музыкой бытия. Лес, подобно храму, является замкнутым в себе миром
гармонии. Культурно эстетическая ценность леса состоит в этой его
первозданности, она привлекает людей, подталкивает их к созданию
национальных парков и заказников- островков великой природы, которыми
человек мог бы эстетически любоваться.
Лес монументален, декоративен и красочен, в нем нет пределов
эстетическому насыщению. Лес учит нас понимать прекрасное, одаривает нас
радостью и великой духовной силой, побуждая к творческой деятельности. Лес
обладает чудодейственным духовным влиянием на человека, является
эмоциональным содержанием и стимулом творчества. Природа произвела одно из
самых замечательных творений, эстетическое созерцание которого поистине не
знает границ и рамок. В нашем восприятии леса она утверждает эту свою
красоту.
Каждому человеку важно сформировать содержательное отношение к
природе, воспитать в себе эстетическую зоркость и заинтересованность,
научиться понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета,
рисунка и пластических свойств древесины.
Способность открывать и ценить совершенство природных явлений,
наслаждаться их красотой- родовое свойство человечества; невосприимчивость
к красоте природы или редуцированность «чувства природы» следует поэтому
рассматривать как аномалии. Люди, страдающие эстетической слепотой и
глухотой по отношению к природе, часто наносят вред, вытаптывают, рубят,
уродуют, убивают ради своего охотничьего инстинкта сами не замечая этого.
Такая атрофия ценностного отношения к природе- предельный случай,
свидетельствующий о потребительской ориентации сознания.
Эстетическое познание животного мира.
Животные во всех их разновидностях являются по сравнению с растениями
более высоким природным образованием. Путем длительного естественного
отбора создавались все новые структуры и архитектурные конструкции этой
разновидности живого. От самых простейших живых существ- к человеку, как к
существу духовно организованному, - таков путь этой изумительной
модификации жизни.
В основе объективно прекрасного в мире живой природы лежит
органическая целесообразность. Эта красота заключается в единстве живого
организма, в симметрии его строения. Многообразные формы симметрии,
являющие собой анатомо- морфологическую, функцию, приспособительную
целесообразность, имеют в живой природе непреходящее эстетическое значение.
Эстетические отношения человека к животным во многом определялись
отношениями животных к человеку. Эстетическое отношение к животным
неуклонно пробивало себе дорогу через множество преград, которые были
обусловлены различными причинами объективного (человеческого) порядка. Были
периоды когда чистый прагматизм заслонял от людей красоту мира, и на против
животную природу эстетически и нравственно боготворили. Человечество,
однако же, находило оптимальное решение вопроса, разумно сочетая
практически полезный подход и эстетическое отношение к ним. Эстетическое
отношение к животным расширялось вместе с успехами науки. Остается
справедливым мнение, что люди видят вещи с точки зрения того, что знает о
них эпоха. В век НТР это стало особенно заметно. После того как наука
раскрыла непостижимо совершенное строение животных, давно и
пренебрежительно названных «тварями», раскрылась собственная эстетическая
красота этих «шедевров» природы, раздвинулись наши эстетические горизонты,
в какой-то степени сблизились эстетическая и научная картины мира. Много
способствует этому процессу бионика, изучающая живые структуры с целью их
технического моделирования.
Многие сооружения насекомых , служат образчиком для человеческой
деятельности, и привлекают эстетическое внимание людей. Это значит, что, не
обладая эстетическим пониманием и чувством, животное обнаруживает
психофизическую способность творить целесообразно без представления цели.
Такое творчество является упорядоченным материальным выражением сущности
данного вида. Оно прекрасно!
Тоже можно сказать о птицах, в этой летающей материи природа достигла
высочайшего уровня развития. При виде птиц мы интуитивно угадываем или
осознанно чувствуем простор, свободу!
Используя живую силу природы. Люди помогают ей в создании красоты.
Нами рассмотрены, с точки зрения эстетической, некоторые царства природы.
Каждое из них по своему привлекательно- прекрасно, возвышенно. Разные
царства природы в совокупности образуют конкретный ландшафт, естественно-
эстетическое целое, представляющее собой пейзаж. Его духовный потенциал
огромен, так как любой элемент пейзажа не просто обогащает другие, а
эстетически усиливает их. Такой пейзаж есть прекрасная картина и вид
природы в целом, пейзаж есть эстетический комплекс естественных факторов.
Созерцание прекрасного пейзажа является эстетическим открытием
непосредственной жизни природы в ее пластических образах, формах, цветах и
звуках. Природа реализует способность любить и радоваться, духовно
светлеть, насыщаться тем высоким смыслом и чувством, которые делают
человека счастливым. Прекрасный пейзаж формирует эмоциональное равновесие,
побудительным образом влияет на образ жизни и поведение человека, напоминая
ему о возможности и необходимости быть лучше.
Все пейзажи- первозданные или рукотворные, представляют собой
невесомую ценность природы, сокровенное общественное богатство. И человек
должен организовывать надлежащее использование эстетических ресурсов
природы.
Глава 2. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь
искусства и фотографии.
2.1. Фотография как вид искусства.
Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том,
что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же
действительности, полученное с помощью технических физико-химических
методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые
фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую
композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя
её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в
роли одной из муз фотография долго не вписывалась. Впрочем, все современные
виды "технических искусств" - фотография, кино, телевидение - пережили
подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными
аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в
процессе создания нового художеств, языка в рамках этих информативно-
коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным
функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии
и искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797- 1856),
подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с
этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал
противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и
весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по
практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец.
статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли
фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в
котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к
выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь
силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической
стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с
исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством
здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры
на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков
фотографии как искусства. Художник Деларош увидел в новом явлении его
художественные особенности и его мощный художественный потенциал.
Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности.
Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло
репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые
"движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное
документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности
живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические
споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной
ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой
техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли
фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей
её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей
культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это - не
более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов
искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой.
Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной
фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач
живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи,
способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография
многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного
искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка
картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс
и построение перспективы, умение зрителя "прочесть" фотографию как
плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое
культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи
на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с
одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить
свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее
полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.
Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве
способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению
через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия
природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не
менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник
в любом др. виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает
отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное
изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение
процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.
Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих
усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может
фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в
ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические
параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не
обеспечение полного эффекта "подражания", а наоборот, вторжение,
целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и
значимости человеческого отношения к отображаемому.
Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в
плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами
искусства (фотография - синтетическое новшество художественной культуры 20
в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального
отличия от традиционных видов искусства (фотография - специфическое
новшество культуры 20 в.). Каждый из этих аспектов изучения имеет свою
внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация
одного за счёт игнорирования другого позволяет более-менее объективно
определить художественные возможности и природу фотографии. О
художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии,
чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|