на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогическая характеристика детей школьного возраста

тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это

происходит теперь, прежде всего потому, что физическое созревание является

одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на

которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и

сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных

ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос:

«Кто Я?».1

В этот период происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об

объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация

субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в

свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания

подростка - дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя,

как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности,

переживая радость победы.

________________________________________________________________

1. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. –

М., 1988 г., с.23.

Мальчики и девочки стараются, стремятся глубже разобраться в своём

характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно

оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как

узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со

слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость

характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от

дурных привычек?».

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими

трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

Наиболее типичные из них:

1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время

не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания,

которые рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со

стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,

действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как

жить»);

3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных

делах и беспринципность в малом, незначительном;

4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же

время проявление детской непосредственности, импульсивности в

поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя,

незначительной неприятности.

Тут мы переходим к следующему: желание самоутвердиться и неумение это

сделать. Подросток делает важное открытие: моральное достоинство человека,

его место в обществе, успехи находят свое проявление в общественном

признании. Об одном говорят с уважением, о другом – с презрением, о третьем

– ничего, словно его и на свете нет. Подростку хочется быть личностью. Не

случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему

героическому, романтическому, необычному. Он ощущает потребность

действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть перед собой цель.

Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и

ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их с другой,

тоже представляет сложный процесс самоутверждения. «Подростка интересуют

люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве.

Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество

артиста, достижения спортсмена».1 Отсюда множество увлечений, непостоянство

интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня –

рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня –

фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний

подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные

силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя.

Если воспитатель не знает духовного мира подростка, то даже

доброжелательный совет может быть воспринят как запрещение делать одно и

приказ делать другое. Желания и интересы подростка нужно видеть в движении,

в развитии. Необходимое должно стать для него желанным. Нельзя принимать

капризы за желания.

________________________________________________________________

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.356.

Удивление перед неисчерпаемостью науки, желанием много знать,

переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в тоже время

поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным

заданиям - это отражает противоречивый характер подростка, самоутверждение

в сфере интеллектуальной жизни. В годы отрочества человек впервые

переживает мысль, что школьное образование – только капля научных знаний,

первая страница великой книги науки. Чем дальше от взгляда ученика

простирается горизонт науки, тем глубже подросток осознает как мало он

знает. Поэтому мастерство воспитания состоит в том, чтобы интеллектуальные

интересы подростка находили свое удовлетворение. Но в особенностях мышления

кроется и подростковый негативизм. Негативизм часто начинается с

возражений, игнорирования школьных заданий – той повседневной, однообразной

для подростка работы, которая кажется ему «муравьиной возней по сравнению с

космическими полетами». Отсюда легкомысленное отношение к учебе и «защитная

реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его

самостоятельность.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в

юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,

учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих

выполняемым учителем функциям:

. замена родителей;

. власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

. авторитетный источник знаний в определённой области;

. старший товарищ и друг.

В принципе подросток готов удовлетвориться более или менее

специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который

отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у

него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем ему очень хочется

встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к

такой дружбе всегда высок.

Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного

увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может

быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь

существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения

становятся всё более избирательными.

Противоречия подросткового возраста не являются чем-то фатальным, но

их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой

они сглаживаются, ослабляются, а не умелой – углубляются, заостряются,

приводят к конфликтам.

3. Роль классного руководителя

в формировании личности подростка.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая

из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых

воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить

особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить

себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге,

классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества

педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему

обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает

разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские

тайны».1

Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного

руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по

этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что

роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время,

когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.

________________________________________________________________

1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г., с.3

Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете общению с собственным

ребенком?», родители приводят следующие цифры (см. график 1):

[pic]

График 1

В тоже время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных

руководителей себя изжил, но как показал анализ это семьи, в которых

матери не работают и сами занимаются воспитанием. Таким образом, можно

сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства

родителей, является важной и необходимой. Значимость деятельности классного

руководителя подтверждают сегодняшние социально-экономические условия, в

которых идет формирование личности ребенка.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения

своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-

педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших

тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности,

овладеть методиками воспитания.

4. Методы и формы работы с детьми

среднего школьного возраста.

В выборе вида деятельности классный руководитель практически не

ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу

учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным

образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют

положительный стереотип поведения.

Многие веские причины затрудняют процесс перебора методов воспитания

и определения оптимальных. Примерная система методов, спроектированная на

размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может

обеспечить высокую логическую надежность выбора (см. график 2).

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

График 2

Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по

оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем,

связанных с успешной учебной деятельностью, с общением, с самоопределением.

Превентивная помощь реализуется рядом педагогических средств, в

частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о

правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение). Сюда же

относится воспитание у детей положительных привычек. Привычки ребенка

полностью обуславливаются личностью педагога, определенностью, постоянством

и последовательностью его действий и личным примером. К средствам

превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного

достоинства, т.е. уважения к себе, сознание ценности своей личности и

ценности личности другого человека.

Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные

тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей

вопросах, обсуждение фильмов, книг, каких-либо жизненных коллизий. Большую

роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных

журналов, альманахов, школьных газет.

Оперативная помощь заключается в конфиденциальной беседе классного

руководителя с учеником. При её проведении не надо ни на чем настаивать,

лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, предложить ему

подумать. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической

метафоре». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование и

бессознательное обучение адекватному поведению. Она показывает, ребенок сам

может справиться со своими проблемами. Это пробуждает потребность в

самовоспитании. Классный руководитель может попросить школьного психолога

поработать с ребенком. Если в школе есть социальный педагог, то надо

обратиться к нему с просьбой, поработать с семьей ученика.

Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно-

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.