на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика организации тематических выставок в школе - (курсовая)
p>2) линии, параллельные плоскости земли, при удалении кажутся сходящимися на линии горизонта (например, железнодорожные рельсы, телеграфные провода); 3) линии, удаляющиеся от нас по понижающейся плоскости, кажутся сходящимися ниже линии горизонта;

4) линии, удаляющиеся по повышающейся плоскости, кажутся сходящимися выше линии горизонта.

Учет закономерностей перспективных сокращений подсказывает определение наилучших условий для восприятия выставки в целом и ее деталей. Максимальный размер обозреваемого объекта должен составлять часть расстояния от него до зрителя.

§ 2 Учет законов цветоведения и воздушной перспективы при оформлении выставок

Не исключена возможность, что выставка, оформляемая учащимися, будет предназначена для экспонирования вне помещения — на пришкольном участке, в пионерском лагере. Своеобразие восприятия выставочных стендов под открытым небом обусловливается теми особенностями, которые вызваны явлениями воздушной перспективы. В умении учитывать максимум условий, от которых зависит выразительность выполняемой работы, заключена определенная гарантия ее высокого качества. На улице стенды выставки размещаются более свободно по сравнению с интерьером, здесь изменяется масштаб расстояний, условия освещения и характер воздушной среды. Подобно всем предметам, расположенным под открытым небом, стенды при значительной удаленности от зрителя изменяют насыщенность цветов, четкость очертаний— слой воздуха придает им голубоватый оттенок. Благодаря воздушной среде мы все наблюдаем в определенных планах: конкретно и четко то, что находится непосредственно перед нами; более расплывчато и в менее насыщенном цвете— второй план; еще более неопределенно по форме и цвету — третий план и т. д. На воздухе такие основополагающие композиционно-оформительские средства выражения, как цвет освещения, рефлексы, цветовой и светлотный контрасты, претерпевают существенные изменения. Об этом надо рассказать учащимся.

Цвет освещения способен творить настоящие оформительские чудеса. Достаточно вспомнить некоторые театральные постановки, в которых, по существу, все настроение создается гаммой соответствующего освещения. У художников, работающих на пленэре, всегда может появиться помощник и одновременно помеха—солнце. Его лучи извлекают множество рефлексов, делая окружающий пейзаж цветоносным, ярким и тем самым создавая праздничное обрамление всей композиции. Вместе с тем известно, что чрезмерная освещенность предметов, в частности выставочных стендов, уменьшает их цветовую насыщенность. Под лучами солнца краски как бы выцветают, становятся малонасыщенными.

Полезные рекомендательные оформительские сведения можно извлечь и при ознакомлении с особенностями отраженных цветов — рефлексов —под открытым небом. Выбирая материал, цвет для выставочного стенда, надо знать его“рефлексовосприимчивость”. Иначе он может превратиться в своеобразный экран, на котором будут играть цветные и светотеневые блики, отвлекая внимание от изображения. Известно, чем разнообразнее окружающая среда, тем большее количество рефлексов она излучает. Особенно разнообразны и интенсивны рефлексы в природном окружении: синие—от неба, зеленые — от травы и деревьев, желтые и красноватые —от песка или глины и т. д. И это насыщенное цветом окружение нельзя не учитывать.

Наиболее часто в качестве фона для выставок выбирают белый цвет. Белая поверхность обладает повышенной отражательной способностью. Следовательно, на ней будут наиболее видны цвета отражаемых предметов. Зная эту особенность, образность оформительского решения можно усилить выбором соответствующих природных рефлексов, подключением их в качестве естественных аккомпаниаторов. Если же это нежелательно, то надо так разместить экспозицию, чтобы она была ограждена от случайного подсвечивания. На темных и матовых поверхностях рефлексы менее заметны. Школьникам-оформителям очень полезно иметь достаточно развитое представление о цветовом и светлотном контрастах. Это важная ступень в развитии понимания гармоничных цветовых и тоновых отношений. Существующая теория о гармонии на основе контрастов может быть объяснена при параллельном ознакомлении с гармонией нюансов, как, например, удобно объяснить существование холодных цветов, противопоставляя им теплые. Сопоставление цветовых контрастов и нюансов является отправным моментом для поиска изобразительной реализации творческого замысла. Может быть, понятие о цветовом, светлотном контрастах, о сближенных цвето-световых отношениях несколько выходит за рамки понятия воздушной перспективы, но это важно для анализа некоторых практических вопросов. Например, если в школе возникает необходимость написать какое-то объявление или другой информационный текст, то, как правило, выполняется это черной тушью на белой бумаге. Под рукой имеются краски и других цветов, но неподвижность воображения, несформированность вкуса порождают далеко не эстетичный шаблон. Анализ других форм школьной наглядной агитации обнаруживает малую осведомленность ее создателей в вопросах цветовых и светлотных контрастов, не позволяющую достичь подлинной эмоционально-эстетической выразительности.

Нужно научиться умело использовать преимущества выставочного искусства, дающего возможность увеличивать диапазон контрастности цветовых и тоновых отношений за счет применения внеживописных материалов и технических средств; внимание зрителей привлекает интересное использование новых синтетических материалов, цветных стекол, пленок и др. , а целая система светильников, например, позволяет тонировать экспозицию с любой степенью цветовой насыщенности.

     

Композиционные правила, сформулированные как пункты 6 и 7, обращают внимание на необходимость ознакомления участников оформительского кружка с понятием гармоничных отношений по величине.

Выставка не может получиться красивой, если не уделено достаточного внимания пропорциям. Пропорциональность— основа красоты.

Умение чувствовать красоту выставочной экспозиции, всего выставочного ансамбля и отдельных ее фрагментов, вплоть до самых, казалось бы, малозначительных аксессуаров, таких, как, например, этикетки, не может возникнуть без развития чувства пропорций.

Знания о функциональном и эстетическом значении пропорций учащиеся приобретают постепенно. Особое значение в этом отношении имеют занятия изобразительным искусством. Решая с учащимися конкретные задачи, выбирая определенного размера планшеты, подрамники, фотографии, натурные экспонаты и т. п. , педагог опирается на ранее сформировавшиеся в этой области понятия и умения. Ребята уже знают о том, что на протяжении столетий художники, скульпторы создали множество замечательных произведений — эталонов пропорциональности. Кроме классических образцов, таких, например, как здания Московского Кремля, “дом Пашкова” в Москве, храм Покрова на Нерли — в архитектуре или памятники Минину и Пожарскому, А. С. Пушкину (Москва) —в скульптуре, педагог может привести ребятам примеры замечательных творений местных мастеров. Это еще раз убедит их в выдающемся значении пропорций при создании художественно ценных вещей.

Целесообразно обращаться и к непосредственно практическому опыту самих учащихся. Первые попытки осознать роль пропорций относятся еще к дошкольному возрасту. При составлении орнаментов, в поисках красивой и гармоничной композиции они по-своему экспериментировали над величинами прямоугольников, кружочков, бабочек, цветов.... В старших классах, рисуя с натуры, замечали, что хорошо развитое восприятие пропорций является обязательным условием передачи сходства с натурой. Словом, опыт ребят в освоении пропорций вполне достаточен, чтобы, опираясь на него, овладеть еще одной ступенью — пониманием пропорций как средства создания художественно выразительной выставочной экспозиции. Творческий поиск пропорциональных членений выставки, ее частей должен опираться и на конкретные рекомендации. К ним относится использование метода“золотого сечения” и применение модуля. “Золотое сечение” — одна из закономерностей, математически точно определяющая наиболее красивое, гармоничное соотношение частей целого при делении его на две неравные части. Основной вывод формулируется так: вся длина отрезка относится к большей его части так же, как этот больший отрезок относится к меньшему. В цифрах это выражается как отношение 1: 1, 6: 8. При записи ряда цифр, когда последующее число равно сумме двух предыдущих, мы также выражаем зависимость, содержащуюся в“золотом сечении”: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т. д. Округляя, можно сказать, что больший отрезок составляет от целого 62%, а меньший—38%.

Множество произведений изобразительного искусства, так же как и многие предметы обихода, содержат в своих пропорциях“золотое сечение”. Это сечение, как и близкие к нему, создает впечатление гармоничности, покоя и уравновешенности.

Пропорции прямоугольника, соответствующие “золотому сечению”, могут быть определены следующим образом. Из концов произвольного отрезка АВ проведем перпендикулярные к нему прямые (рис. 1). Делим прямую АВ пополам. Половинный размер откладываем на перпендикуляре AD и получаем точку F. Затем точку F соединяем с точкой В . Размер AF откладываем на отрезке FB и получаем точку К. Отрезок KB откладываем на перпендикуляре ВС и получаем искомую сторону прямоугольника. Кроме прямоугольника, полученного по методу “золотого сечения”, существует и формат, называемый “активным квадратом”. Так как выбор стенда определенных пропорций имеет большое значение в оформительской практике, приводим и способ графического построения“активного квадрата”. Диагональ квадрата откладываем на продолжении одной из его сторон (рис. 2). Из точки D проводим перпендикуляр до пересечения с продолжением противоположной стороны квадрата. Формат “активного квадрата” весьма удобен, и им пользуются нередко, например, размер листа писчей бумаги отвечает этим пропорциям. Помимо “золотого сечения”, другим способом построения гармоничных отношений между частями является модуль. При проектировании современных выставок все формы щитов и витрин определяются на основании одной пространственной единицы. Такой единицей может быть планшет квадратной или прямоугольной формы. В пространстве, отведенном для выставки, планшеты одного размера могут вытягиваться вертикальной или горизонтальной цепочкой, образовывать конфигурации, напоминающие рисунок шахматной доски, складываться в стенды самых разнообразных конструкций, т. е. разнообразно компоноваться в зависимости от замысла оформления выставки. Опора на определенный модуль позволяет более успешно справиться со сложной задачей сочетания разнообразия в оформлении и сохранения стилевого единства.

Рис. 1 Построение прямоугольника, соот- Рис. 2 Построение“активного квадрата” ветствующего “золотому сечению”

Безусловно, выставка не будет привлекательным зрелищем, если ее лишить разноцветия планшетов, разноформатности фотографий. , оригинальности схем, рисунков и т. д. Но чем больше появляется оформительского разнообразия, тем больше возрастает опасность “разброда”, разобщенности художественных средств. В однотипности конструкции, основанной на определенном модуле, заключено то организующее начало, которое объединяет содержательную и образную сторону выставки.

При создании выставки нужно помнить о принципе единства художественного решения, стилевом единстве всего ансамбля. Каждый стиль выражается не только в своеобразном облике художественных (оформительских) решений, он самобытен и в решении функциональных и конструктивных задач.

Художественно-оформительское искусство всегда развивалось в тесной связи с архитектурой. Современный архитектурный стиль имеет ярко выраженные черты. Для него характерны рациональность и четкость решений, отказ от тяжеловесности, нагроможденности, использования декоративных элементов как некоего довеска, призванного создать ощущение пышности и богатства. Красота сооружений достигается за счет свободной, удобной планировки, нахождения выразительных отношений между объемами здания, искусного использования современных строительных материалов, сочетания разнообразных фактур, выразительной гаммы красок и т. д. Черты современного архитектурного стиля свойственны и выставочным конструкциям. Выставка в школе в основном призвана разъяснять задачи текущего момента и по художественной форме должна быть современной—в этом кроется одна из возможностей повышения ее учебно-воспитательной эффективности. Принцип стилевого единства предполагает создание гармоничной взаимосвязи выставочной композиции со всем окружением. Без соблюдения стилевого единства невозможно добиться композиционного равновесия, той цельности и законченности, которые свойственны художественным произведениям.

Индивидуальность, художественное своеобразие, самобытность должны определять выставки, создаваемые в различных школах нашей страны. Повторяемость художественных решении снижает учебно-воспитательную, агитационно-пропагандистскую роль наглядной агитации. Все принципы создания выставок должны творчески переосмысляться с учетом специфических местных условий, в частности характера изобразительной культуры, привычной и понятной для школьников определенной республики или края. Во многом этому будет способствовать активизация эстетического краеведения среди школьников. В школьном краеведении заметное место начинает занимать изучение искусства. Это выражается в целенаправленном поиске и осмыслении разнообразного художественного материала — произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых отражена трудовая и культурная жизнь той или иной области или края, быт людей, их революционные и боевые подвиги, историческое прошлое и т. д. Таким образом, эстетическое краеведение дает возможность находить оригинальные художественные решения с учетом местных мотивов при создании выставочных экспозиций. Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям— принцип, которым Дейнека заключает свой перечень правил композиции. Композиционное, организующее значение вертикалей и горизонталей в некоторой степени знакомо учащимся из их рисовальной практики. Общеизвестен прием, когда при самых первых попытках изобразить пространственную форму (линейку, тетрадь и т. п. ) рекомендуют опираться на вспомогательную горизонтальную прямую. Если прямоугольный предмет расположен под каким-то углом к рисующему, то начать следует в первую очередь с изображения угла, лежащего в основании этого предмета. Через этот угол мысленно проводят горизонтальную линию и запоминают размеры углов, образовавшихся между этой линией и ребрами предмета. Потом на бумаге рисуют эту воображаемую вспомогательную горизонтальную линию, возможно точнее передавая наклон к ней изображаемых ребер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.