на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные образовательные технологии

|Тема: |Время занятия: Т=90 с. |Тема: |Время занятия: Т=90 с. |

|Дата: |Число учащихся: М=25 |Дата: |Число учащихся: М=25 чел. |

| |чел. | | |

|Цель: (=II |Преподаватель: |Цель: (=II |Преподаватель: |

|№ |Этап |Уче|Вр|Распределение |№ |Этап |Уче|Вр|Распределение |

|эт|занятия|бно|ем|учащихся в |эт|занятия|бно|ем|учащихся в |

|ап| |поз|я |моносистемах на |ап| |поз|я |моносистемах на |

|а | |нав|эт|этапах урока |а | |нав|эт|этапах урока |

| | |. |а-| | | |. |а-| |

| | |дея|па| | | |дея|па| |

| | |тел| | | | |тел| | |

| | |ьно|t | | | |ьно|t | |

| | |сть|ми| | | |сть|ми| |

| | |уча|н.| | | |уча|н.| |

| | |щих| | | | |щих| | |

| | |ся | | | | |ся | | |

| | |(эт| | | | |(эт| | |

В этом листе приняты следующие обозначения:

( - уровень усвоения – цель урока;

(эт – достижимая цель усвоения на данном этапе урока;

Т – продолжительность всего занятия (может быть 2-4 урока);

t – продолжительность этапа занятия;

М – общее число учащихся в классе;

m – число учащихся, учебно-познавательная деятельность которых по

(эт соответствует общей цели ( занятия;

mj – число учащихся из m, которые не только выполняют учебно-

познавательную деятельность на данном этапе, соответствующую цели урока

((эт=(), но и одновременно находятся в моносистеме, гарантирующей

достижение (, т.е. в целевой моносистеме.

О – нулевая дидактическая система, означающая, что учащиеся на

заняты на данном этапе учебной деятельностью. Так, в «Листе» по первому

варианту занятия наблюдалось, что во время ответов педагога на вопросы

учащихся, двое из них были заняты беседой между собой не по теме занятия.

Поэтому, они отнесены к «нулевой» системе. Один только учащийся активно

беседовал с педагогом и уяснил основные положения предмета (Система 7), все

остальные пассивно слушали беседу педагога и, следовательно, находились в

системе 1.

На шестом этапе учащимся предложили решение типовых задач ((=II) по

обычному задачнику, при этом, один из них работал с педагогом у доски.

Следовательно, деятельность других 24 учащихся находится в системе 4, а

одного – в системе 7, для которого только и выполняется условие ((эт=(),

моносистема 7 – целевая, т.е. гарантирует усвоение на втором уровне. Вот

почему mj=1, а 24 учащихся в число mj не попадают. Нужно отметить, что при

такой организации занятия вся тяжесть усвоения знаний переходит с самого

занятия на домашнюю самостоятельную работу по учебнику. Это возможно при

наличии учебника для успешной классной и домашней работы. Но цель занятия

по таблице 1 не будет достигнута по следующим причинам:

а) слишком много аудиторного времени использовано неэффективно;

б) домашняя работа не обеспечена пособиями;

в) время домашней работы мало по отношению к общему времени на

обучение.

Этот вариант построения занятия – прямая схема урока, а второй

вариант (Таблица 2) – обращенная схема урока. Здесь занятие уже

спроектировано по-другому: дома, готовясь по стандартным учебникам,

учащиеся овладевают на первом – втором ((I, (II) уровне учебным материалом

предстоящего занятия. Поэтому уже первый и второй этапы занятия позволяют

закрепить усвоенное.

Чтобы получить более полное представление о качестве процесса того и

другого вариантов занятий, вводятся несколько специальных показателей типа

коэффициентов эффективности.

Первый – коэффициент эффективности по АФ, т.е. по структуре учебно-

познавательной деятельности учащегося К(:

К(=(mt/МТ (4)

где m – число учащихся учебной группы, выполняющих учебно-

познавательную деятельность;

(mt – сумма произведений по всей таблице анализа занятия m (числа

учащихся) на t (время этапа).

Так, в таблице 1 суммирование производится по этапам 5 и 6:

(mt=23*10+25*30=980 человек/мин; К(1=980/2250=0.34

По таблице 2:

(mt=25*65=1625 человек/мин К(2=1625/2250=0.72

Отсюда видно, что учебно-познавательная деятельность учащихся на

занятии, построенном по второму варианту, в большей степени отвечает цели

обучения ((II). Но, в соответствии с законом принципиальных возможностей

дидактического процесса, цель может быть реализована только в том случае,

если управление процессом усвоения обеспечит реализацию цели. Для оценки

этого фактора вводится коэффициент эффективности по АУ К(:

К(=(mjt/(mt (5)

Для занятия по первому варианту можно признать эффективными этапы 5

и 6 лишь для одного учащегося, mj=1;

К(1=(1*10+1*30)/980=0.04.

Для второго варианта эффективен лишь этап 3, но для 25 учащихся и в

течении 65 мин. занятия.

К(2=25*65/1625=1;

Сопоставляя К( видно, что только на занятии по второму варианту

управление учебно-познавательной деятельностью учащихся точно

соответствовало ее характеру.

Можно ввести общий коэффициент эффективности процесса обучения Кэф

как произведение К( и К(:

Кэф= К( * К(=(mjt/МТ. (6)

По первому варианту Кэф1=0.34*0.04=0.014

По второму варианту Кэф2=0.72*1=0.72

Описанный способ планирования и оценки эффективности занятия может

быть использован как для проектирования занятий, так и для наблюдения и

оценки качества реального занятия. И тогда бланк «Листа» становится

инструментом наблюдения хода занятия, в котором наблюдатель вносит в

процессе урока все записи во все графы. Затем осуществляется расчет

коэффициентов и делается как вывод о качестве урока, так и вывод о качестве

стоящего за ним системно-методического обеспечения учебно-воспитательного

процесса.

Заключение

Итак, в ходе рассмотра современных образовательных технологий в

российской школе, мы убедились, что «педагогическая технология – это проект

определенной педагогической системы, реализуемый на практике».

К сожалению, в настоящий момент в российской школе имеет место быть

традиционная педагогическая система без диагностических целей и

объективного контроля с традиционной системой управления обучением, о

которой рассказывалось в главе «Технология достижения целей» данной работы.

Чтобы перейти к более перспективной педагогической системе, например, с

типом управления обучением «малые группы», (по моему мнению, такой тип

управления наиболее доступен в настоящий момент для российской

общеобразовательной школы) необходимо специальное ее проектирование и

совершенствование до такой степени, когда гарантировано соотношение «цель-

результат». «Обновление школы возможно только через научно обоснованное

совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное

проектирование и точное воспроизведение в классе гарантирующих успех

педагогических процессов». /4/

Список использованных источников.

1. International Yearbook of Education And Instructional Technology,

1978/1979. – L., N.Y., 1978. – P. 258.

2. Popham W., Baker E. Systematic Instruction Englewood Cliffs, 1970;

Romiszowski A. Designing Instructional Systems. – L., N.Y., 1981.

3. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, - М.,

1969.

4. В.П. Беспалько Слагаемые педагогической технологии, М., -

«Педагогика», 1989.

5. Н.П. Капуслен Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 1999.

6. М.В. Кларин Технология обучения, Рига – 1999.

7. А.С. Границкая Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991.

8. Карпенко М. Будущему образованию – технологию будущего // Обозреватель

– 1999 № 6.

9. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу //

Народное образование 1998 №5.

-----------------------

Обобщенные цели и содержание обучения

Конкретные учебные цели

Обучение

Оценка

Поправки/коррекция

Поправки/коррекция

Общая образовательная цель, сформулированная как долгосрочный результат

обучения

Образовательная цель, сформулированная как желаемый результат данного

периода обучения (например, цель данного учебного курса)

Цель обучения, сформулированная в общих терминах

Идентифицируемая цель обучения.

Рисунок 2. – Схема конкретизации целей обучения

( М.В. Кларин, 1999

Определить

Выявить задачу

Оценить потребности. Установить приоритеты. Поставить задачу.

Проанали-зировать обстановку

Контингент

Условия

Ресурсы

Организо-вать управление

Задачи

Ответствен-ность

Сроки

Опреде-лить методы

Учение

Преподава-ние ТСО

Устано-вить цели

Конечные

Промежуточ-ные

Разработать

Осущест-вить или пересмо-треть

Пересмотреть

Принять решение

Осуществить

Проанали-зировать результаты

Цели

Методы

Способы оценки

Сконструи-ровать прототипы

Учебные материалы

Оценочные материалы

Тестиро-вать прототипы

Провести проверку

Собрать данные для оценки

Оценить

Рисунок 3. - Модель института планирования обучения

Т

(

Рисунок 4. – График АФ

Мотивация

ООД

Внутренняя речь

Внешняя речь

Умственное действие

Материальное или материализованное действие.

Рисунок 5. – Этапы формирования умственных действий

tg(=C

С1

С2

(1

(2

(

T

T1

T2

T3

в

б

а

(i

(1

(2

(1

Рисунок 6. – Схема дидактического процесса при различных АФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.