p>Для выявления общей картины полученных результатов обратимся к анализу среднеарифметических показателей значений по субшкалам и выборочных средних значений в группах учителей с различным стилем педагогической деятельности (Таблица 12. )
Таблица 12. Выраженность компонентов оценочной деятельности в группах учителей с различным стилем руководства (баллы) ш1. 0
----T-----------T------T-----------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ Компоненты оценочной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ +------------T-------------T--------------+ ¦ № ¦Стиль ¦ ФИО ¦ оптимальная¦оценивание ¦ фиксирование ¦ ¦ ¦руководства¦ ¦ стратегия ¦учителем ¦ учителем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опроса ¦результатов ¦ балльных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учащихся ¦учебной ¦ оценок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учителем ¦деятельности ¦ учащихся ¦ +---+-----------+------+------------+-------------+--------------+ ¦ 1. ¦демократи- ¦С. Э. И. ¦ 4, 4 ¦ 4, 4 ¦ 4, 5 ¦ ¦ 2. ¦ческий ¦А. Е. К. ¦ 3, 8 ¦ 4, 7 ¦ 4, 7 ¦ ¦ 3. ¦ ¦В. Р. Л. ¦ 3, 5 ¦ 3, 8 ¦ 4, 0 ¦ ¦ 4. ¦ ¦В. Е. А. ¦ 4, 2 ¦ 4, 8 ¦ 4, 5 ¦ ¦ 5. ¦ ¦К. Т. В. ¦ 4, 3 ¦ 4, 9 ¦ 4, 5 ¦ ¦ 6. ¦ ¦К. З. П. ¦ 4, 0 ¦ 5, 0 ¦ 4, 2 ¦ +---+-----------+------+------------+-------------+--------------+ ¦Выборочное среднее ¦ 4, 1 ¦ 4, 6 ¦ 4, 4 ¦ +---T-----------T------+------------+-------------+--------------+ ¦ 7. ¦попусти- ¦Д. Т. В. ¦ 2, 2 ¦ 4, 3 ¦ 1, 4 ¦ ¦ 8. ¦тельский ¦П. Я. П. ¦ 3, 1 ¦ 3, 7 ¦ 1, 4 ¦ ¦ 9. ¦ ¦И. С. Г. ¦ 1, 5 ¦ 4, 6 ¦ 2, 0 ¦ ¦10. ¦ ¦К. А. Ю. ¦ 3, 0 ¦ 4, 8 ¦ 4, 0 ¦ ¦11. ¦ ¦К. Н. Е. ¦ 2, 5 ¦ 3, 5 ¦ 2, 1 ¦ ¦12. ¦ ¦З. Н. В. ¦ 3, 0 ¦ 3, 3 ¦ 4, 8 ¦ ¦13. ¦ ¦К. О. С. ¦ 2, 2 ¦ 4, 0 ¦ 3, 6 ¦ +---+-----------+------+------------+-------------+--------------+ ¦Выборочное среднее ¦ 2, 5 ¦ 4, 0 ¦ 2, 8 ¦ +---T-----------T------+------------+-------------+--------------+ ¦14. ¦авторитар- ¦С. Т. Л. ¦ 3, 7 ¦ 2, 3 ¦ 4, 0 ¦ ¦15. ¦ный ¦К. Т. А. ¦ 3, 9 ¦ 2, 9 ¦ 3, 5 ¦ ¦16. ¦ ¦К. Л. Г. ¦ 4, 5 ¦ 2, 7 ¦ 3, 1 ¦ ¦17. ¦ ¦А. Т. Г. ¦ 3, 5 ¦ 2, 3 ¦ 4, 4 ¦ ¦18. ¦ ¦Р. Л. Н. ¦ 4, 0 ¦ 2, 2 ¦ 4, 1 ¦ ¦19. ¦ ¦С. А. А. ¦ 4, 0 ¦ 2, 7 ¦ 4, 0 ¦ ¦20. ¦ ¦М. Г. А. ¦ 3, 9 ¦ 2, 3 ¦ 3, 7 ¦ ¦21. ¦ ¦Р. Н. И. ¦ 4, 1 ¦ 2, 5 ¦ 4, 4 ¦ ¦22. ¦ ¦М. М. С. ¦ 3, 7 ¦ 1, 7 ¦ 4, 1 ¦ ¦23. ¦ ¦С. Л. В. ¦ 4, 4 ¦ 1, 9 ¦ 4, 6 ¦ +---+-----------+------+------------+-------------+--------------+ ¦Выборочное среднее ¦ 4, 0 ¦ 2, 4 ¦ 4, 0 ¦ L----------------------+------------+-------------+--------------
- 136 ш2. 0
Сопоставление данных по субшкалам для исследуемых групп учите лей представлено в гистограмме 17.
Г - s 0 ris31. pcx , 150 i2 ш1. 0 -s ш2. 0
Гистограмма 17. Среднегрупповые величины выраженности в группах учителей с различными стилями руководства.
Условные обозначения: по вертикали: значения выборочных средних; по горизонтали: 1 - данные по группе учителей с демократическим стилем руководства; 2 - данные по группе учителей с попустительским стилем руководства; 3 - данные по группе учителей с авторитарным стилем руководства. Г - s 0 ris32. pcx , 150 i2 ш1. 0 -s - субшкала 1 - субшкала 2 - субшкала 3 ш2. 0
Выраженность компонентов оценивания деятельности в группе учи телей с демократическим стилем руководства свидетельствует о на
- 137
личии небольшого расхождения между ними и приближенности их к верхней границе возможного результата. Как видно из гистограммы 17, представленность различных компо нентов в группе учителей с попустительским стилем руководства значительно отличаются друг от друга. При этом наиболее выражено собственно оценивание учителем знаний и умений учащихся" (4, 0 балла). Слабо представлены в оценочной деятельности такие компо ненты как "оптимальная стратегия опроса учащихся учителем" и "фиксирование результатов учебной деятельности учащихся" (2, 5 и 2, 8 балла соответственно), что свидетельствует о существенных не достатках в методике опроса учащихся учителями этой группы. В группе учителей с авторитарным стилем руководства, "оценива ние учителями результатов учебной деятельности школьников" значи тельно уступает другим компонентам оценочной деятельности (2, 4 балла против 4, 0 баллов). Очевидно, учителями этой группы недос таточно уделяется внимание контролю за знаниями и умениями уча щихся. Для установки достоверности полученных данных по каждой группе учителей проведен статистический анализ различий с использованием t - критерия достоверности и U-критерия Манна-Уитни для независи мых выборок. При этом t - критерий достоверности устанавливал существен ность различий между значениями выборочных средних в группах учи телей с различным стилем руководства, а U-критерий Манна-Уитни оценивал достоверность различий между выраженностью компонентов оценочной деятельности по каждой группе учителей. Результаты ста тистической обработки эмпирических данных представлены в таблицах 13, 14, 15.
. - 138 Таблица 13. Достоверность различий между выраженностью компонентов оценочной деятельности в группах учителей с демократическим и попустительским стилем руководства ш1. 0
----T-------------------------T---------------T--------------¬ ¦ № ¦ Название субшкалы ¦ t - критерий ¦ U - критерий ¦ ¦ ¦ ¦ достоверности ¦ Манна-Уитни ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 1. ¦Оптимальная стратегия ¦t=4, 32 (P 7, 00, 01)¦ U=4 (P 7, 00, 01) ¦ ¦ ¦опроса учащихся учителем ¦ ¦ ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 2. ¦Оценивание учителем ¦t=1, 06 ¦ U=9 ¦ ¦ ¦результатов учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности учащихся ¦ ¦ ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 3. ¦Фиксирование учителем ¦t=3, 13 (P 7, 00, 01)¦ U=6 (P 7, 00, 05) ¦ ¦ ¦балльных оценок учащихся ¦ ¦ ¦ L---+-------------------------+---------------+--------------
ш2. 0
Полученные результаты говорят о достоверности различий между эмпирическими данными в сравниваемых группах учителей и подтверж дают предположение о том, что в методике опроса учителей с попус тительским стилем руководства недостаточно представлены методи ческие приемы, определяющие 7о 0оптимальную стратегию проведения оп роса учащихся учителем, и обеспечивающих четкость фиксирования учителем отметок учащихся в школьной документации. Как следует из таблицы 14, в группах учителей с демократичес ким и авторитарным стилем руководства достоверные различия выде лены только по компоненту "собственно оценивание учителем резуль татов учебной деятельности учащихся". Сопоставление данных в группах учителей с попустительским и авторитарным стилями руководства представлено в таблице 15...
- 139 Таблица 14. Достоверность различий между выраженностью компонентов оценочной деятельности в группах учителей с демократическим и авторитарным стилем руководства ш1. 0
----T-------------------------T---------------T--------------¬ ¦ № ¦ Название субшкалы ¦ t - критерий ¦ U - критерий ¦ ¦ ¦ ¦ достоверности ¦ Манна-Уитни ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 1. ¦Оптимальная стратегия ¦t=0, 6 ¦ U=32, 5 ¦ ¦ ¦опроса учащихся учителем ¦ ¦ ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 2. ¦Оценивание учителем ¦t=11, 8 (P 7, 00, 01)¦ U=3 (P 7, 00, 01) ¦ ¦ ¦результатов учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности учащихся ¦ ¦ ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 3. ¦Фиксирование учителем ¦t=1, 6 ¦ U=46, 5 ¦ ¦ ¦балльных оценок учащихся ¦ ¦ ¦ L---+-------------------------+---------------+--------------
ш2. 0 Таблица 15. Достоверность различий между выраженностью компонентов оценочной деятельности в группах учителей с попустительским и авторитарным стилем руководства ш1. 0
----T-------------------------T---------------T--------------¬ ¦ № ¦ Название субшкалы ¦ t - критерий ¦ U - критерий ¦ ¦ ¦ ¦ достоверности ¦ Манна-Уитни ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 1. ¦Оптимальная стратегия ¦t=7, 84 (P 7, 00, 01)¦ U=12 (P 7, 00, 05)¦ ¦ ¦опроса учащихся учителем ¦ ¦ ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 2. ¦Оценивание учителем ¦t=7, 17 (P 7, 00, 01)¦ U=8 (P 7, 00, 01) ¦ ¦ ¦результатов учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности учащихся ¦ ¦ ¦ +---+-------------------------+---------------+--------------+ ¦ 3. ¦Фиксирование учителем ¦t=2, 65 (P 7, 00, 05)¦U=17, 2(P 7, 00, 05)¦ ¦ ¦балльных оценок учащихся ¦ ¦ ¦ L---+-------------------------+---------------+--------------
ш2. 0
Таким образом, статистический анализ данных подтвердил влияние стиля педагогической деятельности на методику проведения опроса и оценивания учителей. Так, в методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса учителей-демократов в равной степени представлены методи
- 140
ческие приемы и средства, отражающие оптимальную стратегию опроса учащихся, методические приемы и формы оценивания результатов учебной деятельности учащихся и способы фиксирования балльных оценок учащихся. В методике проведения опроса учителей-либералов недостаточно представлены методические приемы, обеспечивающие четкость фикси рования учителем отметок в школьной документации. Методика проведения опроса учителей-автократов характеризуется недостаточным разнообразием методических приемов и форм оценива ния учителем знаний и умений учащихся. Рассмотрим теперь оценочную деятельность учителей с различными стилями руководства более дифференцировано по отдельным показате лям субшкал созданной нами методики (таблица 16). При сопоставлении значений выборочных средних показателей субшкал обнаруживается, что многообразием форм контроля знаний и умений учащихся отличаются учителя с демократическим и авторитар ным стилем руководства (4, 2 и 4, 5 балла, соответственно). Учителя с попустительским стилем руководства чаще всего используют при опросе одни и те же методические приемы проверки знаний и умений учащихся, что, очевидно, вносит однообразие в урок и отрицательно сказывается на познавательную активность учащихся. Терпеливость в общении с отвечающим и педагогический такт наи более свойственны учителям с демократическим стилем (4, 4 балла). Для учителей с попустительским и авторитарным стилем педагогичес кой деятельности данный показатель имеет небольшие значения (2, 8 и 3, 8 балла, соответственно), что позволяет предположить неста бильность ситуации опроса, повышенную тревожность учащихся на уроках учителей с этими стилями руководства.
. - 141 Таблица 16. ш1. 0 Среднегрупповые показатели выраженности оценочных действий учителей с различным стилем руководства (баллы)
----T---------------------------------T-------------------------¬ ¦ ¦Субшкала 1 ¦ Стили руководства ¦ ¦ ¦ +--------T--------T-------+ ¦ № ¦Оптимальная стратегия опроса ¦демокра-¦попусти-¦автори-¦ ¦ ¦учащихся учителем ¦тический¦тельский¦тарный ¦ +---+---------------------------------+--------+--------+-------+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и умений учащихся ¦ 4, 2 ¦ 2, 5 ¦ 4, 5 ¦ ¦ 2. ¦Терпеливость в общении с отвечаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щим, проявление педагогического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦такта в ситуациях, вызывающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раздражение ¦ 4, 4 ¦ 2, 8 ¦ 3, 1 ¦ ¦ 3. ¦Широкое распределение внимания на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всех задействованных в опросе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учеников ¦ 4, 4 ¦ 2, 7 ¦ 4, 5 ¦ ¦ 4. ¦Воспринимает ли учитель реакцию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ 4, 4 ¦ 2, 7 ¦ 4, 0 ¦ ¦ 5. ¦Замечает психофизическое состоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ 4, 2 ¦ 2, 2 ¦ 3, 3 ¦ ¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние учащихся за ответами однок-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лассников ¦ 4, 1 ¦ 2, 0 ¦ 4, 6 ¦ ¦ 7. ¦Поддержание дисциплины в классе в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦момент опроса ¦ 4, 4 ¦ 2, 4 ¦ 4, 6 ¦ ¦ 8. ¦Включение в опрос максимального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количества учащихся ¦ 3, 9 ¦ 2, 7 ¦ 4, 5 ¦ ¦ 9. ¦Точность формулировок вопросов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ 3, 9 ¦ 2, 7 ¦ 4, 6 ¦ ¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ 4, 2 ¦ 2, 4 ¦ 4, 8 ¦ ¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вечающим, проявление заинтересо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ 4, 1 ¦ 2, 3 ¦ 2, 7 ¦ ¦12. ¦Рациональное соотношение времени¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ 4, 1 ¦ 2, 1 ¦ 4, 3 ¦ ¦13. ¦Преобладание способов побуждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся к деятельности в ситуа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции опроса над способами принуж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дения ¦ 4, 0 ¦ 2, 5 ¦ 2, 7 ¦ ¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ 4, 4 ¦ 3, 0 ¦ 4, 6 ¦ ¦15. ¦Организация учителем деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся по исправлению текущих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ 3, 7 ¦ 1, 9 ¦ 4, 4 ¦ ¦16. ¦Отсутствие шаблонности в форме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вопросов педагога, вызывающих ав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ 4, 0 ¦ 2, 3 ¦ 2, 7 ¦ ¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦се наглядных пособий и оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦ 3, 7 ¦ 3, 0 ¦ 4, 0 ¦ L---+---------------------------------+--------+--------+------- ш2. 0
. - 142 Таблица 16. (Продолжение) ш1. 0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|