на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи - (курсовая)

Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. Факультет социальной педагогики и практической психологии.

Кафедра социальной педагогики и профессионального мастерства.

    Курсовая работа

тема : “Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи”

    Степановой Натальи Николаевны
    студентки 421 группы
    очного отделения.
    Научный руководитель
    Тесля Алина Ивановна кандидат педагогических наук, доцент.
    Минск 2001
    Содержание
    Введение 3

Глава 1. Теоретические основы совершения правонарушений школьной молоджью.

1. 1. Основные факторы, влияющие на совершение правонарушений школьной молодежью.

1. 2. Социально-педагогиеские и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

Глава 2. Социальные условия организации профилактики правонарушений в школе.

2. 1. Анализ необходимости создания центра для осуществления профилактики правонарушений среди школьной молодежи.

2. 2. Моложежный центр как модель оказания комплексной помощи школьной молодежи с девиантным поведением.

    Заключение.
    Список литературы.
    Приложение.

1. 2. Социально-педагогические и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

По мнению многих авторов эта возростная группа (14-17лет) харак-теризуется рядом особенностей и изменений, которые способствуют совер-шению противоправных действий. Хотя в периодизациях психофизиологи-ческого развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет)возроста относят к разным возрастным периодам, в периодизации социального развития оба они обозначаются как‘маргинальный период со-циализации’. Это обьясняется сходством процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в это время, совпадением механизмов, ин-ститутов, способов социализации и т. п. [ ]. Юристы также выделяют этот возраст, употребляя понятие‘несовершеннолетний’в отношении лиц 14-17 лет. Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ются определенным социальным статусом, гражданскими правами и обя-занностями, закрепленными в законодательных актах. Однако, в отличае от взрослых, степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[ ]. Говоря о школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане совершения ими правонарушений, мы считаем необходимым рассмотреть основные причины этого, связанные с особенностями возростных из-менений. И. С. Кон, который занимался изучением данного возроста, выделил следующие причины:

Внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой 'Я-концепции'. Т. е. в физиологическом плане у подростка наблюдается 'гормональная буря', вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроений, раздражительности. Это может вызывать трудности во взаимоотношениях, конфликты, ссоры, вербальную и другие виды агрессии, различные виды девиантного поведения. В этом возрасте происходит также половое созревание, которое вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служить толчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка. А возникшее желание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованию в этом деле аморальных и т. п. способов и приемов. Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике. В связи с этим может возникнуть синдром дисморфобии[ ], когда собственный физический недостаток(зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует личность. Под действием синдрома возникают характерологические изменения, которые вызывают проблемы в общении и адаптации. А, как уже говорилось ранее, дезадаптация-одна из основных причин формирования противоправного поведения. Ряд комплексов неполноценности, формирующихся под влиянием синдрома дисморфобии, приводит к возникновению у подростка неуверенности в себе, усилению его убеждаемости, снижению самооценки и вызывает появление ряда негативных качеств, отрицательно влияющих на формирование устойчивой позитивной ' Я-концепции '[ ]. Важность ее создания неоспорима. Это подтверждают и исследования Е. Н. Голубевой, согласно которым“главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних правонарушителей не в том, что подросток не хочет исправиться или не понимает, что надо жить честно, а в том, что они порой не могут этого сделать из-за наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных ценностей, оцениваемых обществом как аморальные”[ ]. Необходимо заметить, что сам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существенным образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает проявление выраженного стремления к самостоятельности, эмнсипации, атономности от взрослых, обостренной критичности к ним и всему, что они предлагают, что порождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых). С другой стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками, повышенное внимание к их мнению, потребность всамоутверждении в этой среде[ ]. Значимой становится референтная группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей главе.

Статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего. Она характеризуется тем, что по биологическим данным подросток/юноша достигает параметров взрослого человека, а его социальные и психологичесие возможности ограничены (т. е. у него почти отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации, нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т. п. )[ ]. Таким образом, можно говорить о том, что они уже не дети, но, в то же время, еще и не взрослые. Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и его психологическими возможностями. Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких, как курение, сквернословие, употребление спиртных напитков и т. д. ,вплоть до совершения преступлений и правонарушений. С другой стороны, желание казаться взрослым, самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставлиет их подвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности, предлагаемые старшим покалением[ ].

Противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. Имеется в виду, что“детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, послушания, уже не действуют; а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, основанные на внутренних нормах, еще не сложились или не окрепли”[ ]. Хотелось бы отметить еще ряд качеств, свойственных данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий. К ним относится, например, подростковое упрямство, природе кото-рого еще не нашли объяснения. Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные эмоции, может приводить к конфликту и наказанию пдростка. Это, в свою очередь, вызывает еще большее упрямство , несовершеннолетний может предпринимать попытки ухода из дома, совершения аморальных и асоциальных поступков. За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядку и т. д. Таким образом, получается замкнутый круг. Постоянные наказания приводят к тому, что подросток перестает ощущать свою вину за совершаемые противоправные действия[ ]. Это содействует формированию личности с асоциальной направленностью.

Еще одно качество, свойственное этому возрасту, -конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением[ ]. По статистике [ ] большинство правонарушений осуществляется несовершенно-летними под давлением группы.

К совершению аморальных и асоциальных поступков может привести также юношеский ‘романтизм’, стремление к чему-то яркому, необычному. А так как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности[ ]. К тому же немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму(свойственна 43%)[ ].

До сих пор мы рассматривали особенности, характеризующие нормаль-ное развитие в этом возрасте, не касаясь “различных психических патологий и аномалий, которые затрудняют социальную адаптацию подростка и составляют непосредственные психобиологические предпосылки асоциального поведения”. К таким психическим отклонениям и заболеваниям можно отнести олигофрению, ЗПР, психопатии, свойственные этому возрасту неврозы, психозы, патохарактерологические изменения и т. д. [ ]. Однако, исследования показали, что и в этих случаях важную роль играет социальный фактор, ближайшее окружение[ ].

Особое значение придается наличию у несовершеннолетнего нарушений индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой (повышенная тревожность, агрессивность, снижение эмпатийного качества, акцентуации характера и т. д. ) и мотивационной сферы[ ]. Остановимся подробнее на акцентуациях характера в плане их влияния на совершение им правонарушений и преступлений. Т. к. установлено, что среди психически и умственно полноценных подростков-правонарушителей, акцентуации выявлены более, чем в 90% случаев[ ].

Исследования А. В. Лебедева и И. А. Горьковой показали, что чаще других встречается акцентуация по гипертимному типу (более 30%). Подростки данного типа отличаются общительностью, повышенным уровнем психической энергии, расторможенностью, неусидчивостью, недисциплинированностью, склонностью к лидерству, ранним стремлением к самостоятельности. Они достаточно легко могут оказаться в неблагоприятной среде из-за сочетания склонности к риску с излишне эмоциональной реакцией на контроль со стороны родителей, педагогов.

Для подростков, отличающихся повышенной агрессивностью, вплоть до садистских действий, характерен шизоидный тип акцентуации (по тем же данным). Довольно часто среди несовершеннолетних правонарушителей встречается и эпилептоидный тип. Каждая из акцентуаций имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации профилакти- ческой работы.

В последние годы в отечественной литературе выделяется акцентуа- ция по криминогенному типу, под которой понимается “определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудность социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей”[ ].

Что касается мотивационной сферы, то для молодежи характерно большее разнообразие мотивов (так, например, кражи совершаются не только из корысти, но и ипз-за стремления утвердить престиж в группе, озорства, желания оказать содействие товарищам и т. п. ). В большинстве случаев характерен скоротечный, ситуативный мотив. [ ]

Сами подростки выделяют следующие основные мотивы совершения преступлений и правонарушений:

“Собственная глупость”(за которой, как правило, скрывается бездуховность, затянувшееся детство, нежелание задумываться над будущим).

“Плохие друзья” , “стечение обстоятельств”(как стремление снять с себя ответственность за совершенные действия) и т. д. [ ]

Немаловажное значение, по мнению С. А. Беличевой, имеет социально-психологические особенности, которые определяются уровнем социального развития (социализация в различных сферах жизнедеятельности), направленностью личности (ценностные ориентиры, социальные установки, ценностно-нормативные представления) и системой оценок и самооценок [ ].

Таким образом, мы можем говорить о некоторых особенностях лич- ности, которые характеризуют подростка-правонарушителя. А. И. Кучинский выделяет следующие черты группового сознания несовершеннолетних с противоправным поведением: неустойчивость ценностных ориентаций, слабая целевая информиро- ванность, ’размытость’суждений, сужение сферы потребностей и ин-тересов, доминирование локальных потребностей;

нонконформизм в оценке общественных ценностей и стереотип ‘стадных’ потребностей; стремление к расширению ценностей и символов на уровне самодея-тельных групп, команд и элементы конкуренции и борьбы между ними;

стремление к статусному или ‘престижному’ потреблению как основному способу социализации и укрепления своего авторитета; социальная пассивность, инфантилизм и апатия, соседствующие с пси-хической агрессивностью.

Однако, не у всех несовершеннолетних правонарушителей выражена криминогенная направленность и искажены представления о нормах морали и права. Исследования Г. М. Миньковского позволяют выделить следующие типы подростков-правонарушителей в зависимости от степени выраженности у них преступной направленности, которые идентичны классификации Д. И. Фельдштейна:

Несовершеннолетние с преступной направленностью, для которых характерны примитивные низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Часто они выступают организаторами преступ-лений.

Отрицательная направленность личности. Подростки этой категории характеризуются привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склон-ностью к алкоголю. Преступления совершают не в результате активной подготовки, а‘как получится’. Неустойчивая направленность личности. Им свойственна борьба по-ложительных и отрицательных качеств. Преступления они совершают по престижным мотивам или в результате подражаия. Выражают раскаяние в совершенном преступлении. Положительная направленность. Эта категория подростков совер-шает преступление случайно, в результате “детской мотивации” (легко-мысленности или неправильной оценки действий и их последствий).

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.