Реферат: Нефтегазовый комплекс России
Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений
в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой
6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции
действующих объектов.
Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях
практического отсутствия централизованного финансирования
и наличия большого числа субъектов предпринимательской
деятельности.
ТЭК Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая
жизнедеятельность всех отраслей
национального хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство,
формирование значительной
части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов
деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный
баланс страны, поддержание
курса рубля и степень снижения долгового бремени
России.
Бесперебойная работа ТЭК
— один из ключевых
факторов национальной
экономической безопасности,
динамичного развития
внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств.
Правящая элита России
не смогла уберечь главное
достояние экономики страны — ее ТЭК
— от медленного разрушения. Начавшееся
еще в годы советской власти сокращение добычи нефти, угля
и выработки электроэнергии стало быстро нарастать после
1991 г. В меньшей
степени это сокращение распространилось и на более устойчивую
газовую отрасль. Так,
добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987
г., в 1991 г. снизилась
до 462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г.
303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к
дальнейшему падению.
Добыча газа сократилась с 643
млрд. куб. м в 1991
г. до 591 млрд. куб. м в
1998 г. В
целом за 1991-1998 гг. добыча нефти снизилась на
34%, нефтепереработка — на 43%, добыча угля — на 34%,
производство электроэнергии — на 23% и
добыча газа — на
8%.
Ухудшилось положение
и с экспортом нефти, который снизился за 1991 –1998 гг. на
21%. Экспорт газа
за тот же период вырос на 2,3%.
Оценивая перспективы добычи нефти в России,
следует учитывать итоги 1998
г, которые показали,
что объем добычи нефти
в 303 млн. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики
России в 300 млн. т .
Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением
внутреннего потребления жидкого топлива в стране,
либо со снижением экспортных возможностей России, а
в более длительной
перспективе может поставить Россию перед
необходимостью начать импорт нефти. Оценки перспектив
в добыче на 1999-2000 гг. были крайне
пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении
цен мирового рынка на уровне
1998 г. и сложившихся
налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми
темпами. Но обнадеживающе на фоне этих
пессимистических оценок звучали выводы Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, которые, хотя и оговаривают наличие в добыче тенденции к дальнейшему снижению, тем не менее
отмечают, что положение
в нефтяной отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным — добывные возможности месторождений пока
превышают существующий
уровень добычи нефти,
все еще сохраняется значительный производственный потенциал,
а отрасль располагает технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее работы.
Несколько лучше обстоят дела в газовой отрасли. Коллегия Мимтопэнерго России предполагает, что в 1999
г. из-за недостатка финансирования и ухудшающихся условий добычи более 85%
газа будет получено с месторождений падающей
добычей (добыча газа понизится
на
2% по сравнению с 1998 г.) В 1999 г. вряд ли можно
рассчитывать на какой-либо подьем производства и в угольной промышленности, и в электроэнергетике.
Одной
из главных причин обозрения
кризиса в ТЭК России явилась
проводимая в течение длительного времени правительственная политика,
игнорирующая непосредственные нужды ТЭК.
Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что объективно
способствовало ухудшению финансового
положения экспортеров
энергетических ресурсов. К этому
нужно добавить, что увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала
предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики,
возможности получения каких-либо инвестиционных кредитов.
Инвестиционная политика в этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям. Обстановка осложнилась ростом неплатежей
и задолженностей. Крах такой политики был
неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г.
Другая
причина
быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной
политикой правительства России, направленной на поддержание
и увеличение масштабов
налогового бремени в отношении
предприятий ТЭК, в первую
очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было
в 1,25 –
1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение
усугублялось широким развитием практики
неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению
к реальной выручке нефтяных
компаний при операциях на внутреннем
рынке достигала 93–108
% .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|