Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева Технолого-экономический факультет
Кафедра ОТД и ТО Утверждаю Зав. кафедрой __________________ “_____” _______________________1998г. ЗАДАНИЕ на дипломную работу студента 5 курса ТЭФ Соловьева Евгения Анатольевича
Методика изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” в 10 классе Срок сдачи законченной работы “______” ___________________1998 год
Содержание: Раздел I Компьютерные технологии в системе образования Роль компьютерных технологий в системе образования Сферы применения компьютера в школе
Анализ учебной и методической литературы по теме исследования Анализ учебного плана раздела “Информационные технологии” Раздел II Методика изучения темы “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” Педагогические особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности Примерный тематический план по теме исследования
Примерный календарный план по теме исследования План-конспект по теме исследования
Раздел III Составление технологической последовательности деятельности учащихся при работе с электронной таблицей Excel Алгоритмическая последовательность деятельности учащихся, направленная на приобретение и закрепление навыков работы в электронной таблице Excel 5. 0 Материально-техническое обеспечение компьютерного класса. Требование пакета Microsoft Office к программному и аппаратному обеспечению Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы
Комплексы упражнений для снятия усталости Задание выдано “_______” _________________199___г. Руководитель: ______________ Студент: _________________ Содержание Введение 1 Глава I Компьютерные технологии в системе образования 5 Роль компьютерных технологий в системе образования 5 Сферы применения компьютера в школе 11
Анализ учебной и методической литературы по теме: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” 14 Анализ учебного плана и программы предмета “Технология” (раздел “Информационные технологии” 18 Глава II Методика изучения темы “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” 21 Педагогические особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности 21 Примерный тематический план изучения темы: “Элементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета в 10 классе” 25 Примерный календарный план занятий по “Технологии” раздела “Информационные технологии” в 10 классе по теме дипломной работы 26
План-конспект занятия: “Понятие об электронных таблицах” 29
Глава III Составление технологической последовательности деятельности учащихся при работе с электронной таблицей Excel 40 Алгоритмическая последовательность деятельности учащихся, направленная на приобретение и закрепление навыков работы в электронной таблице Excel 5. 0 40 Алгоритмическая последовательность №1 на тему: “Основные понятия” 42 Алгоритмическая последовательность №2 на тему: “Решение задач табулирования функции” 49 Алгоритмическая последовательность №3 на тему: “Использование функций” 53 Алгоритмическая последовательность №4 на тему: “Составление штатного расписания хозрасчетной таблицы” 58 Материально техническое обеспечение компьютерного класса. Требование пакета Microsoft Office к программному и аппаратному обеспечению 60 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персонально электронно-вычислительным машинам. 72
Санитарные правила и нормы СанПиН 2. 2. 2. 542-96 72 Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ 72
Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе помещений эксплуатации ВДТ и ПЭВМ 73
Требования к шуму и вибрации 74
Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ 74 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ 75 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений 76 Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраст и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста 77
Комплексы упражнений для глаз 82 Комплексы упражнений физкультурных минуток 84 Заключение 88 Список используемой литературы 89 Приложение к алгоритмической последовательности №1 Приложение к алгоритмической последовательности №2 Приложение к алгоритмической последовательности №3 Приложение к алгоритмической последовательности №4 ВВЕДЕНИЕ
Среднее образование из привилегии превратилось в право, а затем в обязанность. Теперь в условиях широкого развития средств массовой информации, доступности печатной продукции монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Первый процесс революционного преобразования в технологии обучения отмечен после изобретения книгопечатания, второй мы переживаем сейчас, с широким внедрением в жизнь средств вычислительной техники. Ускорение научно - технического прогресса во всех сферах деятельности человека неразрывно связано с индустрией информатики. Широкое применение современных ЭВМ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программирования. Поскольку любая деятельность человека начинается с обучения, то и в эту сферу с полным правом широко вторгается компьютер. А обучение начинается в школе. Основная задача школы —воспитание гармонически развитой личности, способной плодотворно трудиться в самых различных сферах деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно - технического прогресса. Так как современный мир пронизан массой информационных потоков и связей, решение этого важнейшего вопроса неразрывно связано с проблемой как научить школьников работать с различными категориями информации, возникающими во многих объектах общенаучных исследований. Работникам практически всех специальностей приходится извлекать заданную в разнообразных формах информацию из всевозможных информационных потоков, перерабатывать эту информацию, преобразовывать ее из одного вида в другой, принимать на основе полученной информации необходимые решения и проводить их в жизнь, постоянно учитывая при этом вновь поступающие сведения. Без такой деятельности невозможно эффективное и целенаправленное осуществление задач, стоящих перед нашим обществом в целом и его работниками в частности. Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники. При этом необходимо дать всем учащимся к окончанию школы не просто утилитарные знания об использовании современной вычислительной техники и перспективах ее развития, а умение грамотного ее применения для эффективного решения самых разнообразных задач. Над компьютеризацией надстраивается значительно более глубокий процесс - информационный, охватывающий все стороны общественной жизни. Это связано с непосредственным внедрением современных компьютеров практически во все сферы науки, техники, экономики. По своему социальному значению информатизация общества сопоставима с индустриализацией. Если последняя освободила человека от рутинного труда во многих областях, не затрагивая практически интеллектуальной сферы, то информатизация призвана освободить человека от рутинного умственного труда. Поэтому в программу средней школы совершенно обоснованно был введен новый предмет, который первоначально получил название “Основы информатики и вычислительной техники”. Научно - технический прогресс вводит нас в информационную сферу. Практически следующее поколение будет жить и трудиться в информационном обществе, что означает связь многих профессий с производством и обработкой информации, а это потребует значительных изменений не только в условиях и методах труда, но и в образе жизни. Одним из первичных информационных учреждений является школа, в которой по традиции изучают основы наук, необходимых человеку для дальнейшей деятельности на благо общества. Введение в программу школы нового предмета, непосредственно базирующегося на использовании компьютерной техники, совершенно не обязательно должно сопровождаться лишь установкой в школе компьютерного класса и поголовным обучением программированию всех учащихся. К сожалению, именно такую форму обучения информатике еще настойчиво предлагают. Введение в процесс обучения такой современной техники, как компьютер, требует изменения технологии обучения практически по всем предметам школьной программы. Требуется по - новому организовать учебный процесс, что, в свою очередь, ставит очень важный вопрос: какова должна быть программа обучения; какими в этих условиях должны быть учебники и учителя. Из сказанного вытекает необходимость переработки программ школьного обучения практически по всем предметам, создания учебников, соответствующих требованиям этих программ, которые не загружали бы память учащихся мертвым грузом ненужности. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает поднять обучение на качественно новую ступень. Школьная программа, подобно энциклопедическому словарю, должна иметь постоянный объем и идти в ногу со временем. Для этого необходимо вовремя включать в нее необходимые новые сведения взамен тех, которые потеряли свою актуальность. Тенденция пополнять школьную программу новыми предметами приводит к увеличению общего объема изучаемого материала. При этом либо увеличивается срок обучения и тем самым отодвигается включение в производственную сферу нового поколения, либо снижается качество обучения. Если первое крайне нежелательно, то второе просто недопустимо. В свете сказанного выше и следует рассматривать вопрос о введенном в программу обучения общеобразовательной и профессиональной школы новом предмете “Технология”, который включает в себя раздел “Информационные технологии”. В силу возрастания значения информатики в жизни нашего общества этот предмет призван стать одним из фундаментальных среди всех дисциплин всеобщего среднего образования и способствовать устранению ряда возникших в школе негативных явлений. Итак, нет никаких сомнений в том, что введение в школе в качестве одного из основных инструментов для работы с самой разнообразной информацией компьютера это веление времени и диктуется оно поступательным движением развития общества. Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа “2000+” (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г. , . включена новая образовательная область “Технология”. Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении практических задач выделяются учебные четверти во 2, 8, 10, 11 классах, а также 6 ч в 5 классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. ' В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно проводить изучение разделов “Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения”, “Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов”, а также профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать экологические ситуации. В содержании предмета “Технология” можно выделить 10 основных разделов в том числе и “Информационные технологии”, который и будет описываться в данной Дипломной работе по теме: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”. Первые разработки Электронных таблиц можно отнести к 70-ым годам, хотя промышленная система появилась уже на персональных компьютерах—ею стала система 1-2-3 фирмы Lotus. Но все же самой популярной интеграцией электронных таблиц во всем мире да и в нашей стране в частности считается программа Excel разработанная фирмой Microsoft, входящая в пакет Microsoft Office. Вышел этот пакет в свет сравнительно недавно, объединив в себе целое семейство продуктов фирмы Microsoft. Этого пакета ждали давно, и сама фирма настолько торопилась начать поставки пакета на рынок, что не дождалась выпуска новой, пятой версии самого сложного продукта—Microsoft Excel. В результате первое время пакет продавался с четвертой версией и обещанием замены на пятую, когда она выйдет. Долгожданный пакет сразу завоевал чрезвычайную популярность и установил новый уровень стандартов на коммерческое программное обеспечение для офисных решений. И весь прошлый год прошел для рынка программных средств под знаком Microsoft Office. Другие фирмы также поспешили создать и представить на рынке свои офисные пакеты, но превзойти по объемам продаж Microsoft Office не удалось ни кому. Относительно недавно, на выставке WinExpo в сентябре 1994 года в Москве фирма Microsoft представила русскую версию Microsoft Office и ситуация повторилась. Этот продукт стал на сегодня самым продаваемым (а в современных условиях это значит— и самым используемым) программным продуктом в России. В связи с выше упомянутым мы остановил свой выбор на продукте Microsoft Excel 5. 0 - русскоязычной версии как самой популярной программой генерации электронных таблиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|