дети в большей степени расчитывали на свои силы и сраннего возраста
принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их
дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста.
Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную
роль, определяя формирование того или иного стиля поведения.
“Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные
взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с
братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного
использования собственных представлений и проработки отношений с другими.
При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также
передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы...”. [ ; стр.
49] Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для
общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и
ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или
неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Немаловажным
фактором в развитии подростка является воспитание и дисциплина.
Вопрос о меодах наказания является открытым, несмотря на огромное
количество исследований по этой и другим близким проблеммам воспитания
детей. Однако, насколько можно судить, данные с основном отрицают особую
эффективность наказаний. (Becker W. C. 1964. Consequences of different
kinols of parentai discipline.) Оказывается, что практически неважно, какой
метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень
тяжелые или очень легкие наказания по своим результатам являются
неудовлетворительными, однако в средней части интервала различий
практически нет. Ударить ребенка, заставить его выйти из комнаты или
сделать ему упрек- все эти меры являются примерно одинаковыми по своему
воздействию. Однако, если тяжесть наказания не играет значительной роли,
частота наказаний- это более значительный момент. Мальчики (подростки),
которых постоянно наказывают, с повышенной вероятностью будут реагировать
на наказания агрессией и ассоциальным поведением. Вряд ли это является
непосредственным эффектом применения мер, поскольку постоянные наказания
часто часто быват связаны с общим неприятием и враждебностью в семье.
Вполне может быть, что плохие отношения между родителями и детьми столь же
существенны для появления нарушений поведения, как и характер
дисциплинарных мер, применяемых в процессе воспитания.
В то же самое время исключительна важна последовательность
применяемых дисциплинарных воздействий. Различие дисциплинарных требований
родителей (например, отец склонен за все наказыать, а мать- к тому, чтобы
все разрешать; один из родителей что-то позволяет, а другой это же
запрещает) или же отсутствие последовательного отношения к дисциплине
(наказание за поздний приход домой в один день и безразличное отношение к
тому же самому в другой) значительно повышают вероятность формирования
агрессивного или ассоциального поведения ребенка. Комбинация исключительно
мягких дисциплинарных требований со стороны матери и жесткой, избыточно
ограничительной позиции отца являются особенно распространенной в семьях
подростков- правонарушителей (см. практическую часть, пример № 9).
Представляется, что несоответствие между тем, как родители ведут
себя, и тем, что они требуют от своих детей (то есть дисциплина на фоне
лицемерия), может оказывать такое же влияние.
Как показывают исследования, характер реагирования родителей на
хорошие и плохие поступки также играет огромную роль. Родители трудных
подростков отличаются от других родителей тем, что хуже понимают, когда и
как следует вмешаться; реже хвалят за хорошее поведение; зачастую реагируют
ошибочно и непоследовательно на плохое поведение и уделяют такому поведению
ребенка слишком много внимания (как в положительном, так и в отрицательном
смысле). Посколльку значительная часть случаев плохого поведения содержит в
себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослые способствуют
фиксации такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в эти моменты.
Родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует.
Слишком часто родители не обращают внимание на положительные стороны
детского поведения, занимаясь лишь плохими поступками.
Эффективность дисциплины зависит также и от многих других факторов.
Они включают следующие моменты: время реакции родителей (как одобрение, так
и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными);
последовательность и принципиальность дисциплинарных требеваний (дети
реагируют гораздо лучше, если они видят, что правила являются разумными и
служат своей цели); качество отношений между родителями и подростком
(родительское одобрение или неодобрение будут иметь гораздо больший успех,
если родители любят и уважают); и наконец, балланс одобрений и наказаний
(улучшение поведения ребенка более вероятно при относительном преобладании
поощерений и минимуме запретов) (см. практическую часть, пример № 10).
Это говорит о том, что разумное и правильное семейное воспитание, в
достаточно благополучной семье, с разумными требованиями и наказаниями, с
уважением к личности подростка приносят свои положительнные результаты в
эмоциональном, психофизическом и гормоническом развитии личности подростка.
Уже упоминалось об огромном значении последовательного проведения
этих мер. Лучше иметь несколько правил, которые твердо проводятся жизнь,
чем массу правил применяемых непоследовательно.
Иногда о дисциплине говорят только как о системе наказаний, как будто
ее единственная цель- не допустить плохого поведения. Это конечтно не так.
Поощерение “хорошего” поведения не менее важно, чем осуждение “плохого”
поведения, однако еще более важно развить у подростка внутренние механизмы
контроля своего поведения. Для этого необходимо создать его собственную
систему ценностей (которые совсем не обязательно должны совпадать с
ценностями родителей). С помощью этой системы ребенок будет регулировать
свое поведение вне зависимости от поощерений или наказаний со стороны
других людей. Чтобы такая система ценностей сформировалась, необходимо
обсуждать с ребенком мотивы тех или иных поступков.
К вопросам дисциплины примыкает вопрос о допустимой степени
автономности и независимости детского поведения. Исследования показали, что
со стороны родителей в отношении детей имеются 2 направления: гиперопека и
ограничение. Характерными чертами гиперопеки были: избыточный контакт с
ребенком; слишком длинный период ухода как за “маленьким”. Избыточный
контакт мог носить как физический так и социальный характер. Продолжение
ухода за детьми как за “маленькими” проявлялось в том, что матери одевали,
кормили, купали детей в течении неоправданно длительного времени когда в
этом уже не было необходимости. Кроме того они занимались ненужным
обслуживанием детей, находясь у них как бы на побегушках и стремясь
удовлетворить любое их желание. Подавление независимости проявлялось в
том, что детям не позволялось помогать старшим в уборке,ремонте и других
домашних обязанностях. Матери ограничивали и социальные контакты
детей, определяя с кем можно дружить, а с кем нельзя без разрешения.
Все дети воспитываемые в гиперопеке имели трудности в общении с
другими подростками. Они плохо шли на контакт, были застенчивы. В кругу
сверстников испытывали одиночество, были нерешительны, робки. Их
эмоциональная сфера отличалась высокой чувствительностью и ранимостью. Они
терялись перед трудностями, не могли самостоятельно принять решение.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде школы. На одном полюсе которой стоям максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом далекие, холодные, враждебные. В первом случае являются
внимание и поощерение, во втором строгость и наказание.
“Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Поведение ребенка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем гибко и рационально...”. [ ; стр. 304]
Родитель всегда обьясняет мотивы своих требований и поощеряет их
обсуждение подростком. В ребенке ценится как послушание, так и
независимость. Родитель устонавливает правила и твердо проводит их в
жизнь. Власть использует лишь в меру необходимости, но не считает
себя непогрешимым. Он прислушивается к мнению ребенка, но не
исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно идут ли
они в сторону авторитарности или либеральной нетерпимости, дают
плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от
родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье.
Родительские требования если они кажутся не обоснованными, вызывают либо
протест, либо агрессию либо привычную антипатию и пассивность.
Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что
родителям до него нет дела. Кроме того пассивные, не
заинтересованные родители не могут быть пердметом для подражания. А
другие влияния- школы, сверстников, средств массовой коммуникации
часто не могут восполнить этот пробел, остовляя подростка без
надлежащего руководства и ориентации в окружающем мире. Ослабление
родительского начала, как и его гипертрофия способствуют формированию
личности со слабым “я”. В глазах подростка мать и отец выступают в
нескольких аспектах: как источник эмоционального тепла и поддержки;
как власть; директивная ближе инстанция; распорядитель благ, наказаний и
поощерений; как старший друг и советчик, которому можно все
доверить. Подростковый возраст- период эмансипации ребенка от родителей.
Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей насколько значимы для
подростка эмоциональный контакт с родителями, по сравнению с другими
людьми и привязанностями (дружбой, любовью). Поведенческая эмансипация
проявляется в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына
или дочери. И нормативная эмансипация, показывающая ориентируется
подросток на те же нормы и ценности, что и его родители. В основе
эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит
зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно к детям, чем
отец. По мере роста самостоятельности особенно в подростковом возрасте,
начинает ребенка тяготить. Очень плохо когда ему не хватает
родительской любви, но и избыток эмоционального тепла тоже вреден как для
мальчиков, так и для девочек. Избыток материнской ласки, положение
“маменького сынка” начинают раздражать его не только потому, что это
вызывает насмешки сверстников, но и потому, что вызывают в нем чувство
зависимости с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение многие
родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и
т.д. Но после того, как критический период проходит, эмоциональный
контакт с родителями обычно восстанавливается на более высоком
сознательном уровне. Добиваясь расширения своих прав подростки нередко
проявляют к родителям завышенные требования, в тм числе и материальные, не
заботясь об источниках семейного бюджета. Они уверены, что их желаниям
будет отдано предпочтение. Степень идентификации с родителями становится
гораздо ментше, т.к. у него возникают другие примеры для подражания. Общая
закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со
взрослыми, тем чаще он будет общатся со своими сверстниками, искать другие
авторитеты. Больше всего подросткам хотельось бы выдеть в родителях друзей
и советчиков, т.к. семья остается тем местом, где он чувствует себя
наиболее спокойно и уверенно. Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают
о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже больше чем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|