на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие эмоций младших школьников

дети в большей степени расчитывали на свои силы и сраннего возраста

принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их

дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста.

Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную

роль, определяя формирование того или иного стиля поведения.

“Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные

взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с

братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного

использования собственных представлений и проработки отношений с другими.

При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также

передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы...”. [ ; стр.

49] Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для

общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и

ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или

неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Немаловажным

фактором в развитии подростка является воспитание и дисциплина.

Вопрос о меодах наказания является открытым, несмотря на огромное

количество исследований по этой и другим близким проблеммам воспитания

детей. Однако, насколько можно судить, данные с основном отрицают особую

эффективность наказаний. (Becker W. C. 1964. Consequences of different

kinols of parentai discipline.) Оказывается, что практически неважно, какой

метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень

тяжелые или очень легкие наказания по своим результатам являются

неудовлетворительными, однако в средней части интервала различий

практически нет. Ударить ребенка, заставить его выйти из комнаты или

сделать ему упрек- все эти меры являются примерно одинаковыми по своему

воздействию. Однако, если тяжесть наказания не играет значительной роли,

частота наказаний- это более значительный момент. Мальчики (подростки),

которых постоянно наказывают, с повышенной вероятностью будут реагировать

на наказания агрессией и ассоциальным поведением. Вряд ли это является

непосредственным эффектом применения мер, поскольку постоянные наказания

часто часто быват связаны с общим неприятием и враждебностью в семье.

Вполне может быть, что плохие отношения между родителями и детьми столь же

существенны для появления нарушений поведения, как и характер

дисциплинарных мер, применяемых в процессе воспитания.

В то же самое время исключительна важна последовательность

применяемых дисциплинарных воздействий. Различие дисциплинарных требований

родителей (например, отец склонен за все наказыать, а мать- к тому, чтобы

все разрешать; один из родителей что-то позволяет, а другой это же

запрещает) или же отсутствие последовательного отношения к дисциплине

(наказание за поздний приход домой в один день и безразличное отношение к

тому же самому в другой) значительно повышают вероятность формирования

агрессивного или ассоциального поведения ребенка. Комбинация исключительно

мягких дисциплинарных требований со стороны матери и жесткой, избыточно

ограничительной позиции отца являются особенно распространенной в семьях

подростков- правонарушителей (см. практическую часть, пример № 9).

Представляется, что несоответствие между тем, как родители ведут

себя, и тем, что они требуют от своих детей (то есть дисциплина на фоне

лицемерия), может оказывать такое же влияние.

Как показывают исследования, характер реагирования родителей на

хорошие и плохие поступки также играет огромную роль. Родители трудных

подростков отличаются от других родителей тем, что хуже понимают, когда и

как следует вмешаться; реже хвалят за хорошее поведение; зачастую реагируют

ошибочно и непоследовательно на плохое поведение и уделяют такому поведению

ребенка слишком много внимания (как в положительном, так и в отрицательном

смысле). Посколльку значительная часть случаев плохого поведения содержит в

себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослые способствуют

фиксации такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в эти моменты.

Родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует.

Слишком часто родители не обращают внимание на положительные стороны

детского поведения, занимаясь лишь плохими поступками.

Эффективность дисциплины зависит также и от многих других факторов.

Они включают следующие моменты: время реакции родителей (как одобрение, так

и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными);

последовательность и принципиальность дисциплинарных требеваний (дети

реагируют гораздо лучше, если они видят, что правила являются разумными и

служат своей цели); качество отношений между родителями и подростком

(родительское одобрение или неодобрение будут иметь гораздо больший успех,

если родители любят и уважают); и наконец, балланс одобрений и наказаний

(улучшение поведения ребенка более вероятно при относительном преобладании

поощерений и минимуме запретов) (см. практическую часть, пример № 10).

Это говорит о том, что разумное и правильное семейное воспитание, в

достаточно благополучной семье, с разумными требованиями и наказаниями, с

уважением к личности подростка приносят свои положительнные результаты в

эмоциональном, психофизическом и гормоническом развитии личности подростка.

Уже упоминалось об огромном значении последовательного проведения

этих мер. Лучше иметь несколько правил, которые твердо проводятся жизнь,

чем массу правил применяемых непоследовательно.

Иногда о дисциплине говорят только как о системе наказаний, как будто

ее единственная цель- не допустить плохого поведения. Это конечтно не так.

Поощерение “хорошего” поведения не менее важно, чем осуждение “плохого”

поведения, однако еще более важно развить у подростка внутренние механизмы

контроля своего поведения. Для этого необходимо создать его собственную

систему ценностей (которые совсем не обязательно должны совпадать с

ценностями родителей). С помощью этой системы ребенок будет регулировать

свое поведение вне зависимости от поощерений или наказаний со стороны

других людей. Чтобы такая система ценностей сформировалась, необходимо

обсуждать с ребенком мотивы тех или иных поступков.

К вопросам дисциплины примыкает вопрос о допустимой степени

автономности и независимости детского поведения. Исследования показали, что

со стороны родителей в отношении детей имеются 2 направления: гиперопека и

ограничение. Характерными чертами гиперопеки были: избыточный контакт с

ребенком; слишком длинный период ухода как за “маленьким”. Избыточный

контакт мог носить как физический так и социальный характер. Продолжение

ухода за детьми как за “маленькими” проявлялось в том, что матери одевали,

кормили, купали детей в течении неоправданно длительного времени когда в

этом уже не было необходимости. Кроме того они занимались ненужным

обслуживанием детей, находясь у них как бы на побегушках и стремясь

удовлетворить любое их желание. Подавление независимости проявлялось в

том, что детям не позволялось помогать старшим в уборке,ремонте и других

домашних обязанностях. Матери ограничивали и социальные контакты

детей, определяя с кем можно дружить, а с кем нельзя без разрешения.

Все дети воспитываемые в гиперопеке имели трудности в общении с

другими подростками. Они плохо шли на контакт, были застенчивы. В кругу

сверстников испытывали одиночество, были нерешительны, робки. Их

эмоциональная сфера отличалась высокой чувствительностью и ранимостью. Они

терялись перед трудностями, не могли самостоятельно принять решение.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде школы. На одном полюсе которой стоям максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом далекие, холодные, враждебные. В первом случае являются

внимание и поощерение, во втором строгость и наказание.

“Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания. Поведение ребенка направляется в этом случае

последовательно и вместе с тем гибко и рационально...”. [ ; стр. 304]

Родитель всегда обьясняет мотивы своих требований и поощеряет их

обсуждение подростком. В ребенке ценится как послушание, так и

независимость. Родитель устонавливает правила и твердо проводит их в

жизнь. Власть использует лишь в меру необходимости, но не считает

себя непогрешимым. Он прислушивается к мнению ребенка, но не

исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно идут ли

они в сторону авторитарности или либеральной нетерпимости, дают

плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от

родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье.

Родительские требования если они кажутся не обоснованными, вызывают либо

протест, либо агрессию либо привычную антипатию и пассивность.

Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что

родителям до него нет дела. Кроме того пассивные, не

заинтересованные родители не могут быть пердметом для подражания. А

другие влияния- школы, сверстников, средств массовой коммуникации

часто не могут восполнить этот пробел, остовляя подростка без

надлежащего руководства и ориентации в окружающем мире. Ослабление

родительского начала, как и его гипертрофия способствуют формированию

личности со слабым “я”. В глазах подростка мать и отец выступают в

нескольких аспектах: как источник эмоционального тепла и поддержки;

как власть; директивная ближе инстанция; распорядитель благ, наказаний и

поощерений; как старший друг и советчик, которому можно все

доверить. Подростковый возраст- период эмансипации ребенка от родителей.

Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей насколько значимы для

подростка эмоциональный контакт с родителями, по сравнению с другими

людьми и привязанностями (дружбой, любовью). Поведенческая эмансипация

проявляется в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына

или дочери. И нормативная эмансипация, показывающая ориентируется

подросток на те же нормы и ценности, что и его родители. В основе

эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит

зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно к детям, чем

отец. По мере роста самостоятельности особенно в подростковом возрасте,

начинает ребенка тяготить. Очень плохо когда ему не хватает

родительской любви, но и избыток эмоционального тепла тоже вреден как для

мальчиков, так и для девочек. Избыток материнской ласки, положение

“маменького сынка” начинают раздражать его не только потому, что это

вызывает насмешки сверстников, но и потому, что вызывают в нем чувство

зависимости с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение многие

родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и

т.д. Но после того, как критический период проходит, эмоциональный

контакт с родителями обычно восстанавливается на более высоком

сознательном уровне. Добиваясь расширения своих прав подростки нередко

проявляют к родителям завышенные требования, в тм числе и материальные, не

заботясь об источниках семейного бюджета. Они уверены, что их желаниям

будет отдано предпочтение. Степень идентификации с родителями становится

гораздо ментше, т.к. у него возникают другие примеры для подражания. Общая

закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со

взрослыми, тем чаще он будет общатся со своими сверстниками, искать другие

авторитеты. Больше всего подросткам хотельось бы выдеть в родителях друзей

и советчиков, т.к. семья остается тем местом, где он чувствует себя

наиболее спокойно и уверенно. Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают

о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже больше чем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.