на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные информационные технологии в образовании - (книга)
p>Наличие возможности диагностики ошибок по результатам учебной деятельности________________

Использование совместно с ПС учебного назначения других средств обучения_____ Содействие развитию сотрудничества между учащимися (групповая, коллективная учебная или досуговая деятельность)__________________________________________ 5. Итоговая оценка________________________

    6. Итоговое заключение эксперта____________

(обобщенное впечатление о ПС учебного назначения, его особенности) Наличие опыта применения ПС в реальном учебном процессе ________ Наличие эмпирических или критериальных данных о повышении эффективности процесса обучения, развитии личности обучаемого___________________ Достижимость поставленных педагогических целей_____

"Оценочный лист качества программного средства учебного назначения" можно использовать как в процессе работы эксперта, так и в практической деятельности учителя, желающего выбрать определенное программное средство для урока. Кроме того, набор показателей для характеристики программного средства учебного назначения совместно с "Оценочным листом качества программного средства учебного назначения" целесообразно использовать разработчикам (как профессионалам—программистам, так и учителям. желающим использовать на уроках свои собственные разработки) в процессе создания компьютерных программ, предназначенных для сферы образования.

В настоящее время, с 1993 года, вышеописанные авторские подходы к оценке качества программного средства учебного назначения используются при сертификации программного средства учебного назначения в работе Экспертного совета Российского фонда компьютерных программ [371, 146], [55]. Эти материалы вошли в Отраслевой стандарт ("Оценка качества программных средств учебного назначения. Общие положения (проект)" / Министерство образования Российской Федерации, Институт информатизации образования. М. , 1993).

    ГЛАВА II

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Анализ педагогической целесообразности использования программных средств (реализация на ПЭВМ) в целях обучения проводился с позиций концептуальных положений (Глава I), описывающих педагогическую целесообразность их использования, некоторые подходы к типологии ПС, используемых в учебных целях, требования к их качеству. Анализ основан на исследовании возможностей применения программных средств и систем, а также педагогической целесообразности их использования в процессе преподавания курса информатики и других общеобразовательных предметов, в процессе проведения досуга, развивающих игр.

При анализе исследовались ПС, созданные отечественными разработчиками —как отдельными специалистами, так и целыми коллективами. Исследовались разработки, представленные на Всесоюзную экспертную комиссию по оценке качества педагогических программных средств для среднего уровня образования, функционирующую в 1987—1991 гг. вначале при Минпросе СССР и Академии педагогических наук СССР (АПН СССР), затем при Гособразовании СССР, а с . 1992 г. —на Экспертную комиссию при Министерстве образования РФ. Анализировались также программные средства, пакеты ПС, методические рекомендации по их использованию, представленные в 1989—1991 гг. на Всесоюзные выставки, организованные на ВДНХ. Кроме того, исследовались программные средства зарубежных фирм (1987—1994 гг. ), в том числе "The Advisory Unit Microtechnology in Education" (Британия); фирмы "Edicinco S. A. " и "Compu Logical" (Испания); фирмы "Degem System Ltd. " (Израиль). Анализировались также отдельные программные средства (отечественные и зарубежные), используемые в целях обучения, и каталоги программных средств учебного назначения "1(1987 - 1994 гг. ). 1. Анализ педагогической целесообразности использования программных средств (отечественные разработки)

Анализируя современное состояние применения программных средств в процессе обучения, а также во внеклассной роботе, можно констатировать, что в настоящее время уже сформировался отечественный фонд компьютерных программ для общеобразовательной школы. Компьютерные программы предлагаются разработчиками в виде педагогических программных средств (как отдельных ПС, так и пакетов) с методическими и инструктивными . материалами либо включаются в компьютерный курс. Кроме того, имеются разработки инструментальных программных средств или систем для учителя и ученика. Гораздо реже встречаются компьютерные предметно—ориентированные среды обучающего и развивающего назначения с методическими материалами по их использованию. 1. 1. Рассмотрим программно—методическое обеспечение курса "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ).

Наиболее распространенным видом программного обеспечения курса ОИВТкак для школьного курса, так и для студентов средних и высших учебных заведений, а также для преподавателейявляются практикумы. разработанные для IBM, КУВТ "УК-НЦ", КУВТ "Корвет", КУВТ "YAMAHA", ПЭВМ "Агат", "КУВТ-86".

Цель использования практикумов состоит в ознакомлении обучаемых с возможностями -современных ПЭВМ, со сферой их применения в учебной работе и во время отдыха, с основными приемами и методами составления простейших программ на современных языках программирования, в формировании умении и навыков работы на ЭВМ, а также умений пользоваться программным обеспечением современных ПЭВМ.

Как правило, каждый практикум содержит программное обеспечение, состоящее из 35—50 программ разнообразного профиля, в том числе и ППС, и методические руководства для слушателей и преподавателя.

Программы, составляющие программное обеспечение практикумов, разнообразны по содержанию и по целям использования. Среди них есть программы, которые обучают работе на ЭВМ, представляют устройство ЭВМ и ее частей, обучают определенному языку программирования. Имеются также программы, предназначенные для преподавания учебных предметов общеобразовательного цикла, демонстрационные, учебно-игровые программы, различные инструментальные программные средства, операционные системы, электронные таблицы, учебные базы данных. Обычно комплект программ в практикуме составляется в соответствии с назначением последнего, количеством часов, выделяемых на проведение занятий с его помощью, типом ПЭВМ, с использованием которой будут проводиться занятия.

Начиная с 1986 г. формировались Программно-методические комплексы (ПМК) —комплексы программных и методических средств поддержки процесса преподавания курса информатики (или другого учебного курса), а также практикумы для подготовки преподавателей школьной информатики и других работников сферы образования в области компьютерной грамотности. К ним относятся Программный комплект "И—86", ПМК "Информатика—87" (36-часовой спецкурс для подготовки работников народного образования) и Пакет программ для 10-го класса по курсу ОИВТ. Остановимся на их краткой характеристике.

1. 1. 1. Программный комплект "И—86" (составитель комплекта НИИ ИВТ АПН СССР, г. Новосибирск, 1986 г. ) содержал 37 программ, среди которых были базовые программные средства по курсу ОИВТ, некоторые типы инструментальных программных средств и различные типы демонстрационно-игровых программ. Несмотря на весьма невысокое качество программ этого комплекта, он достаточно успешно использовался в 1986 и 1987 годах для подготовки учительских кадров по курсу ОИВТ, а также в процессе обучения учащихся в школах, оснащенных КУВТ "YAMAHA". Этот пакет был первым, специально подготовленным для целей обучения, имел "Головное меню", автозагрузку.

Дальнейшие разработки были направлены на создание отдельных пакетов программных средств для подготовки педагогических кадров и для обеспечения поддержки процесса преподавания курса ОИВТ на различных типах ПЭВМ, используемых в отечественной школе.

1. 1. 2. Для этих же целей в научно-исследовательских институтах АПН СССР (1986 1990 гг. ) выполнялись работы по созданию программно-методических комплексов для начальной подготовки руководящих и педагогических кадров сферы образования по курсу ОИВТ. К таким ПМК можно отнести ПМК "Информатика—87", разработанный для КУВТ "YAMAHA", ПЭВМ "Агат" и "КУВТ-86". Каждый 'ПМК включал три основных блока: программное обеспечение практикума, осуществляющее программную поддержку тридцати часов практической работы слушателей на ПЭВМ; методическое пособие для слушателей, содержащее все справочные сведения по используемым программным системам и сценарии выполнения всех лабораторных работ; методическое пособие для преподавателя, содержащее лекционный материал по шести основным направлениям использования ЭВМ в современном обществе и детально описывающее процесс проведения занятий. В разработке программного обеспечения ПМК принимали участие научно-исследовательские институты АПН СССР, МГУ, Латвийский ГУ, НИИ ВК, ВЦ СО АН СССР и другие организации. 1. 1. 3. Помимо этого в 1986 - 1992 гг. АПН СССР совместно с университетами, техническими и педагогическими вузами страны разработала пакеты программ по курсу информатики в соответствии с действующей программой курса ОИВТ. Примером таких пакетов является Пакет прикладных программ (ППП) для средних школ "Информатика—87" (практикум на 34 часа), разработанный для КУВТ "YAMAHA" и "КУВТ-86" (НИИ ИВТ АПН СССР, г. Новосибирск. 1990 г. ). Пакет использовался при организации проведения практических занятий по курсу ОИВТ в 10-х классах средних школ и был рассчитан на 68 часов (34 часа теории, 34 часа практики). Этот пакет использовался для формирования представлений о работе ЭВМ, ее отдельных частей, узлов; изучения системы программирования на основе алгоритмического языка, представленного в школьном курсе ОИВТ; изучения основных конструкций языка программирования Бейсик: знакомства и пользования текстовым и графическим редакторами; формирования представлений об использовании возможностей современных ПЭВМ при создании учебных программ. Пакет включал 38—50 программных модулей в зависимости от вида ПЭВМ, для которой он создавался. Языки реализации программ пакета были весьма разнообразны (Бейсик, Т—язык, Фокал, Ассемблер, Паскаль), что вряд ли можно считать целесообразным. К пакету были разработаны методические рекомендации для преподавателя. 1. 2. Представим описание некоторых ПС, входящих в практикумы и предназначенных для обучения курсу ОИВТ.

1. 2. 1. Прежде всего остановимся на ПС, предназначенных для овладения навыками работы на ПЭВМ. Это различного типа клавиатурные тренажеры, цель использования которых состоит в формировании навыков работы на клавиатуре, или программы, предназначенные для ознакомления с архитектурой и структурой современных ПЭВМ, для обучения различным темам курса информатики.

Примерами программ обучения машинописи для приобретения профессиональных и пользовательских навыков работы на клавиатуре ПЭВМ может служить пакет "Обучение машинописи" (ИПИ АН СССР, г. Москва, 1989 г. ), "Аленка" (НИИ ИВТ АПН СССР, г. Новосибирск, 1990 г. ), "Клавиатурный тренажер" (НИИ ШОТСО АПН СССР, г. Москва. 1989 г. ).

Большая часть клавиатурных тренажеров реализована в виде учебно-тренировочных игр.

Например, программа "Работа на клавиатуре" для КУВТ "УК-НЦ" (Казанский ПК ПС, г. Казань, 1991 г. ) предназначена для освоения пользователем клавиатуры ПЭВМ "УК-НЦ" в процессе игры. Программа "Клавиатурный тренажер", входящая в ПМК •Информатика-87" для ПЭВМ "Агат" (НИИ ШОТСО АПН СССР, г. Москва, 1989 г. ), имеет то же назначение. Она функционирует таким образом: на экране схематически изображается клавиатура ПЭВМ, программа предлагает сидящему перед экраном ученику нажимать на клавиши, выбираемые программой в случайном порядке. При этом программа фиксирует правильность выбранной клавиши и отмечает время, потраченное на обдумывание. Если ученик ошибся при наборе клавиш, то программа сообщает ему об ошибке и предлагает такое же или аналогичное задание. Для облегчения работы ученика (особенно в начале) программа помогает "подсказкой" при очередном выборе клавиши. Предполагается и оценка работы ученика в виде констатации количества правильных, неправильных нажатий и общего их числа. Ученик может оценить себя сам и, в меру личной объективности, дать характеристику своей работы. Цель работы по программе заключается не столько в выставлении оценки, сколько в выработке умений пользоваться клавиатурой. Опыт применения клавиатурных тренажеров показывает целесообразность их использования для начального овладения навыками работы на клавиатуре, так как экономит время, затрачиваемое на освоение клавиатуры, повышает мотивацию обучения.

1. 2. 2. Значительное место в практикумах занимают ПС, предназначенные для составителей текстов. Они сконструированы таким образом, что могут использоваться в качестве инструмента разработки, хранения и изготовления текстовых документов или учебных материалов.

Например, программа "Подготовка текстов на УК—НЦ" (Казанский ПК ПС, г. Казань, 1991 г. ) может быть использована для проведения практических занятий по редактированию текстов, так как содержит экранный редактор и программу документирования.

1. 2. 3. ПримеромПС, назначение которых состоит в ознакомлении с архитектурой и структурой современных ЭВМ, может служить Программно-методический комплекс TOYCOM, разработанный для КУВТ "YAMAHA" (МИФИ, г. Москва, 1990 г. ). ПМК представляет демонстрационную компьютерную модель ПЭВМ с простейшей архитектурой и предназначен для формирования у обучаемых понятий о принципах устройства и работы современных ПЭВМ. Возможность выбора необходимого раздела при изучении структуры и архитектуры ЭВМ, наглядная демонстрация ее составных частей и их функционированияпозитивно влияют на процесс усвоения данной темы курса информатики, способствуют формированию представлений о назначении современной электронно— вычислительной техники. К сожалению, подавляющеебольшинство таких программ не предусматривает возможности сконструировать на экране целое из составных частей изучаемой структуры. Это сделало бы их более интересными и полезными при запоминании назначения изучаемых компонентов и их функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.