на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Военное воспитание в Спарте

на второй день начиналось сражение, основной целью которого было

уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться

любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода

действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами,

выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь

столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень

многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений,

остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на

празднике Артемиды Орфии.

Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже

упомянутого выше принципа «обществен-ного контроля» над воспитанием и, имея

в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского

образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и

выносливости.

Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини

Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и

молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не

только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.

В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике:

«Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и

они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а

угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть

боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая

при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они

ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных

испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если

враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича,

состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет.»[6] Возможно, сечение

у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей.

Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других

методов спартанского воспитания.

В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испыта-тельный год»

своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали

право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в

честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне

Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны

для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень

лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и

хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя

без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что

способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям

настоящего военного похода.»[7] А чтобы максимально приблизить эту иллюзию

к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам,

закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические

упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики

и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически

сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей

чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и

рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство

считались доблестью и благородством, побежденный неприятель

рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно

поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право

во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не

соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом.

Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор,

который полностью поддерживался законами государства.

Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу

военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам,

дав прочувствовать всю радость победы над противником.

«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном

по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь

зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной

задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и

справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно

суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.

Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей.

Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных

фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и

четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего

возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и

сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе

полагалось назвать причину того или иного суждения и привести

доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить

так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы

краткие речи вызывали пространственные размышления».[8] Позднее понятие

«лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем

нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.

Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее

насыщенным и трудным.

3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.

На втором этапе государственного военного воспитания его содержание

несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только

лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности,

причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших

преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все

полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того,

начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую

заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь

входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и

музыкой.

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни

от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже

имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к

военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом

возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин,

на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым

людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они

должны были сидеть молча и набираться опыта.

Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного

образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим

всем спектром социальных и политических прав.

В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной

военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на

развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о

теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым

философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна

эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.

Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущую роль в системе

спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была

сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в

пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя.

Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность

отрицалась.

В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому

пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат

в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения

гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных

качеств.»[9]. Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на

поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и

была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено

своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным

порывом к действию»[10]. Все песни носили военный характер и были либо

хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и

призывающие к подвигу.

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических

упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования.

Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни

наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть

спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались

невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их

военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и

других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда

спартанское правительство отнесло также граматику и музыку, полностью

милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в

невежественности нельзя.

***

4. Женское воспитание в Спарте.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского

воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное

равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все

занятия доступны по природе и женщине и мужчине,»[11]- эта мысль

просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек

учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же

танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали

мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети

будут сильными и здоровыми».[12] Женщинам также, по достижении

определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и

криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных,

военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после

30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного

образования, так как этот возраст символизировал достижение полного

физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки

юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был

прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как

хранительница домашнего очага.

***

5. Философы Древней Греции о физическом

воспитании как о главном аспекте военного воспитания.

Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь

философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной

чертой спартанского воспитания является его узко военная направленность,

которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и

умений. А поэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического

воспитания, к его нормам и целям.

Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас

представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и

остановимся на их работах.

5.1. Философские взгляды Платона.

Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг

на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных

идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни,

Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более

реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов

воспитания молодежи во многом совпадают.

Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого

раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на

важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные

игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как

“это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в

играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько

другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры.

“Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез,

во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать

хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый -

обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.”[13] Как

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.