на пенсию уже через несколько лет, вот тогда – пожалуйста.
Женщина беременна, но не уверенна, что её брак прочен. У неё имеются
серьёзные основания считать, что жизнь с мужем не сложилась, в будущем
возможен развод.
Женщина беременна, с радостью сообщила об этом мужу, а он
категорически против рождения ребёнка. Решилась: «Буду ждать ребёнка». Но
беременность воспринята конфликтно, и мрачная тень недовольства уже легла
на неё. Позже отец полюбит ребёнка, полюбит ребёнка и бабушка по отцу,
издёргавшая невестку в период беременности ссорами и упрёками. Однако зло
уже свершилось – в семье растёт невропатичный, трудный ребёнок.
Сомнения и колебания женщины по поводу рождения будущего ребёнка, её
страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывает тягостные
переживания беременной, сказываются на состояние и развитие плода.
Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в
любви и согласии, красиво, уверенны в себе и оптимистичны.
На пятом месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца
взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется,
когда она отдыхает. В 6 – 7 мес. плод реагирует на резкое изменение
положения тела матери, спокойно, если не взволнованна беременная.
Если беременная женщина проводит 9 чрезвычайно важных месяцев в своей
жизни в душном помещении, спит с закрытой форточкой, мало гуляет, то плод
развивается в условиях кислородного голодания – гипоксии. В результате
ребёнок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями. Пройти
остановку-другую пешком или воспользоваться транспортом? Так ли это важно?
Очень важно. Ходьба, движение, избегание большого скопления людей,
длительное пребывание на свежем воздухе способствует сохранению и
укреплению психического и физического здоровья плода и здоровья будущей
матери в столь ответственный период.
Если беременность протекала неблагоприятно и ребёнок родился слабым,
осложненным окажется не только период новорожденности – первый месяц жизни,
не только первый год жизни. Будут осложнены воспитания, формирование
характера, личности в целом. Слабый ребёнок беспокоен, у него плохой
аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит
врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше
внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то
улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребёнка формируется
трудный характер. Ребёнок уже окреп, но остаётся по прежнему не в меру
требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманится, покапризничает.
Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с
претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре
внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.
Очень важно, чтобы беременность протекала нормально, чтобы она была
здоровой. Природа даёт женщине в этот естественный период её жизни
дополнительные ресурсы физических сил и выносливость. Слабая женщина
становится крепче, физически инфантильная – расцветает. Помогать природе, а
не препятствовать ей – задача будущей матери. Ей следует отказаться от чего-
то приличного, изменить в чем-то прежний образ жизни. Всё в этот период:
прогулка, одежда, режим, сон, питание – должно быть подчинено будущему
материнству. И если женщина приготовила себя к беременности морально и
физически, старается избегать отрицательных переживаний, живёт по режиму,
проводит день активно, много гуляет, родные её оберегают, то родится
здоровый ребёнок.
Воспитание в раннем возрасте
Уже на 7-м месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и
спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо
капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться
добиться своего, что у многих младенцев получается. Ещё в самом малом, но
уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он
пытается подчинить себе мать.
Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон.
Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует
укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При
неправильном воспитании в 8 – 9 месяцев ребёнок может истерически
изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым.
Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой.
Один, два раза родители стерпят, выдержат истошный крик, но малыш не
получит желаемого, и истеричность исчезнет, не получив подкрепления. Лучше
уйти из комнаты, где буйствует ребёнок. Без зрителей истерика, всегда
рассчитанная на них, прекращается. И, конечно, родители, когда ребёнок в
истерике, всем своим видом демонстрируют недовольство им. Родителям часто
приходится проявлять твёрдость. Ребёнок с младенчества должен усвоить, что,
если он переходит грань допустимого, любящие, ласковые, добрые родители
становятся суровыми. Это важный рычаг воспитание. Ласка – всегда поощрение
и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести. Родители вдруг
становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять
на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая
урок: за определённую черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя, но
и твёрдо настаивая на своём в случае необходимости. И тогда ребёнок очень
рано уловит смысл слов «можно» и «нельзя», как и научится понимать просьбу
«подожди». Если такое понимание будет воспитано вовремя, не придется
прибегать к наказаниям, когда малыш подрастёт. Необходимость в наказании –
свидетельство уже упущенного в воспитании. Ребёнка, правильно воспитанного
с самого раннего возраста, наказывать не приходится. Наказание – всегда
перевоспитание. Наказание – всегда насилие, беда для родителей и для
ребёнка. Это уже борьба между ними. Хорошо воспитанный ребёнок не подаёт
повода для наказания. И если пришла такая необходимость, нужно помнить
следующее. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать
ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация
глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже
наказание, если он любит родителей и они авторитетны для него. Наказание –
всегда лишение ребёнка того, чего он более всего хочет, что ценит,
демонстрация презрения не к нему, а к его поступку, изменение отношения к
нему. От него отворачиваются. С ним обращаются сухо, говорят только по делу
до тех пор, пока он не заслужит возвращения к нему доверия и прежнего
сердечного отношения. Унижающее, запугивающее, причиняющее боль наказание
ни к чему хорошему не приводит и ничего не решает. Поскольку в
необходимости наказать ребёнка виноваты и родители (просчёт воспитания),
лишение касается всех – все не идут на прогулку, все не смотрят интересную
передачу, как бы говоря о проступке: вот как всё огорчительно, вот к каким
последствиям это приводит. Переживания, связанные с наказанием, подвигают
ребёнка и к раннему постижению чувства стыда.
Если понятное, справедливое «хочу» и «не хочу» удовлетворяется,
ребёнок поймет разумность, справедливость «нельзя» и «надо». В начале он
воспримет это не осознаваемо, затем как осознанную категорию. «Нельзя» и
«надо» войдут в его плоть и кровь, превратятся в стержень чувства
собственного достоинства, которое будет ущемляться как раз тогда, когда
человек вынужден переступить через упомянутые понятия. Самостоятельность
проявится больше в самоограничении «нельзя» и в выполнении «надо», чем в
достижении запретного «хочу» и в преодолении «не хочу», если «надо». И
только в таком случае нет причин для возникновения нервности или трудности.
В «можно» и в «нельзя» не должно быть разногласия у взрослых, если они есть
– тогда нет воспитания.
Детей никогда нельзя обижать, но им и нельзя подчиняться. Детей не
балуют, им не потакают в недопустимом.
Приславутое сюсюканье, восхищение детскостью «милые малютки»,
сверхопека, воспитание трёхлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как
трёхлетних чреваты тяжелейшими последствиями. В угоду эгоистическим
тенденциям, приносится в жертву будущее человека.
Отсутствие воспитания – тоже воспитание. Безнадзорность, дурные
влияния при безнадзорности также воспитывают. Не ощущая внимания к себе,
ребёнок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным. Нет
направленного воспитывающего влияния, но есть косвенное. Ребёнок живёт в
семье, и на него оказывает воздействие жизнь её взрослых членов. Его
воспитывают в том случае, когда всё скрывают от него, и тогда, когда жизнь
родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда все молчат. Всё это
воздействует на формирование личности ребёнка. Воспитывают, когда говорят о
работе и о других, и тем, как об этом говорят; когда ссорятся или мирятся,
когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кого-то третируют
и когда отец – «квартирант»: приходит поздно, молча смотрит телевизор,
читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тоже воспитание.
На ребёнка воздействует всё: добры или нет родители; удовлетворены
они жизнью или завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда «смертельно
усталые» и им «всё надоело». Для него не безразлично, что у них разные
характеры, то, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему
радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит,
слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует
буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно:
как его всё это воспитывает?
Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей.
Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное
неприятие. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда один
ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию
таких же ущемлённых и безнадзорных, он праздно проводит время, пренебрегает
учебой. В компании к нему проявляют внимание, встречают его с радостью, в
чем он и нуждается. Там весело, и он забывает о своих горестях. Но на этом
пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости,
негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их
советам и требованиям. Чертами характера становится необязательность,
безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей, когда тот
и приятель, кто с ним сегодня.
У другого формируется истероидный характер со склонностью к бурным
сценам протеста «с двигательной бурей», при которой наблюдаются потеря
самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, когда
возможны демонстративное нанесение порезов, и столь же демонстративные
попытки самоубийства. Вызывающее поведение наблюдается и вне семьи. В этом
случае чертами характера становится эгоистичность, лживость, манерность,
склонность всегда и во всём обвинять других, начиная от родителей и кончая
всёми окружающими. Здесь особенно отчетливо видно, к чему приводит
подавление в темпераменте, его альтруистической сущности.
Время от времени необходимо внимательно всмотреться в своего ребёнка.
Задать себе вопросы, вдумчиво и объективно ответить на них. Многое станет
яснее. Что делали не так, что упустили, что необходимо наверстать.
Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка,
задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся
предупредить детскую нервность или трудность. Перевоспитывать в более
старшем возрасте, когда нервность или трудность уже фиксированы, - тоже
самое, как говорили древние мудрецы, что начинать копать колодец, когда уже
мучит жажда.
Характер ребёнка закладывается с раннего детства, поэтому
предупреждение развития у него вредных привычек необходимо проводить именно
в этом возрасте. Прежде всего, ребенок должен как можно реже видеть бутылку
с вином (и др.) на столе родителей. В накуренном помещении следует обратить
внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать
Страницы: 1, 2, 3
|