на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Виды и типы уроков истории

трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и

развивающие задачи.

Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами

являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически

связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу;

изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти

структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.

Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения

или опусканием тех из них, которые не обязательно вводить в его структуру.

Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос

учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе

объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, многие

уроки из темы курса истории средних веков «Западная и Центральная Европа в

V—XI вв.» взаимосвязаны идеей установления и развития феодального строя в

Западной Европе. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено

учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому

все уроки темы лучше начинать с опроса.

Зачастую на уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в

изучении нового материала, и выделять их как структурные элементы нет

необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности

учащихся на разных уровнях, запланированных учителем. И хотя опрос в начале

урока не проводится, контрольно-проверочная его функция может

осуществляться во время коллективного обсуждения или индивидуальной

письменной или устной работы учащихся.

Предложен детальный перечень структурных элементов обучения, которое

начинается с постановки цели (а), за которой следует изучение нового

материала (б), его воспроизведение и упражнения в действиях по образцу (в),

творческое применение усвоенного в новых ситуациях (г), введение усвоенного

в систему уже наличного опыта (е), контроль за результатами обучения (ж)»'.

Дидакты подчеркивают разнообразие сочетаний приведенных элементов и

количество их набора в каждом конкретном случае.

Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового,

так и в конце урока после его изучения. Урок может быть и полностью

посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала.

Замысел каждого урока зависит от его содержания, основной дидактической

задачи, целей и типа.

Современный урок истории должен соответствовать ряду требований. Важнейшие

из этих требований:

1) соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и

задачам воспитательной работы,

2) четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных,

воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить

преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из

особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом

должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;

3) определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы

оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время

определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой

проблемой. Определение существенного требует от учителя установления

ценности и значительности различных элементов материала учебной программы в

целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в

каждом классе;

4) целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части

урока;

5) организация активной познавательной деятельности учащихся. При этом

урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей,

единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его

тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех

его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и

т.д.) и вместе с тем определенную завершенность в раскрытии темы урока,

связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить

мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам

работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная

большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс

мышления вызывает и соответствующие чувства.

Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учителя создать

на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них напряженную

работу мысли и эмоциональное отношение к- изучаемому. Без этого задачи

урока, особенно воспитательные, решить невозможно.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное

человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный

кинофильм и т. д. Значительно повышает эмоциональность урока истории

привлечение отрывков из художественной литературы. Они усиливают интерес

учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об

изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к, изучаемому

создаются не только путем приведения: яркого материала об исторических

событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной

учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения

учащихся к изучаемым фактам.

Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ

программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, как школьного

учебного предмета в целом и каждого ее курса, так и на знание всех

компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует

составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на

логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной

теме. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования.

Обязательными его компонентами должны быть название темы и перечень ее

образовательно-воспитательных и развивающих задач.

Готовясь к уроку по данной теме, учитель прежде всего определяет его

цели. Это наиболее трудный и важный момент подготовки. Всесторонне

проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению на

данном уроке, определив его место в теме, разделе и курсе, учитель

формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить

учащиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и его усвоению.

Она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся. Конкретные

воспитательные и развивающие цели

Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические

приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития

учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого

уровня развития учащихся и их умений, отмеченных программой для данного

класса.

Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором

записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы

урока с указанием их основного содержания и характера деятельности

учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и

дополнительные вопросы, указываются номера или названия карточек. При

изучении нового материала планируется содержательная последовательность и

деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется

самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации.

Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием ее

времени. Нерациональная трата учебного времени чаще всего происходит при

опросе из-за неумения учителя ясно и четко ставить вопросы и неумения

учащихся выполнить задание или ответить на вопрос. Иногда вместо того чтобы

помочь ученику наводящими вопросами, напоминанием, показом, учитель

выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудной и непонятной для

ученика формулировке. Особенно четко по времени должны планироваться

демонстрации наглядных средств обучения через ТСО, строго учитываться их

обучающая эффективность.

В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к

учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в

начале урока или его части, хода обсуждения выполненного письменного

задания, общего вывода из содержания урока и т. п.

Определяя домашнее задание, учитель не только должен указать номер

очередного параграфа, но обязательно разъяснить, на что в содержании

учебника и иллюстративного материала надо обратить особое внимание, на

какие вопросы подготовить ответы, что следует твердо запомнить, какую

литературу можно дополнительно почитать по содержанию урока и т. д.

В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность

школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отличается

реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.

Заключение

Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой

звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала;

изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя

работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и

умений, приобретенных и классе; пополнение и углубление знаний, развитие

умений школьников на последующие уроках в процессе опроса и повторения. Ни

одно из этих звеньев не может быть упущено без ущерба для формирования

знаний, гуманистического воспитания и развития учащихся. При этом каждое из

этих звеньев предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную

преподавательскую деятельность учителя в учебную деятельность школьников.

Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность

учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:

- способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач,

несущих понятийное содержание;

- знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной

деятельности, развития личности ребенка;

- владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные

задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.

В то же время следует иметь в виду, что формирование исторических знаний,

воспитание и развитие учащихся происходят не только в процессе урочных

занятий. Большую роль играют также внеурочные источники информации

(самостоятельное чтение учащихся, радио, телевидение, кино, интернет и т.

д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа и т. д.).

Библиографический список

Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос,

2000.

Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.:

Просвещение, 1986.

Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.:

Педагогика, 1968.

Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. –

М.: Просвещение, 1978.

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред.

А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984.

-----------------------

[1] Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М. 1968. С.

395—396.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.