на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

творениями и облагораживать её.

Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого

из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего

поколения.

4.1. Экологическая культура.

«Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.»

Е.

Евтушенко

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами

современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому

сообществу и к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось

в лексике разных народов , то термин «экология» ( в переводе с греческого

– наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до

недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И

действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и

животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская ,

в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и

источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ

жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей.

Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не

приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без

учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные

последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение

экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к

самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных

и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей

страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической

напряженности в Отечестве.

Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание

фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы,

когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные

действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество

переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на

неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на

путь выработки экологической культуры.

С другой стороны , процесс формирования и развития экологической

культуры становится импульсом духовно-практической деятельности ,

направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа»

, на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию

отношений между обществом и природой.

«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей

чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не

случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды

и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и

борьба за охрану природы и мира».

Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но

и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы

будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в

самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам

взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими

качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм.

Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на

себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители

человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и

лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и

ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои

населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды

своей жизни и деятельности.

Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в

экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить

способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания,

стимулирует овладение ими.

В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд

социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых

группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и

изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты.

Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои

экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В

их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ.

Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 %

- затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не

выработали определенного мнения.

В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым

углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее

следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает

молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной

среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?

Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе:

«Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 %

юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.

На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно

разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 %

школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).

Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в

ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа

жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % -

школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.

Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для

удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 %

- студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).

Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной

практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием

участвовать в экологической деятельности».

Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов,

15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).

Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в

школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает

недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее

6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему

экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать

его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого

материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес

учащихся.

Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив,

порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности.

Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания

требуются по роду производственной деятельности».

Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё

экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ;

рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность

учащихся.

Экологизация современного познания, обусловленная общественными

потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую

ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и

экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по

образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча

, разрабатываемые в нашей стране.

В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии

необходимо :

1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде

всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека

и природы;

2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии,

формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития

междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления

окружающей среды ;

3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей

экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию

научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер

экологических исследований ;

4. Включение в экологическое образование результатов тех научных

исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально –

отраслевой специализацией.

Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс

образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь,

сквозной идеей о единстве общества и природы.

2. Нравственная культура.

« Посеешь поступок – пожнёшь

привычку ,

Посеешь привычку – пожнёшь

характер,

Посеешь характер – пожнёшь

судьбу .»

(Восточная пословица)

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании

личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся

педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не

может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на

первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём

трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал

древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва добрым

нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же

он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но

отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский

педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной

задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует

добродетельный

характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к

людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко

характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии

личности К.Д.Ушинский. Он писал : « Конечно, образование ума и обогащение

его познаниями много принесёт пользы , но увы , я никак не полагаю, чтобы

ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского

городничего честным челове-ком , и совершенно убеждён , что будь Павел

Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической

экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас

того нравственного чувства , того общественного цемента , который иногда

согласно с рассудком , а часто и в противоречие с ним , связывает людей в

честное , дружное общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в

воспитании.)

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и

формирования личности указывал В.Г.Белинский . Он отмечал , что образование

и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую

пользу в зависимости от того , какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз

душевной работы – работы роста и развития. Под дождём , градом так же , как

под палящими лучами солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку

вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски , в том

числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.