.
Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению
цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.
Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется
"социальная" улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется
чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям,
к деятельности, к самому себе в последующей жизни.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для
возникновения следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть мир,
где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок
проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни
("свои" и "чужие"); осваивает собственное имя; формирует представление о
"территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит к себе, о чем
сможет сказать "мое"). Развиваются предметное восприятие и наглядно-
действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме
мышления.
Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их
физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве,
начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются
начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания
взрослого).
Развитие переживаний. Возникает чувство автономии и личной ценности
(самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для
дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка,
но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в
предшествующий период развития условный план действия воплощается в
элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного
воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются
сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает
ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций
других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего
результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста,
который способен лишь к элементарному различению таких сфер
действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам",
к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах
каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу
"глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известных
пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в
частности, воображаемое преобразование действительности), собственно
волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и
эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается
способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований)
поведению.
Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от
импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства
(ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется
радость от инициативного действия; получают новый толчок развития
социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает
способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем
способность к обособлению от других, обеспечивает развитие
индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний,
эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции
становятся "умными".
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую
ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии
формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит
основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со
взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному
сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать
трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных
языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой
усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей,
мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития
ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен
ребенок, с кем он ее осуществляет.
От особенностей стимулирования или организации деятельности детей
взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и,
таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть
и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные
тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и
закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать
взрослые.
Воспитание дошкольников.
Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к
исправлению поведения или предупреждению .возможных отклонений от правила
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|