на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Серия натюрмортов: "Природа, поэзия и искусство - вечны"

В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются

работы итальянского живописца Д. Моранди, отличающиеся мягким

созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой

цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных,

скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы, Д.

Сикейроса, итальянца Р. Гуттузо.

Первые русские натюрморты – «обманки» – работы Г. Теплова и Т.

Ульянова появились в России в 18 веке. «Обманные» натюрморты, изображающие

развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем,

что художники стремились довести до предела иллюзию – зритель должен был

обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге

занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование, увлечение

искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта.

В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это

были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет

цветов, бабочка и птичка». В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт

выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их

собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному

воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных

пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы»,

«Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу

моря».

На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин

и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные

произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи

Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». Его

натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с

самой лучшей их стороны. В натюрморте «Синие сливы» художник стремился

передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах «Снедь

московская. Хлебы» мастер стремился привлечь внимание к красоте самих

красок – густых и очень ярких.

В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над

натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А.

Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов. Своеобразные по манере,

отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были

созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение

к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего

человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич.

Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта,

провозгласивших после засилья абстракционизма «возвращение к реальности».

Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров,

детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.

2. Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы

работы.

Кратко ознакомившись с историей натюрморта, мы поняли, что этот

термин появился в начале 19 века во Франции и означает «мертвая натура».

«Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к

действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет

сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не

обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными

отношениями между этими предметами» (Г.К. Черлинка, «Натюрморт в советской

живописи» // Искусство, 1988 г., №5, с. 13).

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная

жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в

предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного мира,

произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и

инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру

предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность,

хрупкость. Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема её

познания и освоения, восхищения изобилием её даров, в бесконечной красоте и

разнообразии. Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому,

закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным.

Это придает натюрмортам философскую глубину.

Творческий процесс над серией натюрмортов начинался не с первых

штрихов карандаша или мазков краски, а с задумывания и постановки

натюрморта, выбора его темы.

На выбор темы повлияло знакомство с натюрмортами: Клас «Завтрак», В.

Хеда «Ветчина и серебрянная посуда», И. Репин «Яблоки и листья», Е. Романов

«Цветы в интерьере», Г. Нисский «Сенеж. Синие сумерки», М. Кугач «Ветка

яблони», В. Мухина «Натюрморт с геранью», И. Ромадин «Северный интерьер»,

М. Шагал «Окно на даче», О. Бусыгина «Красный май», Е Кузнецов «Двенадцатый

этаж». А также знакомство со стихами:

Ф. Тютчева о весне:

«…Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась…»;

об осени:

«… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…»;

А.К. Толстого о весне:

«… Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поет…»;

Д. Кедрина о зиме:

«… На окнах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-сонных роз…»;

И. Бунина о зиме:

«…Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса…»;

Н. Грекова об осени:

«Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина…»

Работы художников и стихи русских поэтов-классиков подтолкнули меня к

выбору основной темы – «Природа, поэзия и искусство – вечны».

После выбора темы начался этап эскизов – поиск изобразительного

решения обозначенной темы. Было решено, что это будет триптих под условным

названием «Осень, зима, весна». Затем начался предварительный анализ

натюрмортов, были сделаны эскизы-наброски на отдельных листах. Так как, на

наш взгляд, натюрморт вышел из жанра пейзажа, через пейзажное восприятие

мира, было решено, что главным связующим звеном будут окно и пейзаж за

окном. Началась проработка в эскизах композиционного решения каждого

натюрморта и его схематическое решение, а также поиски соотношения общих

масс предметов натюрморта, изучение характера предметов и уточнение

пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов,

конкретизация формы. Наиболее удачные эскизы были использованы для работы

над этюдами.

Этюды – это работы, выполненные с натуры. Они служат подготовительным

материалом при создании произведений. С помощью этюдов конкретизируется

замысел произведения, прорабатываются детали, находятся цветовые и тоновые

решения натуры, а также способы и приемы письма. На первоначальном этапе

было сделано 3 этюда, решенные в приблизительной цветовой гамме и

написанные акварелью и гуашью.

Акварелью были написаны этюды с осенними и весенними пейзажами за

окном, потому что важнейшими свойствами акварельных красок являются

прозрачность, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель

прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро и легкость облаков,

игру водяных струй дождя, нежность цветочных лепестков, молодых зеленых

листьев. Возможности акварели широки – её краски то сочны и звонки, то

воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены. Акварель незаменима в

передаче стремительно меняющихся состояний природы, эффектов освещения и

яркий впечатлений. Ничем, на наш взгляд, кроме акварели невозможно было

передать свежесть впечатления от пробуждающейся природы и сиюминутность

желтизны и красоты золотой осени.

Для достижения выразительности были использованы различные техники

акварельной живописи, которые сочетались в одной работе – это приемы «по

сухому», «по сырому» и лессировка. Первый слой работ под условным названием

«Осень», «Весна» писался «по сырому», то есть перед нанесением красочного

слоя бумага смачивается с двух сторон водой. Этой техникой были написаны

весенние и осенние пейзажи за окном. Для окончания работы использовала

лессировку – наложение одного цвета на другой, работала почти сухой кистью,

которая обогатила цветовое и фактурное решение работ.

Этюд под условным названием «Зима» был выполнен в технике гуаши.

Выбор этой техники был не случаен, так как гуашь – краска непрозрачная,

плотная и, высыхая, она приобретает матовую бархатистость, что напоминает

фактуру снега. Гуашь содержит белила, которые так необходимы в передаче

зимнего состояния природы.

Завершив работу над тремя этюдами, обозначились названия трех работ:

«Первоосенье», «Зимний натюрморт», «Весточки весны». Эпиграфами к этим

работам стали стихи И.С. Никитина, Ф. Тютчева, А. Векслера.

К работе «Весточки весны» – стихи И.Никитина:

«… Зимы-матушки царство прошло,…

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою.

Полюбуйся: весна наступает…»;

К работе «Первоосенье» – стихи Ф. Тютчева:

«… Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь так немощно и хило

Последний улыбнется раз!..»;

К работе «Зимний натюрморт» – стихи А. Векслера:

«Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры…»

После одобрения этюдов научным руководителем, приступила к

завершающему этапу. Был определен формат будущих работ. Затем найденную в

этюдах композицию перенесла в формат листов. Легкими линиями написала место

каждого из предметов и плоскость , на которой они установлены. Уточнила

место каждого из предметов относительно друг друга, определила их

пропорциональные отношения, выявила конструктивную основу их формы. Все

построения выполнила легкими без нажима линиями. Объемность, рельефность

формы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над

рисунками, определила большой свет и большую тень. Последний этап

завершения работы над рисунками заключался в мысленном их анализе. Рисунки

рассматривались с позиции: перспективного построения; объемности,

рельефности форм; тонового решения; материальности, обобщения рисунка, его

художественная выразительность и цельность. Закончив подготовительные

рисунки, слегка промыла их чистой водой. Это освободило поверхность листов

от лишнего графитного порошка и возможного загрязнения.

В двух работах «Весточки весны» и «Первоосенье», выполненных

акварелью, первоначально использовалась техника «по сырому». Большое

внимание уделилось прописке пейзажей за окном. Живописное решение

пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы,

расположенные ближе к зрителю, выделила четче, в них яснее видны все детали

формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше находится предмет, тем в

большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше

становится контраст света и тени.

На переднем плане начинала работу с обобщенной передачи объемов

предметов. Находила цвета предметов, определяя основные цветовые отношения

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.