Дипломная работа: Состояние гостиничного хозяйства в исторических районах Санкт-Петербурга
Содержание
Введение
Глава 1. История развития индустрии гостеприимства
1.1 Российские гостиничные компании: особенности их развития и проблемы
1.2 Зарубежные гостиничные бренды в России
1.3. Перспективы развития Санкт-Петербурга в качестве
туристического центра
Глава 2 Анализ перспектив развития гостиничных комплексов в
исторических районах Санкт-Петербурга
2.1 Краткая справка
2.2
Распределение
гостиничных комплексов по районам города
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Анализ мировых тенденций
в индустрии гостеприимства позволяет сделать вывод, что эта сфера деятельности
имеет высокие темпы развития и приносит существенные доходы тем странам, где ей
уделяется достаточно большое внимание. Современная отечественная индустрия гостеприимства
находится в процессе становления, с большим трудом преодолевая препятствия,
которые возникают на ее пути.
Поиск и использование
новых для отечественного рынка форм организации бизнеса стали важным моментом
для эффективного управления предприятиями индустрии гостеприимства. Имеющаяся в
настоящее время практика функционирования российского гостиничного хозяйства не
отвечает современным требованиям рынка, что выражается в низкой доходности
предприятий, вызванной огромными издержками, связанными с эксплуатацией и
управлением гостиницами. Отечественным предприятиям индустрии гостеприимства
принадлежит наибольшая доля рынка только за счет большего числа этих
предприятий, а не за счет их конкурентоспособности по сравнению иностранными
компаниями, сконцентрированными в основном в таких городах, как Москва и
Санкт-Петербург. Иностранные корпорации, приходя на российский рынок, с
легкостью его осваивают и завоевывают, отбирая у отечественных компаний их долю
бизнеса. Если обратить внимание на причины происходящего, то можно заметить,
что в отличие от российских предприятий зарубежные фирмы привыкли работать в
конкурентной среде, предоставлять высококачественное обслуживание, следить за
мировыми тенденциями и охотно внедрять последние достижения, не только по части
оказания услуг как таковых, но и по отношению к управленческой структуре, тем
самым повышая эффективность деятельности и привлекательность своих компаний для
потребителей.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в
России начинается интенсивное развитие индустрии туризма, т.к. в стране есть
все необходимые предпосылки, а именно: рекреационные ресурсы, квалифицированные
трудовые ресурсы, большое количество памятников культуры и архитектуры
Всемирного наследия – например: город Санкт- Петербург. Международный туризм
играет всё более заметную роль в мировой экономике. Размещение – самый важный
элемент туристической индустрии. Туристом считается посетитель, получивший
номер в гостинице с койко-местом. Так как в настоящее время государством
проводится политика по улучшению качества туристского обслуживания, это
выражается в реконструкции гостиниц, построенных в 50-60 годах, строятся новые,
развивается сеть учебных заведений, готовящих квалифицированные трудовые
ресурсы для индустрии туризма, ведется работа над рекламой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
используемой литературы и приложений. В I главе данной работы рассмотрены: история развития
гостеприимства; российские гостиничные компании, их проблемы и особенности их
развития; зарубежные гостиничные бренды на территории РФ и перспективы развития
Санкт-Петербурга в качестве туристического центра. Во II главе рассмотрены анализ перспектив развития гостиничных
комплексов в исторических районах Санкт-Петербурга.
Цель исследования –
проанализировать состояние гостиничного хозяйства в исторических районах
Санкт-Петербурга и рассмотреть его проблемы и перспективы развития.
Для этого мы должны
решить следующие задачи:
·
Провести
исследование наличия гостиничных услуг на российском рынке;
·
Рассмотреть
исторические места Санкт-Петербурга с точки зрения их обеспеченности
гостиничными комплексами.
·
Проанализировать
потенциал развития гостиничных комплексов в исторических местах
Санкт-Петербурга.
Объектом исследования
являются исторические районы Санкт-Петербурга.
Предметом исследования
являются перспективы развития гостиничного комплекса в исторических районах Санкт-Петербурга.
Глава 1. История
развития индустрии гостеприимства
Древний период (IV тысячелетие до н.э. —
476 г. н.э.)
Упоминания о первых
предприятиях индустрии гостеприимства, в которых предоставлялись услуги, как
размещения, так и питания, тавернах, можно найти в манускриптах, которые ученые
относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Среди таких документов —
кодекс вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1700 г. до н.э.). Благодаря этим
упоминаниям становится понятным, что таверны пользовались сомнительной
репутацией, выполняя порой функции домов терпимости. [1]
В Древней Греции в I
тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной
жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в
большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие
торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только
питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого
типа предприятий — постоялых дворов. Наиболее разветвленная сеть постоялых
дворов была создана на территории Римской империи. Позже Марко Поло говорил о
них, что здесь «и королю остановиться не зазорно». Располагались они примерно в
25 милях друг от друга, чтобы правительственные чиновники и гонцы не слишком
утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Пользоваться ими можно было, лишь
показав специальный правительственный документ, который свидетельствовал об
особом статусе их предъявителей. К тому времени как Марко Поло отправился в
свое путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось в
стране около десяти тысяч.
После падения Римской
империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства.
Средние
века (V - XV вв. н.э.)
В период раннего
средневековья предоставлением услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали
заниматься религиозные заведения, да и акценты в обслуживании стали другими. В
Англии, например, постоялые дворы были теперь ориентированы уже не столько на
путешествующих, сколько на пьющих. Если в те годы люди и путешествовали, то
обычно их путешествия были связаны либо с королевским двором, либо с церковью.
В Средние века люди стали
путешествовать больше и соответственно увеличилось число придорожных постоялых
дворов. По современным стандартам, они все еще оставались примитивными.
Постояльцы часто спали вповалку на матрацах, разложенных на полу одной большой
комнаты. Каждый ел то, что у него было с собой, либо покупал что-нибудь
съестное у хозяина постоялого двора.
Постоялые дворы вдоль
дорог просуществовали довольно долго, вплоть до середины XIX века, а кое-где и
дольше. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и
распространением железных дорог.
В русских городах был
распространен и другой тип средневековых гостиниц — гостиные дворы. Они
отличались от постоялых дворов тем, что, помимо услуг размещения и питания,
здесь имелись возможности для совершения коммерческих операций, то есть в
гостиных дворах объединялись мебелированные комнаты, торговые ряды, лавки,
склады. Гостиные дворы в основном и предназначались для торговли и складирования
товаров, поскольку купцам не разрешалось торговать в собственных домах. Этот
запрет распространялся на все категории товаров и на всех купцов и был снят
только в XVIII веке.
XVIII
век
Особая роль в развитии
предприятий гостеприимства принадлежит США. По мнению историков, первый
постоялый двор здесь появился значительно позже, чем в Европе, лишь в 1607
году. Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642 году в
Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) голландской компанией Dutch East
India была открыта таверна Stadt Huys. С этого времени таверны стали центрами
общественной жизни, местом встреч для солдат и бизнесменов.
Американские постоялые
дворы и таверны часто копировали английские, так как в те годы именно
английский тип организации услуг гостеприимства в Западном мире считался
лучшим. Американские таверны с самого начала своего существования в большой
степени имели коммерческую направленность, то есть создавались с целью
извлечения прибыли.
XX
век
В двадцатом веке индустрия
гостеприимства достигает расцвета. Лидерами в этой области остаются США и
Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного
хозяйства, например объединение в гостиничные цепи.
В 1970-е годы в индустрии
гостеприимства появились новые типы заведений, например, Days Inn, Super 8
Motels и Comfort Inns. Такие корпорации, как Four Seasons, Canadian Pacific,
Marriott, Hyatt, Sheraton, Hilton, Radisson Ramada и другие сетевые структуры
высшего класса, начали активно распространяться в Северной Америке и за ее
пределами.
В России в 1911—1912
годах по проекту архитектора Лидваля была построена гостиница
"Астория", считавшаяся в то время лучшей гостиницей Санкт-Петербурга.
После революции большая
часть гостиничного фонда была национализирована. Многие гостиницы были
перепрофилированы (например, гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге стала
местом размещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а
«Националь» в Москве – местом размещения правительства). Идеология новой власти
пропагандировала разрушение рыночной экономики, и поэтому происходит отказ от
любой прибыли, и доходы от гостиничной индустрии направляются на развитие
тяжелой промышленности. В советском государстве полностью отсутствовала
возможность индивидуального выбора средств размещения. Граждане СССР и
иностранцы обслуживались по разным стандартам. Велика была роль
государственного планирования, цены на размещения были приемлемыми. Великая
Отечественная война нанесла огромный ущерб индустрии гостеприимства СССР, поскольку
районы с наибольшим числом гостиниц оказались под оккупацией. Однако начиная с
1950 года начинается широкомасштабное строительство новых гостиниц.
1.1 Российские
гостиничные компании: особенности их развития и проблемы
Пока крупные
международные гостиничные сети готовятся к экспансии в Россию, местные компании
активно скупают старые советские отели и создают своих операторов.
Международным брендам они, конечно же, не конкуренты. Только это и позволяет им
надеяться на успех.
Несмотря на интерес крупных
западных игроков, в большинстве российских городов действуют только
отечественные гостиницы. Как правило, западные сети выдвигают строгие
требования, поэтому предпочитают открывать свои отели в новых или полностью
реконструируемых зданиях. У российских гостиничных сетей другой подход. По
данным экспертов, в 2001 – 2002 годах представители различных направлений
российского бизнеса начали скупать старые гостиницы в регионах, а затем
вкладывали относительно небольшие средства в их реконструкцию.
Так появились прототипы
российских сетей. В результате стратегия их работы изначально отличалась от
действий западных игроков. В условиях неконкурентного рынка местные сети вполне
успешно развиваются. Во многих городах спрос на номера нередко превышает
предложение, так что практически все объекты оказались востребованными.
Конечно, в люксовом сегменте российским игрокам сложно конкурировать с
западными управляющими компаниями. Потому наиболее перспективной стратегией
можно признать ставку на три звезды с активным развитием в региональных
центрах, а также в туристических зонах.
В целом участники рынка
выделяют несколько параметров, по которым отечественные управляющие компании
уступают западным конкурентам. Во-первых, это отсутствие единых стандартов
работы. Любая серьезная гостиничная сеть выводит свои стандарты сервиса,
имущества, финансового учета.
Стандарт сервиса – это и
качество уборки номеров, и меню завтраков. Кроме того, у каждой сети свои
требования к пожарной безопасности и еще очень много различных нюансов. Российские
отели одной сети всегда очень разные. Во-вторых, большинство российских сетей
владеют отелями, которыми управляют. Такая закономерность полностью расходится
с практикой, сложившейся на мировом гостиничном рынке. Иностранные сети считают
владение недвижимостью непрофильным бизнесом и предпочитают зарабатывать
исключительно продажей франшиз и управленческими услугами.
В-третьих, отечественные
гостиницы отличает острый дефицит профессиональных кадров. Во многом это
обусловлено тем, что на рынке пока не сформировалась услуга профессионального
управления, и большинство владельцев гостиниц не могут доверить управление
наемным менеджерам.
По оценке экспертов,
новая гостиница в лучшем случае может окупиться через 8 лет, а при
строительстве торгового центра деньги можно «отбить» уже лет через пять. Из-за
этого, по мнению всех участников рынка, отечественные гостиничные сети не могут
конкурировать с западными аналогами, так как существенно ограничены в своем
развитии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|