на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Значение художественной литературы в становлении личности школьников

репертуара чтения: исключаются темы, занимающие последние места в списке

предпочтений (например, "профориентация" и "искусство"), а превалируют

фантастика, мистика и "ужасы", детектив и так называемый "сентиментальный

роман". Большинство этих произведений не способно положительно влиять на

формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и

развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого

навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь

школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру

подростка.

Итак, данные этого и других исследований конца 90-х годов

свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. То,

что мы можем стать обществом "вторично неграмотных" косвенно подтверждают и

педагоги. Социологи отмечают у подростков падение престижа чтения и

смещение чтения на второе-пятое место в досуговой деятельности. Отношение к

чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом

зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им

взрослые. Ощутимую трансформацию претерпевает семья как особый социальный

институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. Продолжается и

усиливается процесс социального расслоения семей по уровню доходов. В 1993

году за порогом бедности находилось около 80% детей до 15 лет.

Дифференциация семей по уровню дохода приводит и к дифференциации детства,

расслоению этого сообщества. Неравенство возможностей - "неравный старт" -

проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным

образованием детей занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в других

им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит в жизнь ребенка через

посредников - родителей, учителей, воспитателей. Вот почему столь важна

читательская атмосфера в семье подростка.

Согласно данным исследования РГБ в начале 90-х годов, посвященного

изучению чтения в семьях с детьми дошкольного возраста, преобладает

категория родителей (примерно половина), которые не заботятся о приобщении

ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный

просмотр теле- и видеопередач. Около трети родителей хотели бы приохотить

детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания

особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная, третья категория

родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда

устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей

отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Изучение

домашних библиотек показало, что здесь мало лучших детских книг "золотой

полки", поэтому репертуар для семейного чтения недостаточно разнообразен,

зачастую случаен.

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование

личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные

вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х

годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма,

А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, А. К. Дойл, Г. Уэллс,

Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие, А. и С. Голон и др. По

сравнению с советским периодом исчезло единообразие в чтении девочек и

чтении мальчиков: сегодня на первом месте в чтении мальчиков ° фантастика и

приключения, у их сверстниц ° романы "из взрослой жизни". У девочек свой

круг чтения с девушкой или женщиной-героиней (Ш. Бронтэ, М. Митчелл, Э.

Золя, Ж. Санд, Р. Гюнтекин, К. Маккалоу и др.). На втором месте в чтении

подростков традиционная "классическая" приключенческая литература °А. Дюма,

М. Рид, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, Р. Стивенсон, Л. Буссенар. Сюда

добавляются некоторые возвращающиеся в детское чтение авторы: Э. Берроуз,

Р. Хаггард, Л. Жаколио и др.

Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику, то в начале 90-х

годов эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти книги

в домашней библиотеке, их покупают и взрослые, и сами подростки. В ряду

популярных зарубежных авторов - Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р. Бредбери, А.

Кларк, а отечественных - А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев, А. и Б.

Стругацкие (чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе с

тем русская классическая литература занимала в репертуаре чтения подростка

небольшое место и являлась преимущественно "деловым" чтением. В круге

чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству. В

этом возрасте появляются группы тех, кто в перспективе станет нечитателем.

Специалисты отмечают, что для большинства подростков чтение не является

ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети.

В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что

сокращается доля чтения в структуре свободного времени подрастающих

поколений. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа

детей разного возраста. Между тем в эпоху непрерывного самообразования

особенно важными становятся развитая культура чтения, информационная

грамотность - умение находить и критически оценивать информацию. Для

ситуации реформы школы и обновления содержания образования характерно

изменение информационных потребностей и репертуара делового чтения

школьников. Новые альтернативные учебные заведения, большинство которых

работает по экспериментальным и авторским программам, а также изменения в

содержании базового образования активизировали потребность в гуманитарном,

естественнонаучном, техническом знании. Свои возросшие потребности в книгах

дети пытаются удовлетворить в библиотеках, где (таковы сегодняшние реалии)

также не хватает новой учебной, научно-познавательной, энциклопедической,

справочной литературы. Картина делового чтения школьников меняется:

дифференцировались их запросы, деловое чтение стало более индивидуальным,

самостоятельным и более прагматичным.

Книжный рынок постепенно насыщается научно-познавательной, справочной

и энциклопедической литературой: в чтении детей появились как отдельные

издания, так и серии новых, прекрасно изданных книг. (Но эти книги, как

правило, очень дороги, и их не могут купить многие семьи, а библиотеки по

этой же причине приобретают единичные экземпляры.) Помимо "делового"

чтения, связанного со школьной программой, научно-познавательная литература

читается подростками в соответствии с их возрастными и индивидуальными

интересами.

Круг досугового чтения подростками художественной литературы в начале

90-х годов также значительно изменился. Эта сфера чтения состоит из двух

частей: собственно детской литературы и книг, читаемых одновременно

взрослыми читателями. Обе части репертуара в наше время стали иными. Один

из протекающих в начале 90-х годов процессов можно обозначить как издание и

вхождение в круг детского чтения "возвращенной детской литературы".

Восстанавливается прерванная при советской власти традиция. Сюда относятся

как отечественные авторы (Л. Чарская, С. Черный и др.), так и зарубежные

(Л. Жаколио, Ф. Вернет, Г. Мало, С. Джемисон). "Возвращенной" детской

литературой можно считать и "Детскую Библию", различные издания

религиозного содержания, мифы и легенды, эпос, историческую дореволюционную

литературу. Возродились некоторые детские журналы, выходившие до революции.

Поэтому сегодняшний репертуар детского чтения имеет ряд сходных черт с

дореволюционным. Заметна тенденция увеличения наименований переводной

литературы. В круг детского чтения входят издания, учитывающие

половозрастные особенности юных читателей, такие, как "книги для девочек" и

"книги для мальчиков" (например, "Энциклопедия для маленьких принцесс",

"Энциклопедия для маленьких джентльменов"). Созданы новые серии типа

"детский детектив", серии приключений для подростков, выпускается много

научно-фантастической и литературы типа "фэнтези". Становится более

разнообразной и дифференцируется по возрастам детская периодика. Многие

журналы имеют различное направление ° в традициях православия, для девочек,

для семейного чтения, досуга и занятий в сфере детского творчества и др.

Среди журналов и газет есть такие, как "Сказочная газета", журналы и

газеты, в создании которых принимают участие сами подростки и юношество,

журналы комиксов.

В исследовании, проведенном РГБ в 1988 году, наиболее любимые детские

авторы были очень дефицитны: А. Волков, Ж. Верн, А. Беляев, А. Дюма, Д.

Дефо, Н. Носов, А. Линдгрен, М. Твен, А. Конан Дойл. Сегодня спрос на них

практически полностью удовлетворен, и они занимают первые места в

репертуаре детского чтения. Литературные сказки Т. Янссон, А. Линдгрен, К.

Льюиса, Р. Толкиена, Ф. Баума любимы многими детьми. Некоторые особенно

популярные у детей книги вышли большими тиражами, что позволяет говорить о

феномене "детских бестселлеров", к которым можно отнести Э. Успенского, А.

Волкова, Г. Остера, Н. Носова, К. Булычева.

Другая, "взрослая" часть репертуара чтения подростков претерпела еще

более существенные изменения: сюда вошли ранее отсутствовавшие на прилавках

книжных магазинов и в фондах библиотек разнообразные жанры и тематические

направления: детективы и фантастика, криминальные и авантюрно-

приключенческие романы, "ужасы" и мистика. У подростков 90-х годов

повышенный интерес к остросюжетной литературе - западной фантастике,

приключениям, детективу. Большими тиражами вышли в начале 90-х годов

особенно популярные у подростков А. Дюма, М. Рид, У. Коллинз, Ж. Верн, Ф.

Купер, А. Хаггард, Д. Лондон, А. Конан Дойл. Но если в 80-е годы эти книги

были в желаемом чтении, то сейчас они переместились на первый ряд в

реальном чтении подростков и юношества. Добавились сюда и другие авторы: М.

Митчелл, Дж. Чейз, С. Кинг, М. Дрюон, А. Хейли, А. Рипли, Л. Жаколио, Э.

Гарднер, Р. Стаут, М. Спиллейн, Э. Нортон, Р. Сабатини, С. Шелдон.

С современными детскими и юношескими книгами дело обстоит иначе. За

редким исключением дети и подростки совсем не знают произведений

современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических

книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений,

вводящих ребенка в современный мир (так называемой "социально-критической"

детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают. Дело

осложняется и тем, что медленно переводятся образцы лучшей мировой детской

литературы.

Среди негативных процессов, происходящих в современном детском чтении,

- интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной

западной массовой культуры низких художественных достоинств - "кича

(китча)", "чтива", "паралитературы". Речь идет о триллерах, детективах,

фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес

ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не

только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии,

религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто

сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней

библиотеки). В круге детского чтения серьезная, более сложная для

восприятия, но необходимая детская книга, шедевры мировой литературы

замещаются более легкой развлекательной продукцией массовой культуры. В

России эта ситуация отмечалась социологами еще в 80-е годы, когда в

условиях книжного дефицита большое место в чтении подростков и юношества

занимала преимущественно слабая в художественном отношении советская

литература.

Подобное явление было характерно в 70-80-е годы для многих западных

стран. Например, в 70-е годы на основании исследований, проведенных в

Австрии, было установлено, что читательская потребность детей только в

редких случаях удовлетворена хорошей литературой. Дети и подростки читают

то, что им более доступно: низкопробные книжки, приобретаемые в киосках,

иллюстрированные журналы и т. п. Начиная с подросткового возраста они

предоставлены сами себе и определяющим здесь является их собственный выбор.

Согласно данным российских исследователей, круг чтения подростков

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.