стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих
поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех
областях культуры в пореформенное время.
Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями
прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и
науки в нашей стране.
Таким образом , педагогические позиции Пирогова теснейшим
образом сплетались с политическими стремлениями демократического
либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-
реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной
демократии ( в политическом смысле Пирогов не был революционером).
/Красновский А.А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз,
1949.-С. 92-93/.
В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова?
Я считаю, что наибольший интерес и ценность представляется система
образования выдвинутый им. Принцип этой системы заключается в переходе
из одной ступени в следующую, высшую и в то же время в законченности
образования в каждой ступени.
В качестве первой ступени образования идет элементарная
начальная двухгодичная школа. Программа занятий в этой школе рассчитана
на развитие у учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности
путем обучения родному языку, счету и, в частности, развитие
наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци. Кстати,
Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал,
наиболее важно применять принцип наглядности в как можно раннем
возрасте. Приведу по этому поводу цитату из статьи Пирогова “О
наглядном обучении”. В этой статье Пирогов говорит о способе
преподавания естественных наук. “Вообще, главная обязанность педагога
заключается преимущественно в том , что бы науку излагать не столько
для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой
умственной умственной или душевной способности. Естественное и должно
именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка,
начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с
ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию
различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в
руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что
он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем
и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне
достигнута.” /Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.:
Педагогика, 1985. -C. 143-144/.
По традициям того времени, в программу начальной школы , как и
в программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и
основания так называемого закона божия, т. е. изучения священной
истории ветхого и нового завета.
Пирогимназии составляют в системе образования, защищаемого
Пироговым, вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для
всех сословий и классов. Пирогимназии , по плану Пирогова, разделяются
на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом
обучения.
Классическая пирогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном
плане почти те же предметы, что и реальная. Но за счет количества
часов, отводимых на предметы реальных знаний , в классической
пирогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и
греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классические
пирогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих
образование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и
окончившие реальную пирогимназию могли поступать без экзамена в III
класс классической пирогимназии.
Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки
двух типов - реальная и классическая.
Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначает для
удовлетворения практических потребностей производственно-технической
жизни. Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова , получат
выход либо непосредственно на поприще практической деятельности, либо в
высшие, но специальные учебные заведения, а не в университет.
/Красновский А.А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз,
1949.-С. 115-117/.
Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и
научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально
воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы
находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в
этом направлении.
Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее
значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе
воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи ,школы, общества и
государства в этих целеустремлениях.
Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике
воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения
вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной
работы в школе.
На место разрозненных, неорганизованных воздействий н учащихся
со стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей
Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную
работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в
педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом
единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало
не только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину
влияний на учащихся.
Постановления педагогических советов приобретали в глазах
учащихся больший авторитет большую силу. “Опыт доказывает, - пишет
Пирогов, - что заключения и определения педагогического совета
несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения
одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или
надзиратели, - или главное, как директор”.
Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного,
чуткого отношения к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении
каждого поступка” учащегося не формально юридического отношения, а
“хорошо вникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение
ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя
карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью
и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ
мыслей и т. п.
Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями
сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в
искусстве воспитания - изучать своих учеников и индивидуализировать
воспитательные воздействия на учащихся. /Красновский А.А.
Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 124-131/.
Значение педагогического наследия Пирогова
Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует
помнить слова В. И. Ленина: “Исторические заслуги судятся не по тому ,
чего не дали исторические деятели сравнительно с современными
требованиями, а по тому , что они дали нового сравнительно с своими
предшественниками ”. Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил
богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной
культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами
которого , начиная с его ранней молодости , пользовались не только его
ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.
На протяжении всей своей жизни , Пирогов непрестанно прилагал
все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие
условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и
устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.
Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего
обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских
людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.
Наряду с большими принципиальными педагогическими вопросами
Пирогов в своих литературных трудах и в практической деятельности на
посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал
методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и
школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-
вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения.
/Красновский А.А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз,
1949.-С. 175-182/.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических
советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в
систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески
поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное
посещение уроков.
2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал
осмысленность обучения, активность и наглядность.
3.Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий
хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из
класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся
. Он отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в
них значительного элемента случайности и формализма.
4. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных
ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами,
проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески
развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.
/Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История
педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.202-203/.
Заключение
Своей оживленной, глубоко плодотворной административно-
педагогической и научно- литературной деятельностью Пирогов привлек
внимание всех передовых , прогрессивных сил нашей страны и поднял
педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной
жизни.
По справедливости и единодушному признанию Пирогов вошел в
историю русской культуры не только как выдающийся гениальный ученый
анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик оригинальной
передовой русской педагогической мысли. И можно быть уверенным в том,
что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко
плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической
деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать
глубокое уважение со стороны всех людей.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 332 группы технологического факультета
Смирнова Алексея Владимировича
по философии и истории образования на тему:
“Педагогические взгляды Н. И. Пирогова ”
На мой взгляд данный реферат является довольно успешной
попыткой раскрыть суть педагогических взглядов Н. И. Пирогова. Прочитав
реферат можно с уверенностью сказать что Смирнов А. В. серьезно отнесся
к раскрытию данной ему темы. Не смотря на то что в реферате главный
акцент делается на раскрываемую тему, Смирнов А. В. довольно подробно и
интересно описывает биографию Н.И. Пирогова и историческое значение его
педагогических идей.
В третьем пункте реферата Смирнов А. В. анализирует одну из
самых первых и самых известных работ Пирогова “Вопросы жизни”.
Анализируя эту статью (как впрочем и другие работы Пирогова) Смирнов А.
В. делает несколько своих выводов, что говорит о тщательном и
углубленном изучении данной темы.
По тексту реферата Смирнов А. В. делает ссылки на литературные
источники, список которых приведен в конце реферата. Это так же
свидетельствует о тщательной работе над темой.
Естественно, в рамках данного реферата невозможно дать полный
анализ педагогическим взглядам Пирогова, но я считаю что тема реферата
раскрыта в достаточной степени подробно, чтобы получить положительную
оценку.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика,
1985.
2. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз,
1949.
3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История
педагогики. -М.: Просвещение, 1982.
4. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. -
М.: Просвещение, 1986.
Страницы: 1, 2
|