на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы общения подростков и юношей

хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.

Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что

проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений

связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела

грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9

учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что

понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили

«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые

взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у

них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.

Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые

показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со

сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости

взрослыми.

Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с

литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены

результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией

в обществе.

Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который

связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.

Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На

сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не

сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с

подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также

совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема

имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.

Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением

молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,

рукоприкладство, сексуальное домогательство.

У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что

общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи

такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,

«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.

Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась

всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым

молодым человеком.

Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с

проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого

поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на

первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня

ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось

время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в

друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он

лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он

отвратительный тип» и т.д.

Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы

видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются

от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная

тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,

агрессия, уход в себя и т.д.

2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И

СТАРШЕКЛССНИКАМИ.

Следующим этапом нашего исследования было проведение методики

«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,

наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.

В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11

классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли

нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся

проранжировать эти блоки (таблица 4.).

Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на

первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и

кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими

качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,

тактичность, деликатность и любезность.

|№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |

|п/| | |

|п | | |

| | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|

| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |

| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |

| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|

| | | |№14 | |ы №4| |ы |

| | | | | | | |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |

| |искренность, порядочность, | | | | | | |

| |откровенность, | | | | | | |

| |справедливость, | | | | | | |

| |добросовестность, | | | | | | |

| |правдивость, | | | | | | |

| |принципиальность. | | | | | | |

|2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |

| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |

| |человечность. | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 |

| |вежливость, интеллигентность,| | | | | | |

| |тактичность, деликатность. | | | | | | |

|4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 |

| |внимательность, способность | | | | | | |

| |понимать других людей, | | | | | | |

| |проявление заботы от них. | | | | | | |

|5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 |

| |усердие, прилежность. | | | | | | |

|6.|Скромность. |12 |8 |1 |3 |1 |4 |

|7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 |

| |изобретательность, | | | | | | |

| |сообразительность, | | | | | | |

| |находчивость. | | | | | | |

|8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 |

| |широкий кругозор, | | | | | | |

| |начитанность. | | | | | | |

|9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 |

| |разговаривать с людьми, | | | | | | |

| |хороший собеседник, не | | | | | | |

| |перебивающий и умеющий | | | | | | |

| |слушать. | | | | | | |

|10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 |

|. |самообладание, терпение, | | | | | | |

| |твердость, настойчивость. | | | | | | |

|11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 |

|. |преданность, дружелюбие. | | | | | | |

|12|Общность интересов. |5 |11 |1 |1 |1 |1 |

|. | | | | | | | |

|13|Приятная наружность |14 |2 |1 |2 |1 |2 |

|. |(внешность): аккуратность, | | | | | | |

| |опрятность. | | | | | | |

|14|Чувство юмора. |3 |3 | |7 | |3 |

|. | | | | | | | |

|15|Индивидуальность. |8 |5 | |9 | |7 |

|. | | | | | | | |

Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.

У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности,

объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также

талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом

месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности –

отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).

На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по

просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного

из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два

качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В

одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На

третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как

общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах

следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У

восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у

одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых

классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых –

отзывчивость и общительность.

На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у

одиннадцатых – сила воли и доброта.

На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность,

верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.

Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых

классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли,

трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.

Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся

оценить себя, как собеседника.

В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили

качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место

ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность.

Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те

же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание,

терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.

Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие

самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у

одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества

наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора,

воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция,

интеллектуальные способности.

Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах,

значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80

–е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).

Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую

в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей

другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими

качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость

этих качеств постепенно повышается с возрастом.

Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно,

отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция

(образованность, знания, кругозор).

Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы:

наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта,

трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу:

прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость,

правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность,

чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность,

усердие, прилежание.

Последние места по значимости занимают у них приятная внешность

(элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость

для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества

(твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время,

снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.

Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие

выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками,

претерпели изменения в плане значимости.

Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как,

честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на

последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность,

отзывчивость, эрудиция.

Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности

может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение

критериев, ориентиров, принятых в обществе.

2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Следующей методикой в нашем исследовании стала методика

«Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).

Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят

«принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика

проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты:

на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать

информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3

–м одноклассники и на 4 –ом – учителя.

Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены

графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение

открытости (доверительности) старшеклассников по

отношению к родителям.

Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на

сколько открыты по отношению к своим родителям учащиеся одиннадцатых

классов школ №4 и №14 (желание поделиться информацией со своими родителями

учащиеся школы №14 отличаются от своих сверстников из школы №4).

После беседы со школьным психологом мы выяснили, что у многих ребят

имеются проблемы, связанные с не очень благоприятной психологической

обстановкой в семье, которая вызывает у ребят напряженные отношения с

родителями.

Желание выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию

от друзей вне школы, родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям

были расположены по следующим местам: на первом месте – друзья вне школы,

на втором – родители, на третьем – учителя, а на четвертом – одноклассники.

Для наглядности мы представили на диаграммах 4 и 5 процентное соотношение

принятия информации старшеклассников от своих учителей.

Полученные нами результаты были несколько неожиданными, когда

учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией,

получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на одном

уровне.

Особый интерес вызывают данные, изображенные на рисунке 2 (а) (11«В»

класс школы №14). Учитывая, что класс отличается невысокой мотивацией к

учению, испытуемые показали достаточно высокий уровень заинтересованности

информацией, получаемой от учителей.

Таким образом, исследования уровня коммуникативной дистанции показали,

что при всем том, что сверстники, безусловно, являются более значимыми в

жизни подростков и старших школьников, но влияние родителей и учителей

тоже не мало важно, так как следует напомнить, что испытуемые являлись

учащимися выпускных классов, которые находятся на пороге взрослой

самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней социальной ситуации

ребята тяготеют к родителям и к семье, желая найти там поддержку, понимание

и защиту, пусть не всегда в открытой форме, а иногда даже через явный

протест.

2.6. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Следующим этапом нашего исследования мотивации различных форм общения

ребят в свободное от основных занятий время. Нам необходимо было выяснить,

где, с кем и чем занимаются современные подростки и старшеклассники. Для

этого мы провели проективное сочинение на тему: «Мое свободное время». А

затем провели его качественный анализ.

Результаты, полученные нами в ходе проведения проективного сочинения

показали, чем предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все

свободное время и связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или

в кругу друзей.

К сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные

секции или клубы по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие

могут их посещать, в связи с недостаточным количеством материальных

средств.

Для подтверждения полученной нами информации, а также, для ее

дополнения, мы провели анкету «Мое свободное время». А полученные из нее

данные, сравнили с данными из сочинения, проанализировали и получили

следующую картину.

В начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структура и

содержания свободного времени подростков и старших школьников в различных

формах его общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.

Под интимно-личным общением мы понимаем взаимодействие, основанное на

личных симпатиях («Я» и «Ты»); стихийно-групповое общение рассматривается

нами, как взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и

случайные «Они»).

Взаимосвязь структуры свободного времени подростка с различными

формами его общения (таблица №5).

|Предпочит|Формы общения |

|аемые | |

|виды | |

|занятий | |

| |Интимно-личные формы общения|Стихийно-групповые формы |

| | |общения |

| |Прогулки |Танцы в дискотеке |

| |Общение с друзьями |Прогулки |

| |Просмотр телепередач |Посещение баров |

| |Прослушивание музыки |Курение |

| |Танцы в дискотеке |Потребление спиртых |

| | |напитков и наркотиков |

| |Посещение баров |Просмотр порнофильмов |

| |Чтение |Чтение эротической |

| | |литературы |

Таблица №5. Структуры свободного времени подростка с различными формами его

общения.

По продолжительности на первом месте находятся прогулки (с друзьями и

другом (подругой) противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в

гостях, во дворе, где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам).

Мотивируют подростки свой выбор данных видов деятельности в свободное время

желанием «пообщаться», «отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном»,

«хорошо, весело провести время», не скучать, «не думать ни о чем

серьезном», « не напрягаться». А также такого рода мотивировки: «Хочу

весело провести время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций

родителей и учителей», «Люблю развлекаться», «Нравится быть со своими

друзьями», «Можно «оторваться на полную катушку»».

В целом, мотивированная структура различных форм общения испытуемых

характеризуется следующим образом (мотивы приводятся по степени

значимости):

Интимно-личная форма:

1. Эмоциональное сопереживание;

2. Доверие и понимание;

3. Самоутверждение среди сверстников;

4. Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;

5. Самовыражение;

6. Самореализации среди сверстников.

Стихийно-групповая форма:

1. Социальной идентификации с группой сверстников, более старших

ребят;

2. Удовольствие от совместных развлечений;

3. Самоутверждение среди сверстников и взрослых;

4. Самовыражение;

5. Самореализация в группе;

6. Доверие и взаимопонимание со сверстниками;

7. Эмоционального сопереживания.

Таким образом, взаимосвязь структуры и содержания свободного времени

подростков в различных формах общения выступает определенным показателем

уровня развития мотивационно-потребностной сферы личности.

Наши результаты отличаются от тех результатов исследования, которые

были проведены в 1988 году Г.В. Черенковой по изучению мотивации различных

форм общения. Испытуемые, предпочитающие интимно-личную форму общения,

распределили предпочитаемые виды деятельности следующим образом:

1. Прогулки.

2. Прослушивание магнитофонных записей.

3. Просмотр телевизионных передач.

4. Разговор по телефону.

5. Посещение кинотеатров.

6. Чтение.

7. Танцы.

8. Занятие спортом.

9. Занятия в различных кружках.

Таким образом, как в исследовании В.Г. Черенковой, так и в нашем

исследовании, мотивировки подростков, предпочитающих интимно-личную форму

общения, отражают доминирование индивидуалистических мотивов при

организации ими своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся

необходимым условием формирования всесторонне и гармонической развитой

личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма

незначительное время.

Для подростков, предпочитающих проводить свободное от обязательных

занятий время на улице и во дворе, то есть стремящихся в первую очередь к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.