p>Сила наказания увеличивается, если оно исходит от количества или поддерживания им. Поэтому надо опираться на собственное мнение.
Не рекомендуется применять групповые наказания.
Наказание действенно, если оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.
Нельзя оскорблять воспитанника (доводить до слез).
Наказание –сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в сложившейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимание того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания. Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников, основывается на создание условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Развитие общества и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жесткую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах принимает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной цели–найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию. Педагоги поддерживают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим субъективно-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что: мало воспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности;
низкооплачиваемые; первыми пополняют ряды безработных;
воспитанники стремятся получить положительные отзывы. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.
Модификации субъективно-прагматического метода:
контракты, которые заключают воспитателей и воспитанников, где четко определяются обязанности сторон; личные карточки самосовершенствования (программы воспитания), которые составляются воспитателями и родителями; маниторин, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, развитием с помощью новейших средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять сценарий судьбы при той или иной направленности воспитания;
тесты воспитанности;
штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свободу, привилегий. Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Это метод завтрашнего дня.
Стимулы воспитания и обучения.
Американский профессор Г. Оверстрит в книге “Воздействие на поведение человека” утверждает, что в основе нашего поведения лежат наши сокровенные желания. Наилучший ответ, который можно дать тем, кто поставит себе задачей уговорить кого-то совершить тот или иной поступок, сводится к следующему: сначала заставьте своего собеседника страстно чего-то пожелать. Вот почему стимулы, которые мы советуем применять учителем, опираются на деликатные “подталкивания” учащегося и выполнению определенных действий и исключает открытое “давление”, грубое принуждение. Опирайтесь на желание. Чего хочет учащийся – главный вопрос для учителя (мышь – мышеловка – время –сыр = так достигаем своих целей). Вспомните о природосообразности! Задача педагога–сменить направленность целеустремлений, если они не совпадают с педагогическими целями. Если мы хотим, чтобы учащийся не курил, а сам он желает продолжить занятие, не читайте ему проповедей, скорее, всего это ничего не даст. Но если вы узнаете, что для вашего питомца важно выиграть соревнование, вступить в футбольную команду, привлечь внимание первой красавицы класса, объясните ему, что курение может стать причиной его неудач. Учитывайте интересы и склонности. Нет школьников ничем не интересующихся: деньги, успех, красивая жизнь; врожденная любознательность, природные склонности. Надо брать эти побочные интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Используйте намерения. Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их намерений. Школьник, например, твердо решает изменить свое поведение под влиянием нахлынувшего чувства сострадания к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства сильнее его, он не в состоянии выполнить задуманное. Ободрите его, помогите, научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению. Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанным. Некоторые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие (о кличках–не обращать внимание! ). Школьник боится отвечать у доски. Поупражняйтесь с ним у доски наедине. Помогите ребенку приобрести уверенность в себе. 75% школьников ждут вашей помощи в этом, а не записей в дневнике. Показывайте последствия совершаемых поступков. Наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания (побежал– упал – смех! ). Не научены оценивать и последствия совершаемых поступков. Признание достоинства. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Это вызовет у вашего питомца прилив новых сил. Особенно остерегайтесь придираться по мелочам. Одобряйте успехи. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабо успеваемыми учениками. Сделайте работу привлекательной. (У Шаталова! ) кто скажет, что мытье грязной посуды –интересная работа? А вот одна женщина рассказала, что когда она была маленькой, ее мама говорила: если будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе вымыть посуду.... Это воспринималось, как награда.
Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащегося!
“Прекрасная ошибка! ” “Ошибка, которая ведет к истине! ” “Спасибо, твое мнение не совсем верное, но дает пищу для размышлений”. “Спасибо дети. Вы мне сегодня помогли”– благодарит после урока своих учащихся Амонашвили. Говорите иногда “надо”. “Тебе надо, Саша! Ты мужчина! ” школьник должен испытывать удовлетворение от того, что преодолевает трудности, поступил как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Внедрите самолюбие, и заставьте обучаемого произнести “и я не хуже других! ” Показывайте достижения. Представляйте обучаемому информацию о его прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. “Экран успеваемости” у Шаталова. Контрольная в среду, оглашение результатов в четверг– это нормально; сообщать же о результатах спустя месяц практически бесполезно. Осторожно поддерживайте соперничество. Человек существо конкурирующее. Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками. На вопрос, должна ли школа поощрять соперничество, и в какой мере, пока нет однозначного ответа. Но судя по опыту американской школы, соперничество между учащимися необходимо поощрять в разумных пределах, поддерживать проигравших, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение у кого-то из участников.
Хвалите. Условия к ним:
Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать; Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу; Похвала должна быть конкретной, точно адресованной; Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Не с насупленным и угрюмым видом; Критикуя, сопереживая.
Подбадривайте критика
Критика-упрек (ну, что же ты? А я так на тебя рассчитывал! ) Критика-аналогия (когда я был таким как ты, я тоже допустил такую же ошибку.... ) Критика-надежда (надеюсь, что в следующий раз.... ) Безличная критика (в нашем классе есть еще ученики, которые.... не будем называть их фамилий) Критика-озабоченность (я очень озабочен сложившейся ситуацией. Особенно у таких наших учеников.... ) Критика-сопереживание(я хорошо понимаю тебя, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена) Критика-сожаление (я очень сожалею, но я должен сказать, что работа выполнена не качественно) Критика-удивление (как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал.... ) Критика-ирония (делали, делали и сделали. Как теперь в глаза людям будем смотреть? ) Критика-намек(я знал одного человека, который поступил точно также, как и ты. Потом ему пришлось плохо.... ) Критика-упрек (эх ты! Я был о тебе гораздо высокого мнения) Критика-смягчение (наверное, в том, что произошло, виноват не только ты) Критика-требование (работу придется тебе переделать) Конструктивная критика (задание выполнено не правильно. Чего ты собираешься теперь предпринять? ) Критика-опасение(я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне) Создавайте хорошую репутацию своим питомцам. Поощрения, которые применяются в российских, украинских и белорусских семьях и школах, очень скучные, невыразительные, как бы сделанные украдкой, мимоходом. Чаще поощряйте! Создавайте впечатление, что ошибка легко исправима. Пусть учащиеся верят в свои силы. Не скупитесь!
Вопрос № 9. Методы педагогического воздействия на личность.
Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. схема педагогического процесса выглядит так: Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи; Затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи; На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков; На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы воздействия). Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как минимум, 5 групп методов воздействия на личность:
Убеждение Упражнения и приучения Обучение Стимулирование Контрольная оценка
Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко применяются друг от друга. А рассмотрение их в отдельности дается для удобства изучения. В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не решена. Метод воздействия на личность –это система педагогических приемов, позволяющие решать те или иные педагогические задачи. Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации педагогического воздействия: Учебный процесс.
Внеклассная работа, внеаудиторная работа. Семейное воспитание.
Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях. Воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации. Убеждение –это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация, если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо научного положения– доказываем. Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери, обращаемся к высокому и прекрасному в области культуры– обращаемся к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чем убеждает учитель? – словом, делом, примером (дети учатся раньше подражать, чем познавать). Словом – приемы: беседа, лекции, диспуты.
Пример – стремление к подражанию кому?
Большое значение имеет местный пример педагога-воспитателя, братья-сестры, мама-папа, дед-бабушка, товарищи по учебе, актеры, спортсмены, герои и т. д. Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических требований. Высший авторитет педагога у воспитанников. Высшая форма педагогического авторитета– любовь воспитанника. Не правы те педагоги, которые говорят, что им все равно –любят их или не любят. Если же педагога преследует стойкая не авторитетность у воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии. Опора на жизненный опыт воспитанников. Здесь словесное убеждение сливается с убеждающей силой примера. Истинность, конкретность и доступность убеждения, фальшь, искусственность распознания даже сил школьниками и педагог теряет авторитет. Сочетание убеждения и практического приучения (т. е. связь с каким-то делом, практической деятельностью) движение может быть взаимообратным убеждение (сознание)« опыт, действие. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особенно часто жалуются родители, что их ребенок перестал реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок просто подрос, изменился и методы воздействия должны поменяться. Индивидуальные возможности – на одних – просты и на других – требования – приказ
Упражнение и приучение.
Упражнение –планомерное организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью развития их личности (усидчивость, целеустремленность, силу воли и т. д. ) Приучение –организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формированияхороших привычек. Или: приучение – это упражнение с целью воспитания хороших привычек. Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока не установится наклонность к действию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|