на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии

музыкой бытия. Лес, подобно храму, является замкнутым в себе миром

гармонии. Культурно эстетическая ценность леса состоит в этой его

первозданности, она привлекает людей, подталкивает их к созданию

национальных парков и заказников- островков великой природы, которыми

человек мог бы эстетически любоваться.

Лес монументален, декоративен и красочен, в нем нет пределов

эстетическому насыщению. Лес учит нас понимать прекрасное, одаривает нас

радостью и великой духовной силой, побуждая к творческой деятельности. Лес

обладает чудодейственным духовным влиянием на человека, является

эмоциональным содержанием и стимулом творчества. Природа произвела одно из

самых замечательных творений, эстетическое созерцание которого поистине не

знает границ и рамок. В нашем восприятии леса она утверждает эту свою

красоту.

Каждому человеку важно сформировать содержательное отношение к

природе, воспитать в себе эстетическую зоркость и заинтересованность,

научиться понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета,

рисунка и пластических свойств древесины.

Способность открывать и ценить совершенство природных явлений,

наслаждаться их красотой- родовое свойство человечества; невосприимчивость

к красоте природы или редуцированность «чувства природы» следует поэтому

рассматривать как аномалии. Люди, страдающие эстетической слепотой и

глухотой по отношению к природе, часто наносят вред, вытаптывают, рубят,

уродуют, убивают ради своего охотничьего инстинкта сами не замечая этого.

Такая атрофия ценностного отношения к природе- предельный случай,

свидетельствующий о потребительской ориентации сознания.

Эстетическое познание животного мира.

Животные во всех их разновидностях являются по сравнению с растениями

более высоким природным образованием. Путем длительного естественного

отбора создавались все новые структуры и архитектурные конструкции этой

разновидности живого. От самых простейших живых существ- к человеку, как к

существу духовно организованному, - таков путь этой изумительной

модификации жизни.

В основе объективно прекрасного в мире живой природы лежит

органическая целесообразность. Эта красота заключается в единстве живого

организма, в симметрии его строения. Многообразные формы симметрии,

являющие собой анатомо- морфологическую, функцию, приспособительную

целесообразность, имеют в живой природе непреходящее эстетическое значение.

Эстетические отношения человека к животным во многом определялись

отношениями животных к человеку. Эстетическое отношение к животным

неуклонно пробивало себе дорогу через множество преград, которые были

обусловлены различными причинами объективного (человеческого) порядка. Были

периоды когда чистый прагматизм заслонял от людей красоту мира, и на против

животную природу эстетически и нравственно боготворили. Человечество,

однако же, находило оптимальное решение вопроса, разумно сочетая

практически полезный подход и эстетическое отношение к ним. Эстетическое

отношение к животным расширялось вместе с успехами науки. Остается

справедливым мнение, что люди видят вещи с точки зрения того, что знает о

них эпоха. В век НТР это стало особенно заметно. После того как наука

раскрыла непостижимо совершенное строение животных, давно и

пренебрежительно названных «тварями», раскрылась собственная эстетическая

красота этих «шедевров» природы, раздвинулись наши эстетические горизонты,

в какой-то степени сблизились эстетическая и научная картины мира. Много

способствует этому процессу бионика, изучающая живые структуры с целью их

технического моделирования.

Многие сооружения насекомых , служат образчиком для человеческой

деятельности, и привлекают эстетическое внимание людей. Это значит, что, не

обладая эстетическим пониманием и чувством, животное обнаруживает

психофизическую способность творить целесообразно без представления цели.

Такое творчество является упорядоченным материальным выражением сущности

данного вида. Оно прекрасно!

Тоже можно сказать о птицах, в этой летающей материи природа достигла

высочайшего уровня развития. При виде птиц мы интуитивно угадываем или

осознанно чувствуем простор, свободу!

Используя живую силу природы. Люди помогают ей в создании красоты.

Нами рассмотрены, с точки зрения эстетической, некоторые царства природы.

Каждое из них по своему привлекательно- прекрасно, возвышенно. Разные

царства природы в совокупности образуют конкретный ландшафт, естественно-

эстетическое целое, представляющее собой пейзаж. Его духовный потенциал

огромен, так как любой элемент пейзажа не просто обогащает другие, а

эстетически усиливает их. Такой пейзаж есть прекрасная картина и вид

природы в целом, пейзаж есть эстетический комплекс естественных факторов.

Созерцание прекрасного пейзажа является эстетическим открытием

непосредственной жизни природы в ее пластических образах, формах, цветах и

звуках. Природа реализует способность любить и радоваться, духовно

светлеть, насыщаться тем высоким смыслом и чувством, которые делают

человека счастливым. Прекрасный пейзаж формирует эмоциональное равновесие,

побудительным образом влияет на образ жизни и поведение человека, напоминая

ему о возможности и необходимости быть лучше.

Все пейзажи- первозданные или рукотворные, представляют собой

невесомую ценность природы, сокровенное общественное богатство. И человек

должен организовывать надлежащее использование эстетических ресурсов

природы.

Глава 2. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь

искусства и фотографии.

2.1. Фотография как вид искусства.

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том,

что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же

действительности, полученное с помощью технических физико-химических

методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые

фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую

композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя

её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в

роли одной из муз фотография долго не вписывалась. Впрочем, все современные

виды "технических искусств" - фотография, кино, телевидение - пережили

подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными

аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в

процессе создания нового художеств, языка в рамках этих информативно-

коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным

функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии

и искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797- 1856),

подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с

этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал

противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и

весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по

практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец.

статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли

фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в

котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к

выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь

силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической

стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с

исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством

здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры

на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков

фотографии как искусства. Художник Деларош увидел в новом явлении его

художественные особенности и его мощный художественный потенциал.

Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности.

Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло

репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые

"движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное

документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности

живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические

споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной

ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой

техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли

фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей

её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей

культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это - не

более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов

искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой.

Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной

фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач

живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи,

способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография

многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного

искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка

картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс

и построение перспективы, умение зрителя "прочесть" фотографию как

плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое

культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи

на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с

одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить

свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее

полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве

способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению

через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия

природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не

менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник

в любом др. виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает

отображение действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное

изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение

процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.

Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих

усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может

фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в

ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические

параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не

обеспечение полного эффекта "подражания", а наоборот, вторжение,

целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и

значимости человеческого отношения к отображаемому.

Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в

плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами

искусства (фотография - синтетическое новшество художественной культуры 20

в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального

отличия от традиционных видов искусства (фотография - специфическое

новшество культуры 20 в.). Каждый из этих аспектов изучения имеет свою

внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация

одного за счёт игнорирования другого позволяет более-менее объективно

определить художественные возможности и природу фотографии. О

художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии,

чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.