на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс

ребенка направлена на действия с предметами и объектами окружающей

действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-

манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается

познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на

познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип

деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь

потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера.

Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является

игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше

внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем

дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений

окружающих людей, что формирует новые потребности.

Вот как выглядит периодизация Д. Б. Эльконина в целом (см. также

таблицу).

1. Младенческий возраст – 0 – 1 год. Ведущий вид деятельности –

непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются

ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия,

сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми,

мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным

новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении

с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

«В своей основе, – подчеркивает Д. Б. Эльконин, – потребность субъекта в

общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от

него получает и которую сам ему дает».

2. Раннее детство – 1 – 3 года. Ведущая деятельность – предметно-

орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами

действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием

возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

3. Дошкольный возраст – 3 – 7 лет. Ведущая деятельность – ролевая игра, в

процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой

деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к

общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности, то

характеризует готовность ребенка к начальному обучению.

4. Младший школьный возраст – 7 – 11 лет. Ведущая деятельность – учение.

В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и

явлениях внешнего мира и человеческих отношении. Новообразованиями возраста

являются произвольность психических явлений, внутренний план действия,

рефлексия.

5. Подростковый возраст – 11 – 15 лет. Ведущая деятельность – общение в

системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-

организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает

навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются

формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям,

стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам

коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Ведущая деятельность – учебно-

профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как

мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных

периодов, исходя из диалектико-материалнстического положения о движущих

силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и

старыми возможностями их удовлетворения.

Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в

изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и

уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня

развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми

действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении

содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны

взрослых изменить отношение к подростку.

|Возрастной |Ведущая |На что |Какая сфера |Новообразовани|

|период |деятельность |направлена |психики |я возраста |

| | |познавательна|преимущественн| |

| | |я |о развивается | |

| | |деятельность | | |

|Младенческий |Непосредственно|На познание |Личностная |Потребность в |

|(0-1 г.) |е эмоциональное|отношений |(потребностно-|общении. |

| |общение | |мотивационная)|Эмоциональные |

| | | | |отношения |

|Раннее детство|Предметно-манип|На познание |Познавательные|Речь и |

| |улятивная |предмета |процессы |наглядно-дейст|

|(1-3 г.) |деятельность | | |венное |

| | | | |мышление |

|Дошкольный |Ролевая игра |На познание |Личностная |Потребность в |

|возраст | |отношений |(потребностно-|общественно-зн|

|(3 – 7 лет). | | |мотивационная)|ачимой и |

| | | | |общественно-оц|

| | | | |ениваемой |

| | | | |деятельности |

|Младший |Учение |На познание |Интеллектуальн|Произвольность|

|школьный – | |начал наук |о-познавательн|. Внутренний |

|возраст (7 – | | |ая |план действия.|

|11 лет) | | | |Самоконтроль. |

| | | | |Рефлексия. |

|Подростковый |Деятельности |На познание |Личностная |Стремление к |

|возраст (11 – |общения в |системы |(потребностно-|«взрослости», |

|15 лет) |процессе |отношений в |мотивационная)|самооценка, |

| |обучения, |разных | |подчинение |

| |организованной |ситуациях | |нормам |

| |трудовой | | |коллективной |

| |деятельности | | |жизни |

|Старший |Учебно-професси|На познание |Познавательная|Мировоззрение,|

|школьный |ональная |профессий | |профессиональн|

|возраст (15 – | | | |ые |

|17 лет) | | | |интересы |

Билет №3

Вопрос 1.

Великие педагоги прошлого. Рассказать подробно об одном из них.

Иоган Генрих Песталоцци – гармоническое развитие личности.

Жан Жак Руссо – природосообразное воспитание. Человек и природа

неразделимы.

Януш Корчак.

Я. А. Коменский – создатель гуманистической педагогической системы.

Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель-гуманист и

педагог. Он родился в семье члена протестантской общины «чешских братьев» –

наследников антифеодального гуситского движения. Первоначальное образование

получил в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в

Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы

Коменский возвращается на родину, где становится выборным священником

общины и возглавляет братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана

Тридцатилетней войной (1618-1648). Будучи одним из. руководителей чешской

реформаторской церкви, он вынужден скрываться. Во время скитаний погибают

его жена и дети, в Праге сжигают принадлежащие ему рукописи. В конечном

итоге Коменский вынужден навсегда покинуть Чехию. С этого момента он

занимается только педагогической деятельностью. В польском городе Лешно,

где обосновалась часть общины «чешских братьев», Коменский руководил

братской школой, работал над «Великой дидактикой» .

В 40- годах Коменский по предложению шведского правительства занимается

подготовкой реформы школы в Швеции С 1650 по 1654 г. он работает В.

Венгрии, где пытается реализовать свои идеи устройства школы.

В. 1654 г. Коменский возвращается в Лешно, но в ходе польско-шведской

войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и

библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по

решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Там же он много работал над завершением главного труда своей жизни –

«Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», который являлся итогом

его философско-педагогических и общественных планов по исправлению

общества.

Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании

системы воспитания и образования. Обновленный образовательно-воспитательный

процесс должен строиться «природосообразно» – в соответствии с объективными

законами природы. «Искусство воспитания совершенствует природу, а не

извращает ее Искусство против природы бессильно… может сделать только то,

что допускает природа. Искусство, не следующее природе, больше вредит, чем

помогает».

Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее

главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных,

так и в отношении человека. Он указывал, что «точный порядок школы надо

заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над тем»

процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Принцип

природосообразности полагает при этом изучение законов духовной жизни

человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего

человечества. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом

впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь… Если мы

позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем

несправедливы по отношению. к тем, кто обладает той же природой».

Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Великой

дидактике» (1638).

Вопрос 2.

Психологические особенности развития младшего школьника.

7-11 лет.

В этом возрасте активно идет развитие психических черт и свойств

личности. Идет формирование основных духовно-нравственных качеств людей

(детей). Значительно сохраняется активная роль семьи и школы в формировании

познавательных процессов и интересов, но возрастает влияние на это

неоформленных воздействий. Но роль семьи и школы доминирует. У детей со

сформированными … положительными качествами возрастает способность

противостоять отрицательным влияниям среды.

Главные психолого-педагогические направления в развитии:

1. Изменения социального статуса ребенка.

2. Соединение свободы выбора с режимом.

3. Перестройка деятельности (теперь не игровая, а учебная деятельность,

но игра имеет свое существенное значение).

4. Изменяются мотивы, дающие толчок к развитию познавательных сил; идет

адаптация к школьному коллективу; обучению нормам и правилам школьной

жизни.

В этом возрасте у детей существуют определенные трудности. Одна из них

состоит в сложности освоения нового режима жизнедеятельности, другая –

сложность в усвоении отношений с учителями и товарищами.

Главной психической особенностью является ярко выраженная мотивация,

направленная на учебную деятельно и на оценку этой деятельности со стороны

учителя и родителей.

Доминанты развития детей в этом возрасте:

1. Развитие речи, внимания, памяти, эмоций. Со стороны педагога требуется

помощь в понимании и закреплении ответственности в отношениях.

2. Ведущей педагогической идеей является формирование у детей убеждений,

направленных на общечеловеческие ценности (труд, семья, родители,

послушание, уважение старших, чувство гражданственности, чувство понимания

отечества, Родины). Нужно создавать и ситуацию успеха в учебно-

воспитательной деятельности школьников.

Билет №4

Вопрос 1.

Выдающиеся педагоги 20 века. Рассказать подробно об одном из них.

Ушинский – воспитание зависит от исторического значения народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.