на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе

то вечное, что всегда было, есть и будет в нашей жизни и отражено в

произведениях разных жанров (А. Родина, 1999).

Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать

соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению.

Возможно здесь помогут «живые» впечатления детей от прогулки по осеннему и

весеннему лесу, парку, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное

время года, от прошлого лета и т. д. «Все это обеспечивает необходимую

«внутреннюю наглядность», помогающую читателю принять тот художественный

образ, который создан практиком или поэтом», - пишет О. Шарапова в статье

«Методика чтения лирических стихотворений и поэтических описаний природы»

(О. Шарапова, 2000, с. 30). Желательным при работе с поэтическими

произведениями о природе является элементарный анализ формальных средств их

построения, в частности, рифм и ритмики. Автор вышеназванной работы говорит

о возможности обратить внимание учащихся на аллитерацию, ассонанс,

предложить подумать о том, с какой целью автор использует эти средства

выразительности. Отдельным этапом в работе над анализируемыми

произведениями О. Шарапова выделяет поиск тропов в целях достижения большей

художественной выразительности.

Л. Нефедова делится опытом о том, как она знакомит детей с творчеством

С. Есенина. Знакомство со стихотворениями призвано способствовать

формированию нравственно-эстетического отношения к природе и подготовке к

восприятию и постижению таких пластов читательской культуры, как лирическая

поэзия и устное народное творчество, - считает автор статьи «Знакомство

младших школьников с фольклорными традициями в пейзажной лирике С. Есенина»

(Л. Нефедова, 1990). В статье рассматриваются возможные варианты

методического подхода к программным стихам С. Есенина. Л. Нефедова проводит

большую работу над усвоением детьми средств выразительности: метафор,

эпитетов, сравнений.

К. Тихомирова в работе «Диафильм «Есть в осени первоначальной ...»

говорит о возможности использования диафильма на уроках чтения пейзажной

лирики об осени. В диафильме «Есть в осени первоначальной...» вошли лишь

некоторые тексты из «Книги для чтения», которые поддаются экранизации. Это,

по словам исследователя, способствует не только лучшему эмоциональному, но

и зрительному восприятию пейзажной лирики (К. Тихомирова, 1988).

З. Лобановская («Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение»)

постепенно вводит своих воспитанников в замечательный мир поэзии. Каждый

урок она начинает с «пяти минут поэзии». Ученики читают стихи о Родине,

временах года и т. д., а затем переписывают их на листок и сдают. Когда

стихотворений на определенную тему собирается 40 и более, родители учащихся

оформляют их в сборник. Лучшее выразительное чтение стихов автор статьи

записывает на аудиокассету. При чтении стихов детьми использует репродукции

с картин художников, цветные иллюстрации из журналов. При анализе

стихотворения большое внимание уделяется содержанию и языку. З. Лобановская

отрывки из стихотворений использует также при закреплении правил на уроках

русского языка (З. Лобановская, 1987).

Е. Цетлин в своей статье «Работа над восприятием образных средств

литературы при помощи музыки» указывает на важность использования музыки на

уроках чтения стихотворений пейзажной лирики. «Верное ощущение смысловых

оттенков слов и выражений дает возможность почувствовать описание во всей

полноте и неповторимости его эмоциональной окраски. Благодаря музыке дети

чутко воспринимают настроение, которым пронизан пейзаж в лирических

стихотворениях» (Е. Цетлин, 1981, с. 25). Е. Цетлин доказывает, что

при помощи музыки пейзаж воспринимается детьми более ярко, эмоционально.

В. Граблева («Словесное рисование на уроках чтения при изучении

лирических произведений») описывает разработанную ею систему заданий по

словесному рисованию на уроках чтения при изучении лирических произведений.

В систему входит четыре группы упражнений:

> первая группа упражнений направлена на развитие у детей

способности эмоционально откликаться на прочитанное;

> вторая группа – на пробуждение воображения и фантазии школьников

(словесное рисование);

> третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию

представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре;

> четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения.

(В. Граблева, 2000).

Автор статьи указывает на важность работы над образным языком

лирического стихотворения, так как такая работа способствует развитию речи

и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое

содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу. В.

Граблева пишет, что «зачастую эту работу учителя сводят лишь к толкованию

непонятных слов, а выразительные средства языка, красота поэтических

выражений остаются за пределами понимания детей» (В. Граблева, 2000, с.

20).

Работая над темой исследования, мы поинтересовались, как литовские

ученые, методисты и учителя-практики решают проблему анализа произведений

пейзажной лирики. Так, И. Бойкене в статье «Особенности знакомства младших

школьников с лирическими произведениями» утверждает, что «выразительное

чтение должно стать одним из важнейших методов обучения, так как именно

выразительное чтение с наибольшей полнотой раскрывает художественные образы

произведения» (И. Бойкене, 1997, с. 43). Среди задач анализа лирических

произведений автор статьи выделяет следующие:

1. Постоянно приобщать детей к миру поэзии путем знакомства их с

лучшими произведениями русских поэтов, приучать слушать стихи,

испытывать чувство радости и волнения при встрече с ними,

побуждать интерес к ним.

2. Развивать воссоздающее и творческое воображение детей, позволяющее

адекватно воспринимать художественное произведение.

3. Обогащать личный опыт ребенка авторским видением мира при чтении

пейзажных лирических произведений, учить детей замечать прекрасное

в окружающей природе, т.е. реализовать принцип: от жизни – к

поэзии и от поэзии – к жизни (И. Бойкене,1997).

П. Масюлис в работе «Kai kurios mokini? nesidom?jimo eil?ra??iais

prie?astys» пишет, что одной из важнейших причин, связанных с тем, что дети

не любят поэзию, является непонимание ими стихотворений. Зачастую на уроках

чтения стихотворений учителя нередко забывают о специфике этого жанра и

анализируют поэзию как прозаические произведения. П. Масюлис

доказывает, что в целях заинтересовать детей в чтении стихотворений, надо

на уроках использовать упражнения в реконструкции текста (P. Masiulis,

1996).

Р. Тутлите в статье «Poezija mokyklai» называет 3 основных принципа

работы над стихотворением:

1. Беречь детей от плохих стихов, знакомить их с лучшими

произведениями поэтов.

2. Дать детям возможность импровизировать, самим сочинять и

т. д.

3. Учить как можно больше стихотворений наизусть, чтобы школьники

почувствовали особенность этого жанра (R.

T?tlyt?, 2000).

Д. Бурнейкене на уроке анализа лирических произведений большое внимание

уделяет выразительному чтению, старается, чтобы дети читали натуральным

голосом, правильно интонировали. Учительница много места отводит

подготовительной работе: оформление класса, беседа, выдуманные ситуации,

перед чтением стихотворений использует музыку: «Muzika ?mones su?ildo ir

atgaivina» (D. Burneikien?, 1996, p. 23).

ВЫВОДЫ

1. Изучение научно-методической литературы показывает, что вопросу об

анализе пейзажной лирики в начальных классах здесь отводится немало

места.

Многие выдающиеся ученые и педагоги России и Литвы

(И. Бойкене, Л. Нефедова, Л. Мали, А. Родина и др.) убедительно

доказывают, что на уроках чтения пейзажной лирики необходимо

использовать музыкальные произведения и живопись, что способствует

лучшему восприятию, пониманию лирических стихотворений и эмоционально-

эстетическому развитию младших школьников.

2. В научно-методических трудах отмечается необходимость тщательного

подбора и систематического использования живописи и музыки на уроках

чтения пейзажной лирики, а также соответствующей подготовки учителя к

проведению уроков данного типа.

3. Проанализировав научно-методическую литературу, мы пришли к выводу о

том, что вышеизложенная проблема все же нуждается в дальнейшем

изучении. До сих пор нет конкретных методических рекомендаций по

использованию живописи и музыки на уроках чтения пейзажной лирики в

начальных классах. Не обнаружили также обсуждения результатов широких

экспериментальных исследований данного вопроса.

II. Проблема анализа произведений пейзажной лирики в программе, учебниках и

школьной практике

1. Анализ Программы по русскому языку для 1 – 4 классов

C целью выяснить, какие требования выдвигает программа по анализу

произведений пейзажной лирики, мы изучили Программу по родному языку для

начальных классов (Шевелева Н., Шифрисова Ф., Силиванова Ж., 1995).

Так, во втором классе учащиеся усваивают композицию текста, получают

некоторые знания об обрядовой поэзии и обрядах.

Третьеклассники знакомятся с былинами, лирическими песнями.

Учащиеся четвертого класса учатся умелому использованию фразеологизмов,

правильному выбору выразительных средств в своих творческих работах.

Результат анализа школьной программы показывает, что вопросу об анализе

пейзажной лирики уделяется мало внимания. В Программе не вполне четко

определены следующие требования:

1. К развитию эстетического переживания учеников:

а) умение выражать свое отношение к изображаемому автором

языку произведения, аргументировать свою точку зрения;

б) умение эстетически переживать стихотворения о природе (что

чувствовал и думал автор, какие слова нашел, какие словесные

картины нарисовал, какое настроение выразил);

в) умение представить картину (-ы), нарисованную поэтом.

2. К формированию и развитию умений и навыков литературоведческого

анализа пейзажной лирики:

а) наблюдать над языком лирических произведений;

б) использовать в собственной речи

изобразительные средства языка: метафоры, сравнения,

эпитеты и др.

в) использовать разные дидактические формы работы при

анализе содержания текста.

3. К развитию творческих способностей детей при чтении лирических

стихотворений.

4. К содержанию и методическим формам работы с музыкальными

произведениями и живописью на уроках чтения пейзажной лирики.

2. Анализ учебников по чтению для начальных классов

С целью узнать, какие вопросы и задания предлагаются учебниками по

чтению при анализе лирических произведений, какие умения и навыки в связи с

этим формируются у детей по созданию образов и картин природы, мы

проанализировали учебники для чтения 2 – 4 классов.

Учебник для 2 класса «Радуга» I часть

(Н. Шевелева, Ф. Шифрисова, 1996)

Ученикам предлагаются такие вопросы и задания к текстам пейзажной

лирики:

В. 6, с. 34 – С каким настроением пишут поэты о приходе осени? Есть

ли разница?

В. 9, с. 34 – Какие краски осени вы увидели в стихах поэтов?

В. 13, с. 34 – Почему А. Пушкин изображает осень как «пышное природы

увяданье»?

В. 14, с. 34 – Посмотрите на осеннее небо, как вы его опишете, что

увидите?

В. 3, с. 73 – Какую картину вы представляете, читая первые три строки

его стихотворения?

В. 4, с. 73 – ... с чем сравнивается снег и сугробы?

В. 5, с. 73 – Какие сказочные чудеса вы увидели, прочитав стихи?

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.