трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и
развивающие задачи.
Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами
являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически
связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу;
изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти
структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.
Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения
или опусканием тех из них, которые не обязательно вводить в его структуру.
Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос
учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе
объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, многие
уроки из темы курса истории средних веков «Западная и Центральная Европа в
V—XI вв.» взаимосвязаны идеей установления и развития феодального строя в
Западной Европе. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено
учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому
все уроки темы лучше начинать с опроса.
Зачастую на уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в
изучении нового материала, и выделять их как структурные элементы нет
необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности
учащихся на разных уровнях, запланированных учителем. И хотя опрос в начале
урока не проводится, контрольно-проверочная его функция может
осуществляться во время коллективного обсуждения или индивидуальной
письменной или устной работы учащихся.
Предложен детальный перечень структурных элементов обучения, которое
начинается с постановки цели (а), за которой следует изучение нового
материала (б), его воспроизведение и упражнения в действиях по образцу (в),
творческое применение усвоенного в новых ситуациях (г), введение усвоенного
в систему уже наличного опыта (е), контроль за результатами обучения (ж)»'.
Дидакты подчеркивают разнообразие сочетаний приведенных элементов и
количество их набора в каждом конкретном случае.
Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового,
так и в конце урока после его изучения. Урок может быть и полностью
посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала.
Замысел каждого урока зависит от его содержания, основной дидактической
задачи, целей и типа.
Современный урок истории должен соответствовать ряду требований. Важнейшие
из этих требований:
1) соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и
задачам воспитательной работы,
2) четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных,
воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить
преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из
особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом
должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;
3) определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы
оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время
определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой
проблемой. Определение существенного требует от учителя установления
ценности и значительности различных элементов материала учебной программы в
целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в
каждом классе;
4) целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части
урока;
5) организация активной познавательной деятельности учащихся. При этом
урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей,
единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его
тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех
его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и
т.д.) и вместе с тем определенную завершенность в раскрытии темы урока,
связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.
Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить
мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам
работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.
Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная
большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс
мышления вызывает и соответствующие чувства.
Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учителя создать
на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них напряженную
работу мысли и эмоциональное отношение к- изучаемому. Без этого задачи
урока, особенно воспитательные, решить невозможно.
Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное
человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный
кинофильм и т. д. Значительно повышает эмоциональность урока истории
привлечение отрывков из художественной литературы. Они усиливают интерес
учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об
изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей.
Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к, изучаемому
создаются не только путем приведения: яркого материала об исторических
событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной
учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения
учащихся к изучаемым фактам.
Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ
программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, как школьного
учебного предмета в целом и каждого ее курса, так и на знание всех
компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует
составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на
логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной
теме. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования.
Обязательными его компонентами должны быть название темы и перечень ее
образовательно-воспитательных и развивающих задач.
Готовясь к уроку по данной теме, учитель прежде всего определяет его
цели. Это наиболее трудный и важный момент подготовки. Всесторонне
проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению на
данном уроке, определив его место в теме, разделе и курсе, учитель
формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить
учащиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и его усвоению.
Она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся. Конкретные
воспитательные и развивающие цели
Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические
приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития
учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого
уровня развития учащихся и их умений, отмеченных программой для данного
класса.
Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором
записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы
урока с указанием их основного содержания и характера деятельности
учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и
дополнительные вопросы, указываются номера или названия карточек. При
изучении нового материала планируется содержательная последовательность и
деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется
самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации.
Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием ее
времени. Нерациональная трата учебного времени чаще всего происходит при
опросе из-за неумения учителя ясно и четко ставить вопросы и неумения
учащихся выполнить задание или ответить на вопрос. Иногда вместо того чтобы
помочь ученику наводящими вопросами, напоминанием, показом, учитель
выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудной и непонятной для
ученика формулировке. Особенно четко по времени должны планироваться
демонстрации наглядных средств обучения через ТСО, строго учитываться их
обучающая эффективность.
В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к
учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в
начале урока или его части, хода обсуждения выполненного письменного
задания, общего вывода из содержания урока и т. п.
Определяя домашнее задание, учитель не только должен указать номер
очередного параграфа, но обязательно разъяснить, на что в содержании
учебника и иллюстративного материала надо обратить особое внимание, на
какие вопросы подготовить ответы, что следует твердо запомнить, какую
литературу можно дополнительно почитать по содержанию урока и т. д.
В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность
школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отличается
реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.
Заключение
Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой
звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала;
изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя
работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и
умений, приобретенных и классе; пополнение и углубление знаний, развитие
умений школьников на последующие уроках в процессе опроса и повторения. Ни
одно из этих звеньев не может быть упущено без ущерба для формирования
знаний, гуманистического воспитания и развития учащихся. При этом каждое из
этих звеньев предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную
преподавательскую деятельность учителя в учебную деятельность школьников.
Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность
учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:
- способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач,
несущих понятийное содержание;
- знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной
деятельности, развития личности ребенка;
- владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные
задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.
В то же время следует иметь в виду, что формирование исторических знаний,
воспитание и развитие учащихся происходят не только в процессе урочных
занятий. Большую роль играют также внеурочные источники информации
(самостоятельное чтение учащихся, радио, телевидение, кино, интернет и т.
д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа и т. д.).
Библиографический список
Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос,
2000.
Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.:
Просвещение, 1986.
Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.:
Педагогика, 1968.
Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. –
М.: Просвещение, 1978.
Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред.
А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984.
-----------------------
[1] Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М. 1968. С.
395—396.
Страницы: 1, 2, 3
|