p>Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов. Фамилия, имя.
Класс. Ходите ли вы на дискотеку? Спиртное – это… Вы его употребляете: а) да; б) нет; в) иногда Во сколько лет вы попробовали спиртные напитки? Для чего вы их употребляете: а) поднять настроение; б) таким образом утверждаю свое я; в) потому что это делают все мои друзья. Какие из спиртных напитков вам больше нравятся? а) пиво; б) вино; в) коктейль; г) свой вариант. Как вы выбираете спиртные напитки? а) по градусам; б) по вкусу; в) мне все равно, что употреблять; г) свой вариант. Часто ли вы употребляете спиртные напитки? а) да б) нет в) иногда г) свой вариант Где это обычно происходит? а) дома б) на дискотеке в) в кругу друзей г) свой вариант У вас дома принято употреблять спиртные напитки? а) да б) нет в) иногда
Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные напитки? а) да (почему? )
б) нет (почему? ) Как вы думаете, что такое алкоголизм? Ваше отношение к нему? а) положительное б) отрицательное в) безразличное г) свой вариант
По результатам анкетирования мы распределили обследуемых подростков на следующие группы: К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков; ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки; 3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление спиртных напитков; в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет спиртных напитков.
Беседа с педагогами школы Материал: перечень вопросов в устной форме.
Инструкция: педагогам предлагается ответить на ряд вопросов. Определенное время проработав в школе, как вы думаете, какова степень влияния алкоголизма родителей на социализацию подростков? Встречались ли в вашей практике случаи негативного влияния на подростка? Есть ли на данный момент такие случаи? Как вы можете охарактеризовать личность таких подростков, их поведение? Каково ваше собственное отношение к таким подросткам? На ваш взгляд, в каком возрасте происходит знакомство с алкоголем? Не могли бы вы сейчас назвать причины, побуждающие к употреблению спиртных напитков?
Какая из них является основной (занимает первое место)?
Какую работу проводите вы по предупреждению алкоголизма среди детей и подростков?
Имеет ли она результаты?
По результатам беседы можно сделать следующие выводы: алкоголизм среди подростков встречается все чаще. Основной возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, примерно 11 лет. Педагоги называют основные причины:
60% - неблагополучная семья; 10% – окружение ребенка; 30% - реклама. Беседа с родителями Материал: перечень вопросов.
Инструкция: родителям предлагается ответить на 10 вопросов. Как вы думаете, употребляет ли ваш ребенок спиртные напитки? С чем это связано?
На ваш взгляд, где он может их употреблять? Принято ли у вас в семье употреблять спиртные напитки? Проводите ли вы с подростком беседу на тему “Алкоголизм”? Сколько времени вы уделяете своему ребенку?
На ваш взгляд, что больше влияет на ребенка в подростковом возрасте: семья или окружающая его среда?
Все ли вы знаете о друзьях вашего ребенка? Какие отношения у вас в семье?
Пользуетесь ли вы какой-нибудь литературой по воспитанию своего ребенка или используете только свой личный опыт?
Результаты беседы показали следующее:
40% родителей уверены, что их дети употребляют спиртные напитки, в основном в кругу друзей или на дискотеке.
Выделяются следующие причины: 15% родителей считают основной причиной рекламу.
10% родителей считают, что ребенок употребляет спиртное, потому что так поступают его друзья. Дополнительной литературой пользуется только 20% родителей. Достаточное внимание детям уделяет 15% родителей. Таким образом, по результатам первого этапа исследования мы выявили, что: 1) 10% подростков (3 чел. ) негативно относятся к спиртным напиткам, алкоголь не употребляют; 2) 33% (10 подростков) положительно относятся к употреблению спиртных напитков, так как считают, что небольшие дозы здоровью не вредят, алкоголь употребляют 1-2 раза в месяц; 3) 27% (9 подростков) выражают безразличное отношение к употреблению спиртных напитков, выпивают крайне редко; 4) 17% (5 подростков) употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в месяц, к алкоголю относятся положительно; 5) 13% (3 подростка) выпивают чаще 1 раза в неделю в кругу друзей или на дискотеке для поднятия настроения. Есть любимые спиртные напитки.
2. 2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков Цель: выявление подростков из семей алкоголиков. Критерии: – низкий материально-экономический уровень; – социальное неблагополучие; – отсутствие контроля;
– низкий образовательный, педагогический, культурный уровни; – несправедливая оценка ребенка и т. д.
Методы исследования: Наблюдение за семьей и подростком. Беседа с классным руководителем. Материал: перечень вопросов.
Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы. Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи алкоголиков)? Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное благополучие/неблагополучие).
Проявляется ли это в поведении подростка и т. д.
Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков и т. п. ).
На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи
Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом). Инструкция: заполняется социальным педагогом.
Фамилия, имя, отчество ребенка. Какое образовательное учреждение посещает. Возраст. Домашний адрес (по прописке и фактический). Родители: мать: отец: Возраст родителей. Образование родителей. Род занятий родителей и их профессия. Сколько лет существует семья. Тип семьи (подробно охарактеризовать).
Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства). Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т. д. ).
Жилищные условия: – нормальные (благоустроенная квартира, дом); – неблагоустроенная квартира, комната, общежитие; – подробно описать все особенности. Отношения в семье. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется). Наследственные болезни. Психолого-педагогическая культура: матери; отца: Знание интересов детей. Забота родителей о детях. Суть конфликтов родителей с детьми. Анализ ситуации в семье.
Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).
В каких видах помощи нуждается семья.
Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении. Какова помощь образовательного учреждения ребенку. Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т. д. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины). Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т. д. ). Цели работы с семьей.
Основные направления работы для составления программы.
Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником
Материал: ряд вопросов.
Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы. Сколько насчитывается в общем подростков из семей алкоголиков? Как семья влияет на социализацию подростка? Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?
Стоят ли подростки на медицинском учете? Какая помощь оказывается семье и подростку и т. д.
По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков отрицательно влияет на социализацию подростка. Они дети плохо находят общий язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы и т. д.
Посещение семьи алкоголиков
Цель: определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы. По результатам посещения семьи мы выделили особенности семейного воспитания. Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня). Родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми в кино, на совместные прогулки и т. д. Родители показывают своим детям пример злоупотребления алкоголем. Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье (покупают при наличии средств продукты питания, иногда производят уборку в квартире и т. д. ). Родители не видят недостатков в воспитании своих детей.
Причины недостатков в семье:
–неблагополучие семьи (злоупотребление алкоголем, низкий материальный уровень, санитарно-гигиеническая запущенность); – низкий образовательный, педагогический, культурный уровни; – частое отсутствие контроля;
– неправильная оценка подростка;
– переоценка воспитательных возможностей семьи и другие причины. Таким образом, основываясь на полученной нами информации, можно говорить о несостоятельности родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют подростка, практически не занимаются его воспитанием, требуя от него однако постоянного посещения школы, что является положительным моментом в просоциальном отношении родителей к своему ребенку.
Беседа с подростком Материал: ряд вопросов.
Инструкция: подростку предлагается ответить на ряд вопросов. Контролируют ли родители употребление вами спиртных напитков? Наказывают ли вас за употребление спиртных напитков? Употребляют ли ваши родители спиртные напитки в вашем присутствии? Как часто они это делают?
С чем связано употребление ими спиртных напитков и т. д.
По результатам второго этапа мы выявили 7 семей алкоголиков, в которых воспитываются подростки. Используемые диагностические методики показали, что в таких семьях присутствуют: неблагополучие, низкий материально-экономический уровень, родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию своего ребенка и т. д. 2. 3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.
Критерии:
– родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков; – периодическое употребление алкоголя родителями; – основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков; – в семье приняты алкогольные традиции;
– отмечается затягивание праздничных торжеств;
–подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки, и т. д.
Методы исследования. Наблюдение за семьей и подростком. Посещение семьи. Беседа с родителями. Беседа с педагогами. Беседа с подростком.
По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют все (или почти все) вышеназванные критерии. По результатам констатирующего эксперимента было установлено: одним из факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается: – употребление спиртных напитков в присутствии родителей;
– свободное посещение школы; – неподготовка к занятиям; – бесконтрольно проводить свободное время. РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕМЬЕ
Необходимо помнить, что каждый “проблемный”подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития. Знать о болезненных проявлениях чувств в состоянии утомления или при общем ослаблении организма. Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи.
Социально-культурная помощь. Направления:
а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства). Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей. б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т. д. ). в) Организация куров по ведению домашнего хозяйства и семейного бюджета. г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в алкогольной семье: – нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; – трудовое воспитание в семье; – проблемы организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; д) Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа жизни. Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи. Программа работы социального педагога с алкогольной семьей. Цель: определить основные направления работы с семьей алкоголиков и поддержание коррекции благополучного климата в семье.
I. Диагностический этап. Определение проблемы. Анализ межличностных отношений в семье. Положение детей в семье. Отношения семьи и общества
Социальный педагог с помощью психологических методов или других методик выявляет те неблагоприятные явления, которые приводят к конфликту и возникновению проблем. II. Поддержание благоприятного климата в семье, направленное на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса. III. Составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта необходимо определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога–определить предельные сроки, которые будут обязательны и для него и для семьи и в течение которых предполагается помочь семье в выборе и осуществлении целей. Составление контракта – это один из способов, который реализуется на практике. IV. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет получить больше информации, чем при поверхностном знакомстве. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому необходимо информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронаж может проводиться со следующими целями: –диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение факторов риска (медицинские, социальные и бытовые), исследование сложившихся проблемных ситуаций; –контрольными: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций; –адаптационно-реабилитационными: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи. V. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы, как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи. Социальный педагог, работая с семьей алкоголиков, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение художественной аналогией, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена физическим содержанием и выполнять различные задачи -–образовательную, психологическую, психолого-педагогическую. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в устной форме. Конечная цель консультационной работы с помощью социально организованного общения–актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к подростку. VII. Наряду с индивидуальными консультативными беседами могут применяться групповые методы работы с семьей, семья-тренинг. Тренинги представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, являются одним из самых перспективных методов решения проблем психолого-педагогического образования родителей, эта проблема не утратила своей актуальности и особенно остро стоит в отношении родителей тех подростков, которые имеют психические, физические и социальные отклонения от нормы.
Заключение
Семья –это главный социальный институт. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Она имеет свою структуру, выполняет ряд функций и принципов. Существует типология неблагополучных семей. Одну, из которых мы рассмотрели в нашей работе–это семья алкоголиков. На этот момент это актуальная проблема, с которой работает социальный педагог. Результаты нашего исследования показали, что положительное отношение подростка к спиртным напиткам зависит от благополучия (неблагополучия) его семьи. Таким образом была доказана наша гипотеза, определяющая обусловленность положительного отношения подростков к спиртным напиткам от факторов неблагополучия, существующих в семье алкоголиков. Работа социального педагога должна осуществляться по двум основным направлениям. Это работа с семьей и работа с самим подростком. По мнению И. В. Дубровина, основной задачей социального педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем в семье, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Для укрепления взаимоотношений в семье социальный педагог разрабатывает рекомендации.
Приложение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева Л. С. , Плотник М. М. , Спиваковская А. С. , Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М. : ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – С. 40. Братусь Б. С. , Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М. : Изд-во МГУ, 1984. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1988. – С. 234. Василькова Ю. В. , Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М. : Издат. центр “Академия”, 1999. – С. 289. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М. : Профиздат, 1992. – С. 272. Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996. Выготский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М. : Тексты, 1989. – С. 386. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. , 1990. – С. 432. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – С. 46. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М. : Просвещение, 1989. – С. 340. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1984. Кочетов А. И. , Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1986. – С. 198. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издат. центр “Академия”, 1999. – С. 238. Ласточкина В. А. , Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М. , 1987. Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского наркотизма. – М. : Инка-Пресс, 2000. – С. 157. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Изд. центр “Академия”, 1999. – С. 256. Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Сов. педагогика. – 1990. – № 5. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Просвещение; Гуманит. изд. центр “Владос”, 1996. – С. 476. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Изд. центр “Академия”, 2000. – С. 336. Сидоров П. И. , Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999. – С. 306. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М. : Феникс, 1994. – С. 487. Смирнова Е. // Семья и школа. – 1987. – № 12. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М. : Гуманит. изд. центр “Владос”, 2000. – С. 320. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М. : Гуманит. изд. центр “Владос”, 2000. – С. 272. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд. , стереотип. – М. : Изд. центр “Академия”, 1998. – С. 324. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М. : Академический Проект, 2000. – С. 496. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М. : Мысль, 1987. – С. 176. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. – М. : Знание, 1984. – № 12. Фирсов М. В. , Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр “Владос”, 2000. – С. 432. Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – М. : Логос, 1997. – С. 365. Шершнева А. И. Безопасность человека. – М. , 1994. Шульга Т. И. , Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М. : Благотворительный фонд “Слово” – ООО “Симс”, 1999. – С. 20. Шульга Т. И. , Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М. : Благотворительный фонд “Слово” – ООО “Симс”, 1999. – С. 35. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1989. – С. 96.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|