слуховой основе требуется 2 – 3 минуты, в зависимости от типа слова. Исходя
из этих расчетов, нецелесообразно вводить более 9—10 слов на одном уроке,
так как помимо работы над лексикой на уроке решаются и другие задачи.
Упражнение на подстановку, приведенное выше, было бы неправильно
считать механическим, так как в данном случае элемент сознательности
гарантируется градацией трудностей и переводом образца на родной язык, а
творческий элемент в работе учащихся проявляется в том, что учащиеся
употребляют новое слово в составляемых ими самими предложениях.
Самостоятельность в конструировании этих предложений, несмотря на то, что
они строятся по образцу, не подлежит сомнению, ибо с их помощью учащиеся в
речевой форме отражают меняющуюся ситуацию, Упражнения на подстановку можно
проводить и без использования наглядности, например:
Учитель: Father bought Pete new skates yesterday.
Учащиеся воспроизводят предложение.
Учитель: Say it about brother, Nick and skis.
Учащиеся: Brother bought Nick new skis.
Однако в этом случае творческий элемент в работе снижается.
Предложения-образцы можно использовать не только для подстановок, и для,
трансформаций, оппозиций и других преобразований.
1.2 Работа на графической основе
Упражнения на графической основе готовят учащихся к употреблению
слова в письменной речи (чтение, письмо). Они подкрепляют звуковой образ
слова. Кроме того, эти упражнения расширяют диапазон сочетаемости слова и
тем самым создают дополнительные связи, обеспечивающие большую его
активность.
1) Запись слова. Цель этого этапа состоит в том, чтобы показать
графический образ слова и, следовательно, обеспечить учащимся возможность
самостоятельного выполнения упражнений, содержащихся в учебнике.
Целесообразно записывать слова не по отдельности, а сразу блоком в
конце урока. Это способствует экономию времени и активизации процессов
памяти. Наконец запись с таким запаздыванием представляет дополнительные
возможности реализовать принцип устного опережения.
Пример записи слов на уроке:
Учитель: Now, let me see if you remember the words we’ve learnt today. Who
will tell me?
1-й ученик: A shop.
2-й ученик: to buy.
Учитель: That’s right. And who remembers the Past Indefinite of the word to
buy?
3-й ученик: Bought.
По мере называния слов учитель записывает их на доске. Если учащиеся забыли
какое-либо слово, учитель демонстрирует соответствующую картинку.
Учитель: Good, now let’s read the words.
Класс читает слова вслед за учителем.
Учитель: Ivanov, will you read the word?
Иванов читает.
Учитель: That’s right. Now, take your vocabularies and put down the
words.
В процессе обучения иностранному языку необходимо уделять серьезное
внимание учебному словарю школьника, рассматривая его как полезное пособие
для изучения, закрепления и повторения лексики, для накопления речевых
образцов. Ученики ведут личный словарь на протяжении всего школьного курса
изучения языка.
Наиболее удобной и оптимальной формой, по мнению ряда учителей [4, с.
24], оказался поурочный словарь. При этом в первый год обучения учащиеся на
уроке записывали новые ЛЕ в специальной тетради в трех графах: слово,
транскрипция, перевод. На втором году обучения по мере приобретения навыка
в классе ведение словаря стало самостоятельной домашней работой. На
среднем и старшем этапах форма словаря изменилась. За основу была взята
форма так называемого «гнезда слова» по образцу словаря учебника, но с
добавлением синонимов и антонимов из ранее усвоенных ЛЕ, различных
устойчивых словосочетаний, оборотов речи, пословиц и поговорок. Например:
|I |II |III |IY |Y |
|to learn, v |учиться |to study |to learn well|Live and |
| |узнавать |(synonym) |/ badly |learn |
|learning, n |учение | | | |
|learner, n |ученик | | | |
|learned, a |ученый | | | |
Последние три графы заполнялись постепенно под руководством учителя.
Здесь накапливались оптимально отобранные лексические средства речевой
деятельности, обогащающие устную речь учащихся.
Однако существуют и другие формы организации словаря [18, c.6]:
. по значению: тетрадь делится на большое число секций - слова, для
описания чувств, мест, движений и т.д. таким образом, можно
составить целые списки слов, связанные по значению;
. различные типы диаграмм: слова можно объединить под общим
названием или обобщающим словом в единую диаграмму:
FURNITURE
Living room bedroom
kitchen
Sofa bookcase ... lamp wardrobe ...
stool table
Данную диаграмму можно расширять по мере накопления новой лексики.
. В соответствии с частью речи: разные части речи можно записывать
разными цветами: существительные – красным, прилагательные – синим
и т.д.
. Синонимы и антонимы: если синоним или антоним уже знакомого слова,
их следует записать вместе с некоторыми комментариями.
Urban ( rural stop = cease (more formal)
2) Упражнения в чтении. На этом этапе работы в качестве материала
используются упражнения учебника, такие, как Прочитайте хором за учителем.
Заполните пропуски словами, подходящими по смыслу; и др. Здесь уже работа
ведется не только с данным словом, а со всей группой слов изученных на
уроке. Выполнение этих упражнений расширяет диапазон связей слова.
1) Упражнения в письме даются учащимся на дом. Материалом для них служат
также соответствующие упражнения параграфа учебника. К ним следует
добавить задания на написание вновь изученных слов и на составление
предложений или ситуаций с ними. На последующих уроках желательно
проводить диктанты.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
. Презентация лексики – это сложный процесс, состоящий из нескольких
этапов, каждый из которых одинаково важен для последующей работы над
лексикой.
. На этапе презентации необходимо использовать разнообразные виды работы
над словом: на слуховой и графической основе; изолированно и в контексте;
индивидуально, фронтально и коллективно.
. Важную роль для последующей работы над лексикой имеет запись слова в
словарь. Слова целесообразно водить и записывать тематически, что
способствует активизации процессов памяти.
ГЛАВА II:
Основные способы семантизации
Семантизация, как уже говорилось выше (см. Гл. I, стр.12), является
частью презентации. Под семантизацией понимается раскрытие значения слова.
Существует два основных вида семантизации – беспереводные и переводные
способы семантизации – каждый из которых имеет свои особенности,
достоинства и недостатки.
Выбор способа семантизации определяется качественной характеристикой
слова, принадлежностью слова к активному или пассивному минимуму, ступенью
обучения и уровнем знаний учащихся и местом проведения.
2.1 Беспереводные способы семантизации
Наглядные способы
Визуальный способ
Широко используются слайды, фотографии, рисунки, таблицы и сами
предметы. Этот способ применяется для раскрытия значения слов,
обозначающих реальные предметы, например, еда или мебель, или названия
профессий, описание людей, действия или занятия (виды спорта и глаголы
движения). С помощью этого способа легко организовать взаимодействие
учеников. Например, ряд картинок, изображающих различные виды спорта служит
для объяснения таких терминов, как skiing, sailing, climbing и т.д. С
помощью этих карточек можно организовать управляемый учителем рабочий
диалог:
Have you ever been (skiing)?
Yes, I went to Italy last year.
No, I haven’t. Have you?
Do you enjoy it? Etc.
Etc.
При презентации слов можно воспользоваться следующим методом [19, с.57]:
. Учитель объясняет учащимся , что они должны нарисовать картинку,
отображающую новые слова. Учащиеся должны работать самостоятельно.
. Учитель называет первое слово, объясняя его значение по-английски или
переводя его. Они рисуют его на картинке. Затем учитель называет второе
слово. Учащиеся продолжают рисовать, изображая второе слово.Таким
образом, они изображают все слова на одном рисунке.
. Учитель медленно повторяет все слова и просит учащихся подписать части
картинки.
. Учитель просит учащихся сравнить свои рисунки.
Кувшинов В.И., подчеркивая важность использования использования
цветных слайдов на начальном этапе при презентации лексики, предлагает
следующую форму работы со словами : a tree, an apple-tree, a garden, a
forest [4, с. 22]. На большом экране школьники видят изображение дерева,
елки, леса, а также яблони в саду в различные времена года. (в цвету
весной; летом с яблоками на ветках, с ярко-зелеными листьями; осенью с
поблекшей листвой и запорошенную снегом зимой). Наглядность того, что
изображено на слайдах, как правило, не требует затрат времени на
семантизацию лексики.
После аудирования и воспроизведения за учителем хором и индивидуально
слов a tree, an apple-tree, a garden, a fir-tree, many trees, a forest
учащиеся тренируются в употреблении новых слов вначале в сочетаниях с ранее
усвоенной лексикой. Предлагается, например, назвать все словосочетания со
словом tree.
Ребята называют: green tree; a big, green tree; a big, nice green
apple-tree; a little, green tree; a nice, little fir-tree и т. д.
После этого тренировка продолжается в форме диалога по известным
речевым образцам:
Т.: What do you see in the picture, children?
P1: I see a little green tree.
Т.: Is it an apple-tree?
Р2: No, it isn’t. It’s a fir-tree.
Т.: What tree do you see now, in this picture?
Р3: I see an apple-tree.
Т.: Do you like the apple-tree?
Р4: Yes, I do. I like this nice, big apple-tree.
Т.: Where is the apple-tree
Р5: It is in the garden. И т. д.
Таким образом, любая новая ЛЕ, являясь ключевым словом в упражнении
коммуникативного характера, многократно повторяется в конкретной ситуации,
изображенной на слайде.
Еще один пример со словом a trip, являющимся ключевым в ситуации
общения по теме «Поездка, путешествие» (средний этап). После ознакомления с
этим словом ученики с помощью сюжетных слайдов повторяют известные им
названия средств передвижения и знакомятся с новыми ЛЕ по данной теме, что
отвечает познавательным интересам подростков: a boy on a bicycle, a
trolley-bus in the street, a blue car in front of a house, a beautiful sea
liner in the port, an air liner in flight, a train at the station и т. д.
После этого школьники употребляют новое слово в атрибутивно-именных
сочетаниях, отвечая на вопрос учителя: What kind of trips do you know?
Ребята называли: a bicycle trip, a car trip, a bus trip, a boat trip, a sea
trip, a Sunday trip, a business trip и т. д. Могут быть и такие ответы: a
short bicycle trip, a long trip in a car, a holiday bus trip to ..., a
wonderful boat trip on the lake, a summer trip to the south и т. д.
Затем тренировка проводится в виде диалога по цепочке. В вопросах и
ответах учащиеся используют глагольно-именные сочетания, с которыми были
ознакомлены: to make a ... trip to ..., to go on a ... trip to ..., to plan
a trip to... .
P1: Do you like to go on trips?
P2: Yes, I like trips very much. Where did you go on your last trip?
P3: I went to the country. Where did you go on your last trip?
P4: I went on a bus trip to Suzdal. Did you go on a trip to Suzdal
last ...?
P5: No, I didn’t, but I’d like to go there.
P6: I like bicycle trips in the park. Who did you go on the trip
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|