на второй день начиналось сражение, основной целью которого было
уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться
любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода
действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами,
выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь
столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень
многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений,
остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на
празднике Артемиды Орфии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже
упомянутого выше принципа «обществен-ного контроля» над воспитанием и, имея
в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского
образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и
выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини
Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и
молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не
только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике:
«Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и
они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а
угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть
боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая
при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они
ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных
испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если
враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича,
состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет.»[6] Возможно, сечение
у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей.
Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других
методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испыта-тельный год»
своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали
право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в
честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне
Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны
для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень
лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и
хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя
без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что
способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям
настоящего военного похода.»[7] А чтобы максимально приблизить эту иллюзию
к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам,
закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические
упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики
и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически
сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей
чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и
рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство
считались доблестью и благородством, побежденный неприятель
рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно
поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право
во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не
соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом.
Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор,
который полностью поддерживался законами государства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу
военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам,
дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном
по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь
зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной
задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и
справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно
суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей.
Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных
фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и
четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего
возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и
сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе
полагалось назвать причину того или иного суждения и привести
доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить
так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы
краткие речи вызывали пространственные размышления».[8] Позднее понятие
«лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем
нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее
насыщенным и трудным.
3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание
несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только
лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности,
причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших
преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все
полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того,
начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую
заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь
входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и
музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни
от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже
имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к
военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом
возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин,
на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым
людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они
должны были сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного
образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим
всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной
военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на
развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о
теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым
философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна
эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.
3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.
Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущую роль в системе
спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была
сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в
пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя.
Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность
отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому
пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат
в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения
гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных
качеств.»[9]. Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на
поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и
была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено
своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным
порывом к действию»[10]. Все песни носили военный характер и были либо
хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и
призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических
упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования.
Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни
наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть
спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались
невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их
военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и
других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда
спартанское правительство отнесло также граматику и музыку, полностью
милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в
невежественности нельзя.
***
4. Женское воспитание в Спарте.
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского
воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное
равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все
занятия доступны по природе и женщине и мужчине,»[11]- эта мысль
просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек
учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же
танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали
мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети
будут сильными и здоровыми».[12] Женщинам также, по достижении
определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и
криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных,
военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после
30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного
образования, так как этот возраст символизировал достижение полного
физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки
юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был
прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как
хранительница домашнего очага.
***
5. Философы Древней Греции о физическом
воспитании как о главном аспекте военного воспитания.
Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь
философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной
чертой спартанского воспитания является его узко военная направленность,
которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и
умений. А поэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического
воспитания, к его нормам и целям.
Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас
представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и
остановимся на их работах.
5.1. Философские взгляды Платона.
Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг
на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных
идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни,
Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более
реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов
воспитания молодежи во многом совпадают.
Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого
раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на
важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные
игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как
“это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в
играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько
другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры.
“Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез,
во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать
хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый -
обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.”[13] Как
Страницы: 1, 2, 3
|