| |професси-оналов |Массовая |специалистов в |
| |среднего звена) |подготовка |короткие сроки |
| | |про-фессионалов-и| |
| | |сполнителей | |
|Для |Наличие коро-тких|Четкая |Выбор собствен-ной |
|личности |этапов при |ориен-тация на |траектории |
| |достижении |про-фессию, |образования. |
| |профессиональ- |опреде-ленность в|Воз-можность |
| |ного роста, |буду-щем виде |получе-ния |
| |6лизкие цели |дея-тельности. |многопрофи-льной |
| | |Рег-ламентирован-|профпод-готовки. |
| | |ный процесс |Способ-ность к |
| | |обучения |непрерыв-ному |
| | | |образованию |
|Для |Развитая сеть |Унифицирова-ность|Свобода |
|об-разовате|вечернего и |подготов-ки по |формиро-вания |
|-льных |за-очного |срокам, уровню, |учебного процесса в |
|уч-реждений|обуче-ния. |докуме-нтам об |вузе, возможность |
|(вузов) |Хорошая |образо-вании. |мак-симальной |
| |подготовлен-ность|Жесткая |реали-зации |
| |студентов к |регламентация |научно-педа-гогическ|
| |практическим |всего учебного |ого потен-циала |
| |задачам, |процесса |вуза, учета его |
| |связан-ным с |(про-грамм, |специфики. |
| |предстоя-щей |учебных планов и |То-лерантность |
| |деятельно-стью |т.д.) |сис-темы к новациям |
|Соотно-шени|Профессиональный |Профессиональ-ный|Образовательный |
|е ме-жду |компонент |компонент |фундаментальный |
|ком-понента|доминирует над |доминирует над |компонент |
|-ми |образователь-ным |образователь-ным.|доми-нирует над |
|обуче-ния | | |про-фессиональным |
| | | |(на I - II уровнях) |
|Основные |Низкий |Большая |Возможная излиш-няя |
|недостат-ки|обще-образовател|дли-тельтельность |децентрализа-ция |
| |ь-ный уровень. |образовательно-го |системы |
| |Узкая |этапа. Слабый учет|обра-зования. |
| |направ-ленность |потребнос-тей |Потен-циальная |
| |про-фессионально|личности. Слабо |возмож-ность |
| |й подготовки. |развитые |снижения уровня |
| |Специалисты с |способности к |образова-ния путем |
| |репродуктив-ным |творческой |"эконо-мии" за счет |
| |воспроиз-ведение|рабо-те, к |па-раллельной |
| |м ин-формации |самообразо-ванию. |подго-товки |
| | |Форми-рование |бакалавра и |
| | |иждеве-нчески |специалиста. |
| | |наст-роенной |От-сутствие |
| | |лич-ности и |разрабо-танного |
| | |конфор-мизма. |механиз-ма, перехода|
| | |Медлен-ная реакция|с од-ной |
| | |на изменение |образователь-ной |
| | |зап-росов |программы на другую |
| | |общества. |(между П и III |
| | | |уровнями) |
Из приведенной таблицы видно, что границы между системами не являются
четкими. Системы имеют много общих черт. Если их понимать как некоторые
множества параметров, то соотношение между ними будет иметь следующий вид:
A x B
y t z
C
Рис. 8. Схема взаимосвязи различных систем обучения
Здесь А - многоступенчатая система, В - многоуровневая система, С-
моноуровневая система, x, y, z - наборы свойств, общих одновременно для А и
В, А и С, В и С, соответственно, t - общие свойства для всех трех систем.
В.А. Кузнецова рассматривает свойства указанных систем и дает им
определения [101].
Многоступенчатая система - это совокупность профессионально-
образовательных программ, отличающихся уровнями квалификации, приобретаемой
обучающимся в одном направлении деятельности или одной отрасли хозяйства,
имеющими главной задачей узкопрофессиональную подготовку и обеспечивающими
рост профессиональной квалификации при переходе от одной ступени к
следующей. Высшее образование выступает как неделимая единая ступень.
Моноуровневая система высшего образования - это совокупность
одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ,
ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим
профессиональным образованием.
Многоуровневая система высшего образования - это совокупность
последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных
образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным
компонентом на I-II уровнях и множественностью программ профессиональной
подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня
на следующий характеризует степень образованности.
Особенность многоуровневого образования - появление различных
образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах
важнейшая задача - формирование творческого мышления и условий для
самореализации.
Первая ступень - активизация традиционных видов учебной деятельности
(проблемные и “бесконспектные” лекции, лекции-пресс-конференции и т.д.,
семинары-диалоги, семинары на ролевой основе и т.д.).
Вторая ступень - активизация информационных технологий обучения;
разнообразие их и проблемность как на аудиторных занятиях, так и в ходе
самостоятельной работы студентов (компьютеры, кинофильмы, телевидение и
т.д.). Одновременно необходимы методы активного обучения.
Третья ступень - контекстный подход, для применения навыков и умений в
решении квазипрофессиональных задач. Широкое использование активных
(включая деловые игры и игровое проектирорвание) и информационных
технологий обучения. Подготовка магистров - занятия с элементами
исследований, участие в реальных деловых играх (инновационные, проблемно-
деловые, организационно-деятельностные) [89].
Приоритетные задачи в области диверсификации образования:
-поиск новых наиболее гибких и экономичных структурных форм
образования, отражающих имеющиеся потребности общества и возможности
существующей системы образования;
-проблема взаимодействия отдельных частей образовательной системы;
-проблема контроля качества образования и соответствия системы
образования поставленным целям и потребностям общества;
-наполнение содержанием готовых образовательных конструкций, механизм
обеспечения саморазвития системы образования, оптимальное соотношение между
образовательными компонентами;
- поиск путей интеграции в мировую образовательную систему;
-выявление конкретных механизмов реализации образовательных
потребностей;
-экономическое и правовое обеспечение системы образования.
Как показывает практика, основной движущей силой и опорой конструкции
интегрированного непрерывного образования являются образовательные
учреждения высшего профессионального образования — вузы. Все
образовательные новации последних десятилетий: различные учебные комплексы,
в т.ч. учебно-научно-производственные и комплексы "школа-вуз",
среднетехнические факультеты, вновь создаваемые структуры довузовского,
дополнительного и послевузовского образования — строятся на интеграции с
вузами [90].
Г.В. Мухаметзянова выделяет [91] ряд теоретических проблем, решение
которых необходимо для реализации системы многоуровневого образования:
педагогические: формирование содержания образования при ступенчатой системе
подготовки; обеспечение завершенности , преемственности и интеграции его с
базовым содержанием школы; система критериев аттестации при переходе
студентов с одной ступени на другую; сокращение сроков обучения при
переходе из одного учебного заведения в другое;
психологические: личность в условиях многоступенчатой подготовки;
формирование разных типов профессиональной деятельности на разных ступенях
обучения;
социально-психологические: социально-психологический климат в условиях
разных уровней притязаний на получение профессиональной подготовки;
экономические: затраты на подготовку специалистов;
управленческие: координация и субординация связей в системе государственно-
общественного управления, оптимизация функций механизмов управления.
В таких системах есть несколько положительных моментов: во-первых,
существенное расширение социальной базы студенчества за счет лиц:
1.способных к усвоению лишь начального профессионального образования.
2.склонных лишь к исполнительной деятельности.
3.ограниченных временными и финансовыми возможностями.
Во-вторых, возможность создания учебных планов и программ,
отличающихся высоким уровнем мобильности и способности удовлетворять
широкий спектр меняющихся потребностей сферы культуры, науки и
производства.
В третьих, создание единых образовательных профессиональных
стандартов.
В четвертых, улучшение качества обучения, так как на каждой ступени
доминируется одна ориентация: на первой - на репродуктивную деятельность,
на второй - на прикладную продуктивную деятельность, на третьей - на
теоретическую продуктивную деятельность.
В пятых, улучшение качества специалистов на каждом уровне, так как
поступление на последующую ступень стало вестись на конкурсной основе, т.е.
такая система отбора строится в двух общепризнанных принципах: открытости
(доступности) и селективности (конкуренции) [95].
В шестых, реализация методов совершенствования учебного процесса:
метода заданий целей обучения; метода отбора необходимого и достаточного;
метода определения необходимого качества усвоения материала;
метода выбора рациональной комбинации видов учебной деятельности;
метода построения и реализации системы контроля за ходом и результатом
обучения, разработка и внедрение системы управления качеством подготовки
специалистов на каждой ступени обучения;
метода конечных проектов, обеспечивающего интегративную связь предметов
внутри одного блока дисциплин и между предметами различных циклов.
С психолого-педагогических позиций указанный подход к преемственности
обучения характеризуется функционально-деятельностной, личностно-
ориентированной и проблемно-исследовательской деятельностью
В.С. Цивунин подчеркивает [96], что в преподавании цикла химии
необходима взаимосвязь дисциплин в плане согласованности программ,
последовательности изложения, логичной терминологии и единой идеологии.
Важнейшей задачей профессионального образования является не только
освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка
вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста.
Широко распространены понятия математического, гуманитарного, инженерного
мышления и т.д. При этом имеется ввиду определенный тип восприятия
окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразия логики
мышления, методов и подходов в решении возникающих задач.
Поэтому одна из проблем химической подготовки современного инженера-
технолога в области заключается в формировании у него химического мышления,
помогающего ему сознательно решать нетрадиционные, творческие
технологические проблемы. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с
общим процессом формирования личности специалиста на всех стадиях его
пребывания в университете.
Химия столь обширна и так глубоко пронизывает множественные сферы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|