Реферат: Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странами Средней и Центральной Азии
Реферат:
Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странами
Средней и Центральной Азии
Иран в силу своего
геополитического положения, экономического и военного потенциала является
важным внешнеполитическим союзником России на южном направлении. Иран не имеет
сухопутной границы с Россией, но он граничит с Арменией, Азербайджаном,
Туркменией и находится вблизи Северного Кавказа. Тегеран в состоянии оказывать
заметное влияние на события, происходящие в регионе. Политика Ирана в Средней
Азии и на Кавказе определялась прежде всего геополитическими интересами
иранского государства. Идеологические установки, в частности распространение
ислама, имели второстепенное значение. В период существования СССР Иран активно
поддерживал исламские движения и мусульманские народы региона, поскольку возможные
негативные последствия такой политики для ИРИ были в то время не так очевидны.
После распада СССР Иран постепенно осознал опасность распространения зоны
межэтнических и конфессиональных конфликтов на его северные районы и далее в
глубь страны. Поэтому Иран весьма сдержано отнесся к образованию новых
мусульманских государств региона. В развитии этих государств он усматривал
скрытую угрозу для возбуждения этноконфессионального фактора в самой ИРИ и
видел в лице мусульманских стран СНГ возможных будущих соперников за влияние в
регионе. В конце 1991 г. "Техран Таймс" писала, что особую
озабоченность Ирана вызывает отсутствие стабильности в новых независимых
государствах. Это может привести в свою очередь к осложнению обстановки на
границе ИРИ с этими странами (общей протяженностью 2 тыс. км.)1. Иран также опасался возможных
негативных для него последствий иностранного влияния в этих странах, особенно в
Азербайджане и Туркмении, прежде всего с точки зрения возрождения
националистических настроений проживающих в Иране азербайджанцев и туркмен.
Когда геополитические интересы ИРИ приходили в столкновение с вопросами "исламской
солидарности" в Средней Азии, Иран всегда отдавал приоритет
геополитическим целям. Более того, Иран пропагандировал ислам таким образом, чтобы
не испортить отношений с государствами Средней Азии и в тех странах, которые не
имели общей границы с ИРИ, и поэтому риск дестабилизации обстановки внутри
самого Ирана был минимальным (Узбекистан, Таджикистан и др.).
Одно время Тегеран
оказывал помощь исламским структурам в Средней Азии и на Кавказе с целью
повлиять на политику ряда государств региона (имеются в виду Россия, Турция). В
этом случае исламская пропаганда в большей степени служила продвижению
государственных интересов ИРИ на внешней арене, чем на идеологическом фронте.
Показательным в этом отношении являются взаимоотношения ИРИ с Азербайджаном,
где Иран время от времени поддерживал оппозиционные режиму исламистские
группировки, чтобы оказать нужное ему влияние на Баку по различным политическим
вопросам. Косвенным отражением такой позиции ИРИ может служить отношение Ирана
к конфликту в Нагорном Карабахе. Хотя Иран и не хотел эскалации конфликта, но
он был заинтересован в его продолжении в режиме слабой интенсивности. Иран
видел в Азербайджане соперника и опасался, что он сможет реализовать свои планы
в отношении добычи нефти и экономического развития с помощью Запада. В случае
успешного развития Азербайджан мог бы стать моделью для иранских азербайджанцев
и оживить среди них националистические и сепаратистские настроения. Одной из
приоритетных задач политики ИРИ в Средней Азии и на Кавказе было предотвращение
возможных негативных воздействий на собственные этнические меньшинства.
Действительно, 50% населения ИРИ не являются этническими персами. Такая
ситуация нередко приводила к противоречивости внешнеполитических установок
Ирана. Так, оказывая помощь Армении в конфликте НКО, Иран стремился к тому,
чтобы Азербайджан не стал дестабилизирующим фактором для населения иранского
Азербайджана. Вообще развитие тесных связей ИРИ с Арменией еще раз
продемонстрировало деидеологизированность внешней политики ИРИ. Несмотря на
заявления о нейтралитете в конфликте НКО, Иран тесно сотрудничал с Арменией.
Такая политика ИРИ в отношении Армении подвергалась резкой критике в
консервативных клерикальных кругах. Даже внутри МИД ИРИ существовали различные
мнения по этому вопросу.
Важным фактором,
способствующим заинтересованности ИРИ в укреплении отношений с Россией в
течение всех 90-х годов, являлся их общий интерес в предотвращении экспансии
США и Турции и роста влияния этих стран в Центральной Азии. Иран рассматривал
российское присутствие в Средней Азии как своеобразную преграду США в регионе.
Высокопоставленный сотрудник МИД ИРИ Реза Бахтиари, отвечающий за политику в
Центральной Азии и на Кавказе, заявил в 1995 г.: "Мы считаем российское
присутствие в Средней Азии и на Кавказе необходимым"2. В то же
время Иран считал предпочтительным, чтобы на общих со среднеазиатскими
государствами границах стояли не только российские войска, а и подразделения
национальных вооруженных сил этих государств3. Процесс формирования
российско-иранских подходов к проблеме Центральной Азии прошел ряд этапов.
Даже во время острых
разногласий между двумя странами по ряду региональных проблем (Таджикистан,
НКО) Россия и Иран стремились, чтобы эти разногласия не сказались отрицательно
на дружественных отношениях, и признавали приоритетность двустороннего
сотрудничества по вопросам безопасности в регионе. К середине 90-х годов
ситуация в Средней Азии и на Кавказе обострилась, что вынудило Иран и Россию
принимать совместные меры по предотвращению эскалации региональных конфликтов.
Таджикистан является хорошей иллюстрацией взаимоотношений двух стран. В начале
90-х годов ИРИ и Россия поддерживали различные соперничавшие группировки.
Тегеран оказывал поддержку исламским элементам, сражавшимся против российских
войск на границе между Таджикистаном и Афганистаном. Россия придавала большое
значение укреплению своих вооруженных сил на границах бывшего СССР и
рассматривала безопасность таджико-афганской границы как важный элемент
собственной национальной безопасности. Но, несмотря на поддержку соперничавших
таджикских группировок, Иран и Россия признавали важность сотрудничества в деле
прекращения региональных конфликтов в этом районе.
Россия надеялась
использовать влияние Тегерана на оппозицию в Таджикистане с тем, чтобы убедить
ее начать переговоры с таджикским правительством. В конце 1993 г. Иран и Россия
признали более выгодным установить совместный контроль над переговорным
процессом в Таджикистане. Они считали, что необходимо вместе осуществить
мониторинг за процессами в регионе с тем, чтобы уменьшить степень влияния
западных стран, международных организаций и Пакистана. В начале 1994 г. Иран
прекратил оказывать поддержку таджикской оппозиции. Выйдя на уровень
совместного контроля за развитием конфликта в Таджикистане, вместо поддержки
враждующих сторон Иран и Россия еще больше укрепили свои двусторонние
отношения.
Разрешение таджикского
конфликта позволило России и Ирану использовать Таджикистан для своих
совместных военных операций в Афганистане. Иранские самолеты, доставлявшие
помощь антиталибской коалиции, приземлялись на территории Таджикистана, и далее
вертолетами эти грузы доставлялись в Афганистан. В то же время российские ПВО
контролировали и защищали воздушное пространство вокруг Таджикистана и являлись
главной военной силой в этом регионе. В отличие от других районов Центральной
Азии в Афганистане Иран и Россия поддерживали идею участия ООН. Возможно, тот
факт, что США поддерживали те же силы в Афганистане, что Россия и Иран, Москва
и Тегеран не так остро реагировали на "постороннее" вмешательство в
Афганистан, который они считали "зоной совместной ответственности".
Другим примером
российско-иранского партнерства являлась Чечня. Для России было чрезвычайно
важным, чтобы Иран воздержался от кампании критики Москвы за политику в
чеченском вопросе и отказался от поддержки чеченских боевиков. В противном
случае Россия могла бы столкнуться с единой исламской политикой против нее.
Позиция ИРИ в отношении первой и второй чеченской кампаний 90-х годов
продемонстрировала деидеологизированность иранской политики в отношении Кавказа
и значение, которое Иран придавал отношениям с Россией. Тегеран сыграл важную
роль в предотвращении мусульманской критики в отношении России. Официальная
иранская позиция придерживалась принципа того, что чеченский конфликт – это
внутреннее российское дело. По результатам встречи президента В.В.Путина и
министра иностранных дел ИРИ К.Харрази в ноябре 1999 г. по обсуждению
чеченского конфликта иранское радио "Голос ИРИ" заявило, что Тегеран
придает большое значение сохранению стабильности и безопасности, а также
территориальной целостности России. В то же время иранские клерикалы выступили
с рядом статей, где резко критиковали политику России по чеченскому вопросу.
Критика Ирана в отношении России в целом носила формальный характер и не
затрагивала существа двустороннего сотрудничества. Так, в сентябре 1999 г. в
разгар чеченских событий Россия подписала с ИРИ контракт на поставку турбин для
реактора в Бушире стоимостью 38 млн. долл. И это не помешало К.Харрази
охарактеризовать российско-иранские отношения как "стратегические" и
призвать к расширению этих связей. В целом мягкая позиция Ирана по Чечне
объяснялась также еще и тем, что чеченские боевики предпринимали попытку
получить поддержку и признание талибов, движение которых Иран рассматривал как
чрезвычайно опасное для своей безопасности. К тому же Тегеран предполагал, что
чеченские боевики имеют прочные связи с Западом. В ряде иранских газет
чеченский конфликт рассматривался с точки зрения попыток США ослабить Россию.
Когда же в разгар боевых действий в Чечне чеченское "правительство"
обратилось к США и Израилю с просьбой о поддержке, то это стало явным
доказательством наличия связей между политикой США и чеченским конфликтом.
Отсюда понятно появление в иранской газете статьи, в которой подчеркивалось,
что тот, кто призывает Иран поддерживать чеченских сепаратистов, должен хорошенько
подумать о последствиях для ИРИ распада РФ, нестабильности на Кавказе и
американо-израильского проникновения в регион.
Тесные контакты имеет
Иран со странами Каспийского региона. Иран заинтересован в обеспечении
безопасности своих северных границ. Интересы России и Ирана в Каспийском
регионе во многом совпадают. Особое развитие российско-иранские связи по
каспийской проблеме получили в 1994 г., когда США стали проводить более
активную политику на Каспии и все больше вовлекаться в нефтяные дела региона. ИРИ
и РФ стремились предотвратить рост американского и турецкого присутствия и
влияния в Каспийском регионе и воспрепятствовать планам США поставить под
контроль эксплуатацию и добычу энергоресурсов Каспия.
Иран и Россия выступили
против ряда планов транспортировки каспийской нефти по нефтепроводам,
проходившим не по их территории. Такая позиция объяснялась не просто желанием
получить выгоду от прокачки нефти через их территорию, а стремлением установить
контроль за потоками каспийских энергоресурсов. Обе страны – важные экспортеры
энергоресурсов, и развитие их экономики во многом зависит от доходов от нефти.
В Каспийском регионе Россию и Иран объединял ряд общих интересов. Значительная
часть разведанных запасов нефти и газа находилась в секторах Азербайджана,
Казахстана и Туркмении. Поэтому Россия и Иран весьма сдержанно относились к
различным проектам экономического развития каспийских энергоресурсов. Они были
заинтересованы в том, чтобы воспрепятствовать США в осуществлении проектов
нефтепроводов прикаспийских государств, что способствовало их большей
политической и экономической независимости. Несмотря на то, что в отношениях
России и Ирана по вопросу о разделе Каспия нередко возникали разногласия,
вплоть до конца 90-х годов они выступали за общий контроль над Каспием и его
природными ресурсами на основании советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг.
Иран продолжал настаивать на позиции совместного контроля над Каспием, выступая
за раздел морского шельфа на равные части между пограничными государствами. Официальная
позиция России по вопросу о Каспии неоднократно менялась после распада СССР. В
свою очередь Иран также проявлял гибкость в отношении проблем раздела Каспия,
когда речь касалась его участия в крупных экономических проектах. Например,
когда в ноябре 1994 г. Азербайджан выразил готовность допустить участие Ирана
(5%) в международном консорциуме по развитию Каспия, Иран заявил о возможности
пересмотра своих позиций по разделу Каспия.
После избрания
президентом РФ В.В.Путина Россия выступила с целым рядом инициатив,
направленных на повышение своего влияния на Каспии. Вновь назначенный
представитель президента по проблемам Каспия В. Калюжный выступил с новыми
предложениями, нацеленными на расширение влияния и участия России в каспийских
экономических проектах. Он выразил готовность обсуждать предложения о
пересмотре Россией своей прежней позиции о совместном с Ираном контроле над
Каспием. Россия заключила ряд двусторонних соглашений с некоторыми
прикаспийскими государствами, против чего выступает ИРИ. Особые разногласия по
каспийской проблеме существуют между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном.
Они в основном касаются вопросов определения национальных секторов и
принадлежности тех или иных месторождений. Неоднократно возникали инциденты на
Каспии между Ираном и Азербайджаном. Разногласия между Баку и Тегераном связаны
с тем, что страны никак не могут договориться, где провести разделительную
линию между их оффшорными секторами. Азербайджан хочет, чтобы линия проходила "посередине"
моря, и тогда Ирану достанется около 14%. Иран же требует, чтобы все пять стран
региона получили по 20%. Хотя Россия и Иран в течение 90-х годов и сотрудничали
по проблеме Каспия, объединенные общей целью – предотвратить расширение влияния
США в регионе, они также являлись потенциальными соперниками в вопросах участия
в крупных нефтяных проектах. Вызвать российско-иранские разногласия мог целый
ряд проблем, например, ценовая политика. В случае взаимопонимания между США и
Ираном последний мог служить транзитным путем для каспийской нефти и газа, что
значительно задевало российские интересы.
Страницы: 1, 2
|