на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с

элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения:

восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи

следы».

1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у

медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога. 3.

От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать,

крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькие

слёзы.

(2 – 5 – 1 – 3 – 4).

Выполнение следующего задания также является примером работы с

творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ,

написать изложение от I-ого лица (от имени охотника).

Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк

отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно

пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик

удивился такой музыке. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой

дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил

одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе

раздался певучий звук струны.

Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал

музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант!

(По В. Бианки)

3) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам,

сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной

характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий,

сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение —

миниатюру.

Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную

каждым ребёнком тему. Необходимое условие — текст должен быть насыщен

глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование

было живым, динамичным.

Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она

не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и

организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать

деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что

снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого

отношения к изучаемому.

Кратко рассмотрев отдельные этапы познавательной деятельности учащихся,

более подробно мы остановились на этапах закрепления материала по русскому

языку и обучения умениям и навыкам. Мы разработали систему заданий,

формирующих познавательный интерес школьников, для использования на этих

этапах обучения.

Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению

познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления,

индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания

творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от

воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим

работам.

Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок

может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника

формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно

переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой

подготовительной работы.

При закреплении материала по русскому языку учащиеся также выполняют

упражнения от воспроизводящих до творческих. Схематично виды заданий при

закреплении материала по русскому языку можно изобразить так. (См. схему №

1)

Например, при закреплении материала по теме «Сложное предложение» (эта

тема даётся в учебнике Полякова) в III классе учащиеся выполняют такие

работы воспроизводящего характера: ответы на вопросы учителя по теме,

приведение примеров, выполнение упражнений с заданием: «Поставь запятую в

сложных предложениях».

Схема № 1

Переходом к творческим упражнениям являются воспроизводяще-творческие.

1. Работы на преобразование объекта. При закреплении теоретического

материала учащиеся отвечают на вопросы учителя, требующие аргументации,

доказательств. Например: «Объяснить, нужна ли запятая перед союзом «и» и

почему». Из работ на практическое применение предлагается упражнение с

заданием «Поставь, где надо, запятые». Даны сложные и простые предложения с

однородными членами. Или задание: «Исправь ошибки». Запятые в некоторых

предложениях этого упражнения отсутствуют или поставлены неверно.

2. Работы на многозначное практическое применение требуют применения

целого ряда правил. Например, сделать вывод, в каких случаях перед союзом

«и» запятая ставится, а в каких не ставится. Примером работы этого типа

является выполнение упражнения с заданием: «Спишите текст, расставляя знаки

препинания и вставляя пропущенные буквы».

3. Примером работы комбинированного характера будет упражнение с

заданием: «Из данных простых предложений образуйте сложные предложения.

Запишите их, расставляя знаки препинания».

Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом,

сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у

них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию

познавательных интересов учащихся.

Примером творческой работы является изложение содержания предложенного

текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование

текста, высказывание собственных суждений и т.д.

Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной музыкант».

Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях.

Детям даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и

озаглавить текст.

Дети с заданием справились. Заглавие дано близкое к авторскому: «Лесной

музыкант», «Медведь-музыкант», значит, дети поняли основную мысль текста,

отношение автора к герою. Изложение во всех работах велось от имени

охотника. Текст излагался по плану, не были упущены никакие важные моменты.

Весь класс справился с заданием.

Также примером творческой работы служит написание сочинения-минитатюры

на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных

сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание — текст должен быть

насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным.

При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.

В целом класс с заданием справился. Описание получилось красочным,

прилагательные употреблялись уместно, без излишеств. Сохранён стиль

волшебной сказки. Приведём пример. Так описала поляну Ира Перемикина:

«Долго ли, коротко ли вышел Иван Царевич на волшебную поляну. А там такая

красота, что глаз не отвести! Травушка золотая, берёзка такая ласковая, что

уходить не хочется, цветочки точно зорьки красные. А солнышко ласково

сладкую речь говорит. Пенёчек там небольшой стоит. Около пенёчка уселись

звери самые разные: медведь жёлтый, белка голубая, лиса фиолетовая и заяц

зелёный.».

При обучении умениям и навыкам, также как и при закреплении материала,

возможны работы как творческого, так и воспроизводящего характера.

Схематично виды упражнений на этапе обучения умениям и навыкам можно

показать так (см. схему № 2).

Схема № 2

Приведём примеры работ воспроизводящего и творческого характера,

используемых при обучении умениям и навыкам.

Упражнения по образцу имеют целью обеспечить первичное закрепление

усваиваемых знаний и формирования у учащихся умений применять эти знания

(примеры заданий см. стр. 59).

Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение

теоретического материала, совершенствование первично приобретённого умения

и формирования навыка (примеры заданий см. стр. 60).

Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися

усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической

деятельности.

Так, примером творческой работы на этапе обучения умениям и навыкам

является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами

описания.

В ходе эксперимента были проведены две таких работы. Перед написанием

сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за

изменением природы осенью, сравнивали описание осени в произведениях разных

авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы ранней

и поздней осенью.

Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикой

было написание сочинения-миниатюры «Два осенних листа». На экскурсии дети

рассматривали листья деревьев, сравнивали их. Каждый взял домой два

понравившихся ему листа. На уроке русского языка дети написали сочинения.

Приведём примеры некоторых работ.

Из сочинения Маши Быковой: «( Когда он [лист берёзы] парит в воздухе,

то чем-то походит на бабочку. Лежит на листике берёзовом роса и похож

листик на короля, одетого в серебро. Лист рябины тоже похож на бабочку,

когда летит по воздуху. Но он уже походит не на короля в серебре, а на

горсть ягод брусники...»

Совсем другое сочинение у Ани Чугуновой: «( Берёзовый лист небольшой,

широкий, а острые зубчики придают листу ажурный вид. У берёзового листа

черенок и жилки короткие, и на черенке один листик. А у рябинового листа,

напротив, большой и узкий. Черенок и жилки у него длинные, а листиков на

черенке много(»

При выполнении следующий работы от детей требовался, на наш взгляд, ещё

более творческий подход. Дети писали сочинение на тему «Разная осень».

Сравнивались ранняя («золотая») осень, дождливая («мокрая») осень и поздняя

(«снежная») осень.

Отрывок из сочинения Арины Большуновой: «Уходит золотая осень.

Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный

наряд. Кустов безлиственные прутья торчат из грязи. А солнце почти не

выглядывает из-за чёрных туч. И это печальное время осени кончается. И

начинает идти первый неприятный мокрый снег. Он идёт мелким градом. Стало

совсем холодно. Вода в реках, озерах стала чёрной, и у края покрылась

тонкой корочкой льда(»

Совсем другое описание у Кати Черновой: «( Золотая осень — деревья ещё

не скинули свой пёстрый наряд. На улице такая тишина. Красота. На траве

видна паутина — это «бабье лето». но бывает ещё и другая осень. Дождь. Небо

становится серым. На улице холодно. В такую дождливую погоду я читаю или

сплю на диване под тёплым пледом(»

Также одним из видов творческих работ на уроках русского языка является

написание сочинения по картине. Такая работа с детьми проводилась впервые.

Сочинения были не перечислением изображённых художником предметов, а

связанным текстом. У каждого ученика чувствуется свой стиль — от

поэтического описания до юмористического, шутливого.

Так, отрывок из сочинения Кати Черновой по картине А.С. Григорьева «В

озёрном краю»: «На этой картине изображена весна. Голубое небо, по которому

плывут, словно белые барашки, облака. Зеркальная гладь озера, по берегам

которого виднеется нежно-зелёная травка. Полупрозрачная крона дерева,

которая отражается в озере, кусты, на которых уже появляются листики(»

Свой стиль у Лены Багиной: «( Мальчик лет десяти стоит у озера и что-то

рассматривает. Он, наверное, смотрит на уток, потому что собака смотрит в

ту же точку с высунутым языком — всё-таки хочется скушать свежую утку.

Видно, что мальчик деревенский: городской не пошёл бы утром на рыбалку(

Видно, что мальчик находится где-то в Сибири. Это можно узнать по пятнистым

коровам(».

На интегрированных уроках русского языка и литературы (после изучения

басен Крылова) детям было предложено написать басню. После повторения

особенностей построения текста басни, отличительных черт жанра, ученики

сочиняли басни. С заданием все справились. Некоторые написали басни в

стихотворной форме. Сохранены особенности жанра, чётко сформулирована

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.