тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это
происходит теперь, прежде всего потому, что физическое созревание является
одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на
которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и
сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных
ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос:
«Кто Я?».1
В этот период происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об
объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация
субъекта о самом себе, то есть самосознание.
Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в
свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания
подростка - дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя,
как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности,
переживая радость победы.
________________________________________________________________
1. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. –
М., 1988 г., с.23.
Мальчики и девочки стараются, стремятся глубже разобраться в своём
характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно
оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как
узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со
слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость
характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от
дурных привычек?».
Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими
трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.
Наиболее типичные из них:
1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время
не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания,
которые рекомендуют взрослые;
2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со
стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,
действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как
жить»);
3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных
делах и беспринципность в малом, незначительном;
4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же
время проявление детской непосредственности, импульсивности в
поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя,
незначительной неприятности.
Тут мы переходим к следующему: желание самоутвердиться и неумение это
сделать. Подросток делает важное открытие: моральное достоинство человека,
его место в обществе, успехи находят свое проявление в общественном
признании. Об одном говорят с уважением, о другом – с презрением, о третьем
– ничего, словно его и на свете нет. Подростку хочется быть личностью. Не
случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему
героическому, романтическому, необычному. Он ощущает потребность
действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть перед собой цель.
Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и
ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их с другой,
тоже представляет сложный процесс самоутверждения. «Подростка интересуют
люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве.
Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество
артиста, достижения спортсмена».1 Отсюда множество увлечений, непостоянство
интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня –
рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня –
фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний
подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные
силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя.
Если воспитатель не знает духовного мира подростка, то даже
доброжелательный совет может быть воспринят как запрещение делать одно и
приказ делать другое. Желания и интересы подростка нужно видеть в движении,
в развитии. Необходимое должно стать для него желанным. Нельзя принимать
капризы за желания.
________________________________________________________________
1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.356.
Удивление перед неисчерпаемостью науки, желанием много знать,
переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в тоже время
поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным
заданиям - это отражает противоречивый характер подростка, самоутверждение
в сфере интеллектуальной жизни. В годы отрочества человек впервые
переживает мысль, что школьное образование – только капля научных знаний,
первая страница великой книги науки. Чем дальше от взгляда ученика
простирается горизонт науки, тем глубже подросток осознает как мало он
знает. Поэтому мастерство воспитания состоит в том, чтобы интеллектуальные
интересы подростка находили свое удовлетворение. Но в особенностях мышления
кроется и подростковый негативизм. Негативизм часто начинается с
возражений, игнорирования школьных заданий – той повседневной, однообразной
для подростка работы, которая кажется ему «муравьиной возней по сравнению с
космическими полетами». Отсюда легкомысленное отношение к учебе и «защитная
реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его
самостоятельность.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в
юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,
учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих
выполняемым учителем функциям:
. замена родителей;
. власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
. авторитетный источник знаний в определённой области;
. старший товарищ и друг.
В принципе подросток готов удовлетвориться более или менее
специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который
отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у
него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем ему очень хочется
встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к
такой дружбе всегда высок.
Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного
увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может
быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь
существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения
становятся всё более избирательными.
Противоречия подросткового возраста не являются чем-то фатальным, но
их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой
они сглаживаются, ослабляются, а не умелой – углубляются, заостряются,
приводят к конфликтам.
3. Роль классного руководителя
в формировании личности подростка.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая
из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых
воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить
особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить
себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге,
классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества
педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему
обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает
разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские
тайны».1
Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного
руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по
этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что
роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время,
когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.
________________________________________________________________
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г., с.3
Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете общению с собственным
ребенком?», родители приводят следующие цифры (см. график 1):
[pic]
График 1
В тоже время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных
руководителей себя изжил, но как показал анализ это семьи, в которых
матери не работают и сами занимаются воспитанием. Таким образом, можно
сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства
родителей, является важной и необходимой. Значимость деятельности классного
руководителя подтверждают сегодняшние социально-экономические условия, в
которых идет формирование личности ребенка.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения
своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-
педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших
тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности,
овладеть методиками воспитания.
4. Методы и формы работы с детьми
среднего школьного возраста.
В выборе вида деятельности классный руководитель практически не
ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу
учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным
образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют
положительный стереотип поведения.
Многие веские причины затрудняют процесс перебора методов воспитания
и определения оптимальных. Примерная система методов, спроектированная на
размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может
обеспечить высокую логическую надежность выбора (см. график 2).
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
График 2
Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по
оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем,
связанных с успешной учебной деятельностью, с общением, с самоопределением.
Превентивная помощь реализуется рядом педагогических средств, в
частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о
правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение). Сюда же
относится воспитание у детей положительных привычек. Привычки ребенка
полностью обуславливаются личностью педагога, определенностью, постоянством
и последовательностью его действий и личным примером. К средствам
превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного
достоинства, т.е. уважения к себе, сознание ценности своей личности и
ценности личности другого человека.
Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные
тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей
вопросах, обсуждение фильмов, книг, каких-либо жизненных коллизий. Большую
роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных
журналов, альманахов, школьных газет.
Оперативная помощь заключается в конфиденциальной беседе классного
руководителя с учеником. При её проведении не надо ни на чем настаивать,
лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, предложить ему
подумать. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической
метафоре». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование и
бессознательное обучение адекватному поведению. Она показывает, ребенок сам
может справиться со своими проблемами. Это пробуждает потребность в
самовоспитании. Классный руководитель может попросить школьного психолога
поработать с ребенком. Если в школе есть социальный педагог, то надо
обратиться к нему с просьбой, поработать с семьей ученика.
Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|