хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.
Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что
проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений
связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела
грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9
учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что
понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили
«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые
взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у
них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.
Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые
показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со
сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости
взрослыми.
Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с
литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены
результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией
в обществе.
Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который
связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.
Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На
сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не
сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с
подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также
совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема
имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.
Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением
молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,
рукоприкладство, сексуальное домогательство.
У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что
общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи
такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,
«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.
Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась
всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым
молодым человеком.
Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с
проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого
поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на
первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня
ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось
время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в
друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он
лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он
отвратительный тип» и т.д.
Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы
видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются
от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная
тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,
агрессия, уход в себя и т.д.
2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И
СТАРШЕКЛССНИКАМИ.
Следующим этапом нашего исследования было проведение методики
«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,
наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.
В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11
классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли
нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся
проранжировать эти блоки (таблица 4.).
Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на
первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и
кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими
качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,
тактичность, деликатность и любезность.
|№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |
|п/| | |
|п | | |
| | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|
| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |
| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |
| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|
| | | |№14 | |ы №4| |ы |
| | | | | | | |№14 |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |
|1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |
| |искренность, порядочность, | | | | | | |
| |откровенность, | | | | | | |
| |справедливость, | | | | | | |
| |добросовестность, | | | | | | |
| |правдивость, | | | | | | |
| |принципиальность. | | | | | | |
|2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |
| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |
| |человечность. | | | | | | |
|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |
|3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 |
| |вежливость, интеллигентность,| | | | | | |
| |тактичность, деликатность. | | | | | | |
|4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 |
| |внимательность, способность | | | | | | |
| |понимать других людей, | | | | | | |
| |проявление заботы от них. | | | | | | |
|5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 |
| |усердие, прилежность. | | | | | | |
|6.|Скромность. |12 |8 |1 |3 |1 |4 |
|7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 |
| |изобретательность, | | | | | | |
| |сообразительность, | | | | | | |
| |находчивость. | | | | | | |
|8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 |
| |широкий кругозор, | | | | | | |
| |начитанность. | | | | | | |
|9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 |
| |разговаривать с людьми, | | | | | | |
| |хороший собеседник, не | | | | | | |
| |перебивающий и умеющий | | | | | | |
| |слушать. | | | | | | |
|10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 |
|. |самообладание, терпение, | | | | | | |
| |твердость, настойчивость. | | | | | | |
|11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 |
|. |преданность, дружелюбие. | | | | | | |
|12|Общность интересов. |5 |11 |1 |1 |1 |1 |
|. | | | | | | | |
|13|Приятная наружность |14 |2 |1 |2 |1 |2 |
|. |(внешность): аккуратность, | | | | | | |
| |опрятность. | | | | | | |
|14|Чувство юмора. |3 |3 | |7 | |3 |
|. | | | | | | | |
|15|Индивидуальность. |8 |5 | |9 | |7 |
|. | | | | | | | |
Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.
У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности,
объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также
талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом
месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности –
отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).
На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по
просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного
из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два
качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В
одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На
третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как
общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах
следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У
восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у
одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых
классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых –
отзывчивость и общительность.
На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у
одиннадцатых – сила воли и доброта.
На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность,
верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.
Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых
классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли,
трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.
Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся
оценить себя, как собеседника.
В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили
качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место
ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность.
Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те
же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание,
терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.
Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие
самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у
одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества
наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора,
воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция,
интеллектуальные способности.
Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах,
значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80
–е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).
Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую
в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей
другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими
качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость
этих качеств постепенно повышается с возрастом.
Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно,
отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция
(образованность, знания, кругозор).
Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы:
наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта,
трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу:
прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость,
правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность,
чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность,
усердие, прилежание.
Последние места по значимости занимают у них приятная внешность
(элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость
для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества
(твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время,
снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.
Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие
выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками,
претерпели изменения в плане значимости.
Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как,
честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на
последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность,
отзывчивость, эрудиция.
Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности
может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение
критериев, ориентиров, принятых в обществе.
2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.
Следующей методикой в нашем исследовании стала методика
«Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).
Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят
«принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика
проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты:
на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать
информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3
–м одноклассники и на 4 –ом – учителя.
Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены
графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение
открытости (доверительности) старшеклассников по
отношению к родителям.
Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на
сколько открыты по отношению к своим родителям учащиеся одиннадцатых
классов школ №4 и №14 (желание поделиться информацией со своими родителями
учащиеся школы №14 отличаются от своих сверстников из школы №4).
После беседы со школьным психологом мы выяснили, что у многих ребят
имеются проблемы, связанные с не очень благоприятной психологической
обстановкой в семье, которая вызывает у ребят напряженные отношения с
родителями.
Желание выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию
от друзей вне школы, родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям
были расположены по следующим местам: на первом месте – друзья вне школы,
на втором – родители, на третьем – учителя, а на четвертом – одноклассники.
Для наглядности мы представили на диаграммах 4 и 5 процентное соотношение
принятия информации старшеклассников от своих учителей.
Полученные нами результаты были несколько неожиданными, когда
учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией,
получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на одном
уровне.
Особый интерес вызывают данные, изображенные на рисунке 2 (а) (11«В»
класс школы №14). Учитывая, что класс отличается невысокой мотивацией к
учению, испытуемые показали достаточно высокий уровень заинтересованности
информацией, получаемой от учителей.
Таким образом, исследования уровня коммуникативной дистанции показали,
что при всем том, что сверстники, безусловно, являются более значимыми в
жизни подростков и старших школьников, но влияние родителей и учителей
тоже не мало важно, так как следует напомнить, что испытуемые являлись
учащимися выпускных классов, которые находятся на пороге взрослой
самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней социальной ситуации
ребята тяготеют к родителям и к семье, желая найти там поддержку, понимание
и защиту, пусть не всегда в открытой форме, а иногда даже через явный
протест.
2.6. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Следующим этапом нашего исследования мотивации различных форм общения
ребят в свободное от основных занятий время. Нам необходимо было выяснить,
где, с кем и чем занимаются современные подростки и старшеклассники. Для
этого мы провели проективное сочинение на тему: «Мое свободное время». А
затем провели его качественный анализ.
Результаты, полученные нами в ходе проведения проективного сочинения
показали, чем предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все
свободное время и связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или
в кругу друзей.
К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные
секции или клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие
могут их посещать, в связи с недостаточным количеством материальных
средств.
Для подтверждения полученной нами информации, а также, для ее
дополнения, мы провели анкету «Мое свободное время». А полученные из нее
данные, сравнили с данными из сочинения, проанализировали и получили
следующую картину.
В начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структура и
содержания свободного времени подростков и старших школьников в различных
формах его общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.
Под интимно-личным общением мы понимаем взаимодействие, основанное на
личных симпатиях («Я» и «Ты»); стихийно-групповое общение рассматривается
нами, как взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и
случайные «Они»).
Взаимосвязь структуры свободного времени подростка с различными
формами его общения (таблица №5).
|Предпочит|Формы общения |
|аемые | |
|виды | |
|занятий | |
| |Интимно-личные формы общения|Стихийно-групповые формы |
| | |общения |
| |Прогулки |Танцы в дискотеке |
| |Общение с друзьями |Прогулки |
| |Просмотр телепередач |Посещение баров |
| |Прослушивание музыки |Курение |
| |Танцы в дискотеке |Потребление спиртых |
| | |напитков и наркотиков |
| |Посещение баров |Просмотр порнофильмов |
| |Чтение |Чтение эротической |
| | |литературы |
Таблица №5. Структуры свободного времени подростка с различными формами его
общения.
По продолжительности на первом месте находятся прогулки (с друзьями и
другом (подругой) противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в
гостях, во дворе, где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам).
Мотивируют подростки свой выбор данных видов деятельности в свободное время
желанием «пообщаться», «отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном»,
«хорошо, весело провести время», не скучать, «не думать ни о чем
серьезном», « не напрягаться». А также такого рода мотивировки: «Хочу
весело провести время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций
родителей и учителей», «Люблю развлекаться», «Нравится быть со своими
друзьями», «Можно «оторваться на полную катушку»».
В целом, мотивированная структура различных форм общения испытуемых
характеризуется следующим образом (мотивы приводятся по степени
значимости):
Интимно-личная форма:
1. Эмоциональное сопереживание;
2. Доверие и понимание;
3. Самоутверждение среди сверстников;
4. Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;
5. Самовыражение;
6. Самореализации среди сверстников.
Стихийно-групповая форма:
1. Социальной идентификации с группой сверстников, более старших
ребят;
2. Удовольствие от совместных развлечений;
3. Самоутверждение среди сверстников и взрослых;
4. Самовыражение;
5. Самореализация в группе;
6. Доверие и взаимопонимание со сверстниками;
7. Эмоционального сопереживания.
Таким образом, взаимосвязь структуры и содержания свободного времени
подростков в различных формах общения выступает определенным показателем
уровня развития мотивационно-потребностной сферы личности.
Наши результаты отличаются от тех результатов исследования, которые
были проведены в 1988 году Г.В. Черенковой по изучению мотивации различных
форм общения. Испытуемые, предпочитающие интимно-личную форму общения,
распределили предпочитаемые виды деятельности следующим образом:
1. Прогулки.
2. Прослушивание магнитофонных записей.
3. Просмотр телевизионных передач.
4. Разговор по телефону.
5. Посещение кинотеатров.
6. Чтение.
7. Танцы.
8. Занятие спортом.
9. Занятия в различных кружках.
Таким образом, как в исследовании В.Г. Черенковой, так и в нашем
исследовании, мотивировки подростков, предпочитающих интимно-личную форму
общения, отражают доминирование индивидуалистических мотивов при
организации ими своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся
необходимым условием формирования всесторонне и гармонической развитой
личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма
незначительное время.
Для подростков, предпочитающих проводить свободное от обязательных
занятий время на улице и во дворе, то есть стремящихся в первую очередь к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|