на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные направления и тенденции развития высшего образования

| |професси-оналов |Массовая |специалистов в |

| |среднего звена) |подготовка |короткие сроки |

| | |про-фессионалов-и| |

| | |сполнителей | |

|Для |Наличие коро-тких|Четкая |Выбор собствен-ной |

|личности |этапов при |ориен-тация на |траектории |

| |достижении |про-фессию, |образования. |

| |профессиональ- |опреде-ленность в|Воз-можность |

| |ного роста, |буду-щем виде |получе-ния |

| |6лизкие цели |дея-тельности. |многопрофи-льной |

| | |Рег-ламентирован-|профпод-готовки. |

| | |ный процесс |Способ-ность к |

| | |обучения |непрерыв-ному |

| | | |образованию |

|Для |Развитая сеть |Унифицирова-ность|Свобода |

|об-разовате|вечернего и |подготов-ки по |формиро-вания |

|-льных |за-очного |срокам, уровню, |учебного процесса в |

|уч-реждений|обуче-ния. |докуме-нтам об |вузе, возможность |

|(вузов) |Хорошая |образо-вании. |мак-симальной |

| |подготовлен-ность|Жесткая |реали-зации |

| |студентов к |регламентация |научно-педа-гогическ|

| |практическим |всего учебного |ого потен-циала |

| |задачам, |процесса |вуза, учета его |

| |связан-ным с |(про-грамм, |специфики. |

| |предстоя-щей |учебных планов и |То-лерантность |

| |деятельно-стью |т.д.) |сис-темы к новациям |

|Соотно-шени|Профессиональный |Профессиональ-ный|Образовательный |

|е ме-жду |компонент |компонент |фундаментальный |

|ком-понента|доминирует над |доминирует над |компонент |

|-ми |образователь-ным |образователь-ным.|доми-нирует над |

|обуче-ния | | |про-фессиональным |

| | | |(на I - II уровнях) |

|Основные |Низкий |Большая |Возможная излиш-няя |

|недостат-ки|обще-образовател|дли-тельтельность |децентрализа-ция |

| |ь-ный уровень. |образовательно-го |системы |

| |Узкая |этапа. Слабый учет|обра-зования. |

| |направ-ленность |потребнос-тей |Потен-циальная |

| |про-фессионально|личности. Слабо |возмож-ность |

| |й подготовки. |развитые |снижения уровня |

| |Специалисты с |способности к |образова-ния путем |

| |репродуктив-ным |творческой |"эконо-мии" за счет |

| |воспроиз-ведение|рабо-те, к |па-раллельной |

| |м ин-формации |самообразо-ванию. |подго-товки |

| | |Форми-рование |бакалавра и |

| | |иждеве-нчески |специалиста. |

| | |наст-роенной |От-сутствие |

| | |лич-ности и |разрабо-танного |

| | |конфор-мизма. |механиз-ма, перехода|

| | |Медлен-ная реакция|с од-ной |

| | |на изменение |образователь-ной |

| | |зап-росов |программы на другую |

| | |общества. |(между П и III |

| | | |уровнями) |

Из приведенной таблицы видно, что границы между системами не являются

четкими. Системы имеют много общих черт. Если их понимать как некоторые

множества параметров, то соотношение между ними будет иметь следующий вид:

A x B

y t z

C

Рис. 8. Схема взаимосвязи различных систем обучения

Здесь А - многоступенчатая система, В - многоуровневая система, С-

моноуровневая система, x, y, z - наборы свойств, общих одновременно для А и

В, А и С, В и С, соответственно, t - общие свойства для всех трех систем.

В.А. Кузнецова рассматривает свойства указанных систем и дает им

определения [101].

Многоступенчатая система - это совокупность профессионально-

образовательных программ, отличающихся уровнями квалификации, приобретаемой

обучающимся в одном направлении деятельности или одной отрасли хозяйства,

имеющими главной задачей узкопрофессиональную подготовку и обеспечивающими

рост профессиональной квалификации при переходе от одной ступени к

следующей. Высшее образование выступает как неделимая единая ступень.

Моноуровневая система высшего образования - это совокупность

одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ,

ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим

профессиональным образованием.

Многоуровневая система высшего образования - это совокупность

последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных

образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным

компонентом на I-II уровнях и множественностью программ профессиональной

подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня

на следующий характеризует степень образованности.

Особенность многоуровневого образования - появление различных

образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах

важнейшая задача - формирование творческого мышления и условий для

самореализации.

Первая ступень - активизация традиционных видов учебной деятельности

(проблемные и “бесконспектные” лекции, лекции-пресс-конференции и т.д.,

семинары-диалоги, семинары на ролевой основе и т.д.).

Вторая ступень - активизация информационных технологий обучения;

разнообразие их и проблемность как на аудиторных занятиях, так и в ходе

самостоятельной работы студентов (компьютеры, кинофильмы, телевидение и

т.д.). Одновременно необходимы методы активного обучения.

Третья ступень - контекстный подход, для применения навыков и умений в

решении квазипрофессиональных задач. Широкое использование активных

(включая деловые игры и игровое проектирорвание) и информационных

технологий обучения. Подготовка магистров - занятия с элементами

исследований, участие в реальных деловых играх (инновационные, проблемно-

деловые, организационно-деятельностные) [89].

Приоритетные задачи в области диверсификации образования:

-поиск новых наиболее гибких и экономичных структурных форм

образования, отражающих имеющиеся потребности общества и возможности

существующей системы образования;

-проблема взаимодействия отдельных частей образовательной системы;

-проблема контроля качества образования и соответствия системы

образования поставленным целям и потребностям общества;

-наполнение содержанием готовых образовательных конструкций, механизм

обеспечения саморазвития системы образования, оптимальное соотношение между

образовательными компонентами;

- поиск путей интеграции в мировую образовательную систему;

-выявление конкретных механизмов реализации образовательных

потребностей;

-экономическое и правовое обеспечение системы образования.

Как показывает практика, основной движущей силой и опорой конструкции

интегрированного непрерывного образования являются образовательные

учреждения высшего профессионального образования — вузы. Все

образовательные новации последних десятилетий: различные учебные комплексы,

в т.ч. учебно-научно-производственные и комплексы "школа-вуз",

среднетехнические факультеты, вновь создаваемые структуры довузовского,

дополнительного и послевузовского образования — строятся на интеграции с

вузами [90].

Г.В. Мухаметзянова выделяет [91] ряд теоретических проблем, решение

которых необходимо для реализации системы многоуровневого образования:

педагогические: формирование содержания образования при ступенчатой системе

подготовки; обеспечение завершенности , преемственности и интеграции его с

базовым содержанием школы; система критериев аттестации при переходе

студентов с одной ступени на другую; сокращение сроков обучения при

переходе из одного учебного заведения в другое;

психологические: личность в условиях многоступенчатой подготовки;

формирование разных типов профессиональной деятельности на разных ступенях

обучения;

социально-психологические: социально-психологический климат в условиях

разных уровней притязаний на получение профессиональной подготовки;

экономические: затраты на подготовку специалистов;

управленческие: координация и субординация связей в системе государственно-

общественного управления, оптимизация функций механизмов управления.

В таких системах есть несколько положительных моментов: во-первых,

существенное расширение социальной базы студенчества за счет лиц:

1.способных к усвоению лишь начального профессионального образования.

2.склонных лишь к исполнительной деятельности.

3.ограниченных временными и финансовыми возможностями.

Во-вторых, возможность создания учебных планов и программ,

отличающихся высоким уровнем мобильности и способности удовлетворять

широкий спектр меняющихся потребностей сферы культуры, науки и

производства.

В третьих, создание единых образовательных профессиональных

стандартов.

В четвертых, улучшение качества обучения, так как на каждой ступени

доминируется одна ориентация: на первой - на репродуктивную деятельность,

на второй - на прикладную продуктивную деятельность, на третьей - на

теоретическую продуктивную деятельность.

В пятых, улучшение качества специалистов на каждом уровне, так как

поступление на последующую ступень стало вестись на конкурсной основе, т.е.

такая система отбора строится в двух общепризнанных принципах: открытости

(доступности) и селективности (конкуренции) [95].

В шестых, реализация методов совершенствования учебного процесса:

метода заданий целей обучения; метода отбора необходимого и достаточного;

метода определения необходимого качества усвоения материала;

метода выбора рациональной комбинации видов учебной деятельности;

метода построения и реализации системы контроля за ходом и результатом

обучения, разработка и внедрение системы управления качеством подготовки

специалистов на каждой ступени обучения;

метода конечных проектов, обеспечивающего интегративную связь предметов

внутри одного блока дисциплин и между предметами различных циклов.

С психолого-педагогических позиций указанный подход к преемственности

обучения характеризуется функционально-деятельностной, личностно-

ориентированной и проблемно-исследовательской деятельностью

В.С. Цивунин подчеркивает [96], что в преподавании цикла химии

необходима взаимосвязь дисциплин в плане согласованности программ,

последовательности изложения, логичной терминологии и единой идеологии.

Важнейшей задачей профессионального образования является не только

освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка

вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста.

Широко распространены понятия математического, гуманитарного, инженерного

мышления и т.д. При этом имеется ввиду определенный тип восприятия

окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразия логики

мышления, методов и подходов в решении возникающих задач.

Поэтому одна из проблем химической подготовки современного инженера-

технолога в области заключается в формировании у него химического мышления,

помогающего ему сознательно решать нетрадиционные, творческие

технологические проблемы. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с

общим процессом формирования личности специалиста на всех стадиях его

пребывания в университете.

Химия столь обширна и так глубоко пронизывает множественные сферы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.