Причины неуспеваемости школьников
Удмуртский государственный университет
Контрольная работа по педагогической психологии
на тему «Проблемы не успешности учащихся
в учебной деятельности.»
Выполнил: Принял:
Студент гр. 17-31
Люкшин Алексей Андреевич Сунцова Александра
Сергеевна
Ижевск.1999
Введение
В наши дни, когда во всех областях народного хозяйства и культуры
решаются сложные задачи всемерного повышения качества работы, возрастает
ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего
поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и
теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях
общеобразовательной шкоты предполагает широкую пропаганду передового опыта
и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Не только решение практических и организационных задач может обеспечить
преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе
самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.
Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы.
Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными
педагогическими науками дефектологией, психологией, школоведением.
Данное исследование выполнено в предметной области дидактики. Цель
исследования раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе и
разработать дидактические средства, которые необходимы для предупреждения
неуспеваемости.
Цели исследования были определены в результате анализа разработанности
вопроса в теории и рассмотрения практики обучения.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее
предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и
«отставание».
Обобщая имеющиеся в литературе и опыте данные, можно дать следующее
предварительное определение этих понятий. Под неуспеваемостью понимается
несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования,
фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса
обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела
курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое
имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного
процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости.
Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении
требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из
моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте
синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания.
Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются,
переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.
Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании
устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Психологические причины отставания в учении.
Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной
причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно
глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как
разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм
антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как
равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании,
неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые
характеризуют влияние семьи на успевающих школьников. В этой связи
представили определенную ценность данные некоторых зарубежных исследований.
Так, в работе Уайзмена изучалось влияние среды на способных и неспособных
учеников. Выяснилось, что окружение влияет на успешное развитие способных
детей в большей степени, чем на успехи малоспособных. В ходе исследования
изучались коррелирующие (связанные) факторы. Всего было изучено 4000
корреляций. Наибольшая значимость была найдена в корреляции «семья – среда
– неуспеваемость». Было обнаружено также, что влияние среды тем большее,
чем младше школьник
Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты членство
ребенка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме
выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.
Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна
поддержка внимание, ласка, для способных же главное—положительное отношение
родителей к образованию. В исследовании были получены также данные о том,
что наибольший урон образованию наносится в семье до школы. Аналогичные
данные приводятся и в работе Бэнкса. Он цитирует выводы Моррди и Уилсона,
которые нашли, что успешности учения благоприятствует атмосфера дружбы с
родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие.
Имеющиеся в отечественной литературе данные также свидетельствуют о том,
что влияние семьи в среднем школьном возрасте слабее, чем в младшем.
Нельзя, однако, забывать, что влияние более широкой среды, в частности
товарищей, в этом возрасте увеличивается.
Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями
привели нас к выводу, что среди недостатков семейного воспитания,
отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное
стимулирование учения детей — немаловажный момент. Родители в большинстве
случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за
отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для
становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то
отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе,
что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том,
довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что
родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут,
естественно, судить о ее качестве (видят только количество—много или мало
сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они
не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто
и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у
детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со
школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая
в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя
отдельные неудачи детей, попрекают их:
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу»,
«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п.
Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы
согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не
разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы
предъявить претензии учителям.
Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины
неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести
причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий
неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но
относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической
неуспеваемости (III категория).
В качестве причин I категории отмечены:
низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные
обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые
условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы
родителей);
недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его
слабое умственное развитие.
Для II категории указаны:
недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности);
недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к
преодолению трудностей.
Для III категории выявлены:
недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;
неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное
выполнение домашних заданий.
Мы видим в этой группировке типичное для практического подхода
объединение разнопорядковых явлений: акты поведения учеников ставятся в
один ряд с тем, что вызывает эти акты, непосредственное — с опосредующим,
частное - с общим, явления внутреннего плана не отграничиваются от внешних.
Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей
неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К.
Бабанский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом
понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании
Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной
деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее
взаимодействий с внешними влияниями.
Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его
сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на
уровне школы (её силами).
СХЕМА
I условия внутреннего плана;
II III IV — условия внешнего плана;
I1 - особенности организма школьника;
I2 - особенности личности школьника;
II а) - бытовые условия;
II б) гигиенические условия в школе;
II в) особенности воспитания и семье;
II г) особенности обучения и воспитания
в школе;
III а) — причины недостатков бытовых условий;
III б) - причины недостатков гигиенических
условий в школе;
III в) - условия порождающие недостатки
воспитания в семье;
III г) - условия порождающие недостатки учебно-
воспитательного процесса.
Условия внутреннего и внешнего плана не однородны - они представлены
определенными группами явлений: особенности организма и особенности
личности школьника составляют две взаимосвязанные группы явлений
внутреннего плана в первом кругу условий внешнего плана, т.е. наиболее
непосредственно-воздействующих на особенности самого ученика выделяются
следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия жизни и
деятельности ученика (в семье и в школе); особенности учебно-
воспитательного процесса в школе особенности воспитания в семье. Следующий
за данным круг определяет те обстоятельства, следствием которых являются
причины предыдущего круга. Здесь можно указать такие группы: причины
недостатков бытового и гигиенического плана; условия, вызывающие недостатки
учебно-воспитательного процесса в школе; условия, вызывающие недостатки
воспитания в семье. Последующий круг должен раскрывать причины этих причин
и т.д., идя ко все более общим социальным условиям жизни и развития детей.
Пользуясь данной схемой, мы можем, таким образом, прослеживать и связи
между различными условиями, соотносящимися друг с другом как причины я
следствия, и видеть группы явлений лежащих в одной плоскости (различать
связи явлений по горизонтали и по вертикали). Конечно, как и всякая другая
данная схема упрощает сложные связи явлений. В частности, относя недостатки
процесса обучения к внешним по отношению к ученику обстоятельствам, мы как
бы игнорируем тот факт, что ученик не пассивный объект обучения, а активный
его субъект. Другой недостаток предлагаемой схемы заключается в том, что
она отражает не только два фактора успеваемости, но частично и третий -
сами требования содержания образования, ибо особенности процесса обучения
зависят в значительной мере от реализуемого в нем содержания.
Данная схема полезна как основа для систематизации имеющихся в литературе
данных о причинах неуспеваемости. Она позволила расположить по разным
ярусам (концентрическим кругам) те явления, которые соотносятся друг с
Страницы: 1, 2
|