на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

Взрослые регулируют восприятие и действия ребенка, но очень рано младенец

начинает проявлять во взаимодействии со взрослым и свою инициативу.

В раннем детстве роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако

ребенок уже стремиться действовать без помощи взрослого, самостоятельно.

Новые тенденции усиливают активность ребенка (“я сам”) и приводит к

возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Л.И. Божович отмечает: “В

этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на

внешний мир, но и на самого себя (Л.И. Божович, 1978, с.31).

По замечанию Л.И Божович, процесс формирования ребенка раннего возраста

завершается возникновением центрального личностного образования в виде

“системы “Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и

отношение к себе.

В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием

самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического

развития личности свои специфические особенности.

В дошкольный период рост активности и желание действовать, пробовать

себя в различных начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок испытывает

настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей.

Ему нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты,

благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и

при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.

В игре укрепляется и развивается человеческая потребность в активном

воздействии на окружающих, у него формируются первые “моральные инстанции”

(Д.Б. Эльконин,1960), и на этой основе начинает формироваться оценка

собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя,

которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным

новообразованием этого важнейшего периода” (Д.Б. Эльконин, 1960, с.316).

Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою

активность, подражая взрослым.

В ролевой игре у дошкольника формируется стремление к общественно

значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная

активность, самосознание.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность

становится для него ведущей. В этом периоде у ребенка возникает сознание

себя как существа социального и своего места в системе доступных ему

общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом

рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется

“внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни.

Вывод к первой главе

Из первой главы мы узнали, как развивается самосознание в филогенезе,

взгляд философов и психологов на проблему самосознания, структуру

самосознания, которая состоит из двух компонентов: когнитивного и

эмоционального; самооценка ребенка, развитие самосознания в онтогенезе,

которая появляется у ребенка в начале раннего возраста, примерно в два года

он начинает узнавать себя в зеркале, следующий этап, когда ребенок называет

себя по имени в третьем лице «Саша», «Тата», а потом к трем годам

появляется местоимение «Я».

До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,

преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с

сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна

основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом

процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,

познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с

избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к

самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Подробнее об этом будет

разбираться в следующей главе.

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО

ПОДРОСТКА.

2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка.

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического

“Я” - представление о своем телесном облике.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается

интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”.

Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в

самосознании подростка. Рисуя словесный портрет, подросток значительно

чаще, чем младшие дети и взрослые люди, включает в описание черты своей

внешности. Это объясняется тем, что черты взросления ярче всего проявляются

у подростка в изменении его телесного облика.

Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических

аспектах своего Я. Подростки начинают болезненно относится к представлению

о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически,

лица и т.д. Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро

переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые, поэтому

наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной

значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период физических

изменений на самооценку подростка очень влияет реакция окружающих, особенно

реакция и отношение представителей другого пола.

Достаточно сложная ситуация складывается, когда девочки уже начинают

взрослеть, а мальчики еще нет. Из-за этого в классе возникают конфликты:

девочкам становится неинтересно общаться со своими одноклассниками и они

начинают их просто игнорировать. Такое отношение очень ранит ребят, у них

возникает комплекс неполноценности, занижается самооценка.

Внимательное наблюдение за физическими наблюдениями, происходящими в

период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела,

представляющими источник беспокойства для многих молодых людей; к тому же

сексуальное развитие очень связано с формированием собственной значимости и

личностной идентичностью.

Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов

“мужественности” и “женственности”. Не случайно, среди подростковых хобби

“телесные” увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают

заниматься различными видами спорта. Главную привлекательность этих занятий

составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение

“мужественного” облика. С той же целью девочки увлекаются ритмической

гимнастикой - эталон привлекательной молодой женщины требует таких качеств,

как стройность, спортивность, раскованность.

Таким образом, физические изменения играют большую роль в становлении

самосознания подростков. От самооценки физических изменений будут в

дальнейшем зависеть многие аспекты самосознания.

2.2. Роль мышления в становлении самосознания.

Чтобы понять роль мышления в становлении самосознания, надо проследить

изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к

возникновению нового уровня самосознания в начальном подростковом возрасте.

Учебная деятельность в младшем подростковом возрасте является ведущей,

т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования

этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы,

способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие

другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей

дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления,

происходящее в ходе усвоения научных знаний. Возникающие здесь

новообразования являются существенными для понимания тех изменений, которые

происходят в сознании и личности детей подросткового возраста.

Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в

центр сознательной деятельности ребенка. А это означает закономерную

перестройку и самого сознания. Становясь доминирующей функцией, мышление

начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их

для решения стоящих перед субъектом задач.

Таким образом, в младшем школьном возрасте происходят существенные

изменения в самосознании. До обучения оно, опираясь на непосредственный

жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо

своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых

ребенком чувственных обобщений. В процессе школьного обучения оно

преобразуется в мышление теоретическое, в основе которого лежит

оперирование понятиями.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е.

овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе

выделения существенных связей и отношений, т.е. он овладевает умением

рассуждать в собственно теоретическом плане.

Выработка понятий требует от школьника активности, направленной на

решение поставленной перед ним учебной задачи; иначе говоря, этот процесс в

известном смысле является творческим. Усвоение знаний в школе потому и

способствует образованию понятий и развитию теоретического мышления, что

требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания

закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов

мышления, которые приводят его к правильным выводам. В этом движении

школьник сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений,

а затем и свой собственный процесс мышления.

Возникновение и развитие теоретического мышления, опирающегося на

научное понятие, служит источником для многих изменений в психике

школьника, наиболее полно выраженных в период подросткового возраста. Оно

позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип

познавательных интересов, порождает более широкий взгляд на мир и - что,

самое главное, приводит к возникновению рефлексии - умению “направить мысль

на мысль”, а также на познание своих собственных психических процессов и

всех особенностей своей личности. Это и определяет формирование у него

нового самосознания.

Таким образом, физические изменения и изменения, происходящие в психике,

активизируют у подростка интерес к себе, стимулируют появление новых

вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя

рассматривает.

2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего

подростка.

2.4.1. Семья.

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало

самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают

складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение

у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным

вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность

ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,

материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной

степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного

воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся

внутресемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем

эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре

личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие,

холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания

являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок,

лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение и

устойчивый положительный образ “Я”. Жесткие родительские требования, если

они кажутся необоснованными, вызывают у подростков протест и агрессию.

Ослабление же родительского внимания вызывает у подростка ощущение, что

родителям нет до него дела.

Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного

воспитания - демократичный и авторитарный.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,

и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть

самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.