ребенка направлена на действия с предметами и объектами окружающей
действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-
манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается
познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на
познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип
деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь
потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера.
Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является
игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше
внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем
дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений
окружающих людей, что формирует новые потребности.
Вот как выглядит периодизация Д. Б. Эльконина в целом (см. также
таблицу).
1. Младенческий возраст – 0 – 1 год. Ведущий вид деятельности –
непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия,
сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми,
мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным
новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении
с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
«В своей основе, – подчеркивает Д. Б. Эльконин, – потребность субъекта в
общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от
него получает и которую сам ему дает».
2. Раннее детство – 1 – 3 года. Ведущая деятельность – предметно-
орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами
действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием
возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
3. Дошкольный возраст – 3 – 7 лет. Ведущая деятельность – ролевая игра, в
процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой
деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к
общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности, то
характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
4. Младший школьный возраст – 7 – 11 лет. Ведущая деятельность – учение.
В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и
явлениях внешнего мира и человеческих отношении. Новообразованиями возраста
являются произвольность психических явлений, внутренний план действия,
рефлексия.
5. Подростковый возраст – 11 – 15 лет. Ведущая деятельность – общение в
системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-
организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает
навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются
формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям,
стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам
коллективной жизни.
6. Старший школьный возраст – 15 – 17 лет. Ведущая деятельность – учебно-
профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как
мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных
периодов, исходя из диалектико-материалнстического положения о движущих
силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и
старыми возможностями их удовлетворения.
Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконин, заключается в
изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и
уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня
развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми
действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении
содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны
взрослых изменить отношение к подростку.
|Возрастной |Ведущая |На что |Какая сфера |Новообразовани|
|период |деятельность |направлена |психики |я возраста |
| | |познавательна|преимущественн| |
| | |я |о развивается | |
| | |деятельность | | |
|Младенческий |Непосредственно|На познание |Личностная |Потребность в |
|(0-1 г.) |е эмоциональное|отношений |(потребностно-|общении. |
| |общение | |мотивационная)|Эмоциональные |
| | | | |отношения |
|Раннее детство|Предметно-манип|На познание |Познавательные|Речь и |
| |улятивная |предмета |процессы |наглядно-дейст|
|(1-3 г.) |деятельность | | |венное |
| | | | |мышление |
|Дошкольный |Ролевая игра |На познание |Личностная |Потребность в |
|возраст | |отношений |(потребностно-|общественно-зн|
|(3 – 7 лет). | | |мотивационная)|ачимой и |
| | | | |общественно-оц|
| | | | |ениваемой |
| | | | |деятельности |
|Младший |Учение |На познание |Интеллектуальн|Произвольность|
|школьный – | |начал наук |о-познавательн|. Внутренний |
|возраст (7 – | | |ая |план действия.|
|11 лет) | | | |Самоконтроль. |
| | | | |Рефлексия. |
|Подростковый |Деятельности |На познание |Личностная |Стремление к |
|возраст (11 – |общения в |системы |(потребностно-|«взрослости», |
|15 лет) |процессе |отношений в |мотивационная)|самооценка, |
| |обучения, |разных | |подчинение |
| |организованной |ситуациях | |нормам |
| |трудовой | | |коллективной |
| |деятельности | | |жизни |
|Старший |Учебно-професси|На познание |Познавательная|Мировоззрение,|
|школьный |ональная |профессий | |профессиональн|
|возраст (15 – | | | |ые |
|17 лет) | | | |интересы |
Билет №3
Вопрос 1.
Великие педагоги прошлого. Рассказать подробно об одном из них.
Иоган Генрих Песталоцци – гармоническое развитие личности.
Жан Жак Руссо – природосообразное воспитание. Человек и природа
неразделимы.
Януш Корчак.
Я. А. Коменский – создатель гуманистической педагогической системы.
Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель-гуманист и
педагог. Он родился в семье члена протестантской общины «чешских братьев» –
наследников антифеодального гуситского движения. Первоначальное образование
получил в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в
Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы
Коменский возвращается на родину, где становится выборным священником
общины и возглавляет братскую школу.
Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана
Тридцатилетней войной (1618-1648). Будучи одним из. руководителей чешской
реформаторской церкви, он вынужден скрываться. Во время скитаний погибают
его жена и дети, в Праге сжигают принадлежащие ему рукописи. В конечном
итоге Коменский вынужден навсегда покинуть Чехию. С этого момента он
занимается только педагогической деятельностью. В польском городе Лешно,
где обосновалась часть общины «чешских братьев», Коменский руководил
братской школой, работал над «Великой дидактикой» .
В 40- годах Коменский по предложению шведского правительства занимается
подготовкой реформы школы в Швеции С 1650 по 1654 г. он работает В.
Венгрии, где пытается реализовать свои идеи устройства школы.
В. 1654 г. Коменский возвращается в Лешно, но в ходе польско-шведской
войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и
библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по
решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.
Там же он много работал над завершением главного труда своей жизни –
«Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», который являлся итогом
его философско-педагогических и общественных планов по исправлению
общества.
Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании
системы воспитания и образования. Обновленный образовательно-воспитательный
процесс должен строиться «природосообразно» – в соответствии с объективными
законами природы. «Искусство воспитания совершенствует природу, а не
извращает ее Искусство против природы бессильно… может сделать только то,
что допускает природа. Искусство, не следующее природе, больше вредит, чем
помогает».
Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее
главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных,
так и в отношении человека. Он указывал, что «точный порядок школы надо
заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над тем»
процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Принцип
природосообразности полагает при этом изучение законов духовной жизни
человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего
человечества. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом
впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь… Если мы
позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем
несправедливы по отношению. к тем, кто обладает той же природой».
Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Великой
дидактике» (1638).
Вопрос 2.
Психологические особенности развития младшего школьника.
7-11 лет.
В этом возрасте активно идет развитие психических черт и свойств
личности. Идет формирование основных духовно-нравственных качеств людей
(детей). Значительно сохраняется активная роль семьи и школы в формировании
познавательных процессов и интересов, но возрастает влияние на это
неоформленных воздействий. Но роль семьи и школы доминирует. У детей со
сформированными … положительными качествами возрастает способность
противостоять отрицательным влияниям среды.
Главные психолого-педагогические направления в развитии:
1. Изменения социального статуса ребенка.
2. Соединение свободы выбора с режимом.
3. Перестройка деятельности (теперь не игровая, а учебная деятельность,
но игра имеет свое существенное значение).
4. Изменяются мотивы, дающие толчок к развитию познавательных сил; идет
адаптация к школьному коллективу; обучению нормам и правилам школьной
жизни.
В этом возрасте у детей существуют определенные трудности. Одна из них
состоит в сложности освоения нового режима жизнедеятельности, другая –
сложность в усвоении отношений с учителями и товарищами.
Главной психической особенностью является ярко выраженная мотивация,
направленная на учебную деятельно и на оценку этой деятельности со стороны
учителя и родителей.
Доминанты развития детей в этом возрасте:
1. Развитие речи, внимания, памяти, эмоций. Со стороны педагога требуется
помощь в понимании и закреплении ответственности в отношениях.
2. Ведущей педагогической идеей является формирование у детей убеждений,
направленных на общечеловеческие ценности (труд, семья, родители,
послушание, уважение старших, чувство гражданственности, чувство понимания
отечества, Родины). Нужно создавать и ситуацию успеха в учебно-
воспитательной деятельности школьников.
Билет №4
Вопрос 1.
Выдающиеся педагоги 20 века. Рассказать подробно об одном из них.
Ушинский – воспитание зависит от исторического значения народа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|