Как видно из таблицы,
Австралия относится к странам с I типом воспроизводства.
Из 18,322,231 чел. мужчин
в возрасте от 1 до 14 лет — 2,032,238, от 15 до 64— 6,181,887, от 65 и старше —
934,374, женщин в возрасте от 1 до 14лет — 1,929,366, от 15 до 64 — 6,017,362,
от 65 и старше — 1,227,004 чел.
Плотность населения по
территории страны различна. Это объясняется тем, что около половины территории
Австралии занимают пустыни и полупустыни, не пригодные для проживания. Поэтому
плотность населения в районах пустынь меньше человека на квадратный километр, а
на восточном побережье климат гораздо благоприятнее, поэтому здесь расположены
крупные города Австралии — Сидней (3,6млн.чел), Мельбурн(3млн.чел), Брисбен
(1,2млн.чел), и плотность населения здесь от 1 до 10 чел. на кв.км., так же на
западном побережье в районе г.Перт (1,2млн.чел) плотность населения до 10 чел.
на кв. км.
Австралийцы в основном
городские жители. В начале ХХ в. в городах проживало 50% населения страны,
после Второй Мировой войны — 70%, в 60-х гг. сельского населения было 16%, в
80-х гг. — 14%. Процесс урбанизации продолжался все время и ее темп неуклонно
увеличивался, так по прогнозам в конце ХХ в. сельское население составит 8%.
Более 70% австралийцев
живут в 12 крупных городах страны: в федеральной столице, столицах штатов и
Северной территории и городах с населением более 100тыс.чел. В Мельбурне и
Сиднее проживает около 40% населения страны.
Промышленность.
В промышленности Австралии занято около 1/3
экономически активного населения, это ведущий сектор экономики.
Добывающая промышленность дает более трети всей промышленной продукции страны и
определяет ее главную специализацию в МРТ. Австралия — одна из тех 5 стран
ОЭСР, у которых экспорт энергетических ресурсов превышает импорт. Страна
занимает б-е место по добыче угля, но по экспорту его она стоит на первом месте
в мире. 30% морских перевозок угля приходится на Австралию. Половина экспорта
угля направляется в Японию, остальная часть в страны АТР и ЕС, в основном в
Нидерланды и Великобританию.
Основные месторождения каменного
угля находятся на востоке страны, в штатах Новый Южный Уэльс и Квинсленд.
Главный бассейн, где добываются высококачественные каменные угли, находится
близ городов Ньюкасл, Сидней, Порт-Кембла. Каменный уголь добывается также на
стыке Нового Южного Уэльса и Квинсленда, в Центральном Квинсленде в бассейне
Боуэн и в Восточном Квинсленде в бассейне Блэр-Атол. Около 2/3 обычи приходится
на Новый Южный Уэльс (в основном закрытым способом), остальная часть на
Квинсленд (в основном открытым способом).
За последние 30 лет в Австралии
обнаружены существенные запасы нефти и газа. Открыты месторождения Муни и Олтон
(на юго-востоке штата Квинсленд), на острове Барроу (штат Западная Австралия),
месторождения на континентальном шельфе в бассейне Купер и проливе Басса
(Кингфиш и др.), а также на северо-западном шельфе. Добыча нефти достигает 30
млн. т.
По добыче бокситов (более 40 млн
т, что составляет почти 40% мировой добычи) Австралия превосходит все страны
мира. Доля в мировом производстве глинозема составляет 37% (11 млн т). Большая
часть сырья продается за границу. Основная добыча сконцентрирована в
Квинсленде, Западной Австралии и Северной территории.
Австралия занимает второе место
по экспорту железной руды (95 млн т). Большинство рудников, многие из которых
признаны одними из самых крупных в мире, сосредоточены в Западйой Австралии.
Подавляющая часть металлорудных
месторождений — полиметаллические. Важнейшие разработки находятся в Брокен-Хилл
(Новый Южный Уэльс), Маунт-Айза (Квинсленд), Рид-Розбери (Тасмания). Австралия
на одном из первых мест в мире по добыче и экспорту свинца, цинка и никеля.
Ведущие центры добычи цинка находятся в Новом Южном Уэльсе, Квинсленде, на
Тасмании и в Западной Австралии. Свинцово-плавильный завод в Порт-Пири и
цинкоплавильный — в Риздоне (Тасмания) — одни из самых крупных в мире. По
добыче никеля Австралия — третья в мире. Практически вся добыча идет за
границу. Никелево-латеритовая руда добывается в Квинсленде, однако
месторождения уже значительно истощены.
Австралия также добывает и
экспортирует медь и золото. По добыче последнего, страна вышла на третье место
в мире. Золото является третьей по доходу статьей австралийского экспорта.
На Австралию приходится 1/3
урановых запасов в мире. Добыча урана и его экспорт разрешены только из шахт
«Рэнджер» и «Набарлек» в Северной территории и из шахты «Олимпик-Дэм» в Южной
Австралии. Добыча в «Набарлеке» подошла к концу. «Рэнджер» дает около 3 тыс. т.
руды каждый год, но может удвоить свою продукцию. «Олимпик-Дэм» производит
комбинированную добычу меди, урана и золота. Добыча урана на шахте составляет
около 1,5 тыс. т.
На обрабатывающую
промышленность (табл.) Австралии приходится менее 1/5 ВВП и 1/4 стоимости
экспорта. Около 95% всех предприятий Австралии — мелкие (менее 100 занятых), на
них трудится около 50% всех работающих.
Австралия:
структура обрабатывающей промышленности (в % условно-чистой стоимости, 1990)
Отрасли
|
Доля
|
Пищевкусовая |
17,4 |
Текстильная и
швейная |
6,1 |
Деревообрабатывающая
и целлюлёзно-бумажная |
5,9 |
Издательско-полиграфическая |
7,8 |
Химическая и нефтеперерабатывающая |
11,9 |
Черная и
цветная металлургия |
10,4 |
Машиностроение
и металлообработка |
32,4 |
Прочие |
8,1 |
Всего |
100,0 |
На первом месте в структуре
занятых и стоимости продукции стоят машиностроение и металлообработка —
производство оборудования для добывающей и пищевой промышленности, средств
транспорта, военной техники, сельхозмашин, металлорежущих станков, промышленных
роботов, приборов; на втором месте — пищевая промышленность.
В черной металлургии главный
производитель железа и стали — компания «Брокен-Хилл». Производство стали
превышает 8 млн т. Основные заводы размещены в Ньюкасле и Порт-Кембла, на
юго-западе — в г. Куинана.
В цветной металлургии
крупнейшими производителями алюминия являются американо-канадские компании.
Производство алюминия достигает 1,5 млн т (9% мировой выработки), 70%
продукции экспортируется.
Развиты также автомобилестроение
(самый крупный завод — компании «Форд» в г. Джилонге, спутнике Мельбурна),
химическая и авиокосмическая промышленность, судостроение и др.
Обращает на себя внимание
неожиданно высокая доля издательско-полиграфической промышленности — предмет
особой гордости австралийцев. В стране и за ее предела действует мощная
австралийская ТНК, пятая по размеру продаж в этой отрасли мире, — «Ньюс
Корпорейшн», которая снабжает весь англоязычный мир дешевыми изданиями
бестселлеров. Впрочем, ненамного уступают этой корпорации еще полдюжины,
входящие в 500 крупнейших мировых и господствующие в других отраслях
промышленности — производстве напитков, продовольствия, нефтепродуктов,
цемента, шин.
Сельское хозяйство.
Австралия занимает первое место в мире по производству шерсти и
является важным поставщиком на мировой рынок зерновых, молочных продуктов,
мяса, сахара и фруктов.
В сельском хозяйстве
используются лишь около 10% площади страны, из них под пашней — не более трети,
все остальное — пастбища. Средний размер ферм — 2300 га, один из самых высоких
в мире. Но это явно экстенсивное направление развития сельского хозяйства в
Австралии сочетается с высоким уровнем механизации, электрификации, внедрением
биотехнологий. Особая забота и крупные производственные издержки приходятся на
долю орошения в растениеводстве и обводнения пастбищ в животноводстве.
Овцеводческие пастбища занимают
почти половину материка. Поголовье овец — 130 млн. Почти 3/4 из них — мериносы.
Их шерсть отличается высоким качеством. Около 90% австралийской шерсти
экспортируется, большая часть — в сыром виде. Австралия поставляет на мировой
рынок около 50% всей мировой продукции немытой шерсти.
Вторую статью экспорта
составляют мясо и живые овцы. Крупного рогатого скота — более 25 млн голов. За
мясом следуют пшеница, ячмень, рис, семена масличных культур, сахар, фрукты и
вина. В 80-х годах Австралия резко увеличила производство и экспорт вин.
Большая часть производства сосредоточена в Южной Австралии. Главный импортер
австралийского вина — Швеция. В 90-х годах с мирового рынка вина Австралию
потеснила ЮАР, с которой были сняты экономические санкции.
Транспорт.
В перевозках грузов и пассажиров
автомобильный транспорт явно доминирует. На него приходится около 80% общего
объема всех грузовых перевозок Австралии.
Грузовой порт в Мельбурне.
Австралийские специалисты являются разработчиками и создателями устройств для
грузовых портов во многих странах.
Конфигурация основных
автомобильных магистралей не только дублирует сеть железных дорог, но и
дополняет ее, например шоссе Алис-Спрингс—Дарвин. На сеть дорог местного
значения приходится 680 тыс. км, суммарная протяженность магистральных дорог
штатов составляет 97 тыс. км, а на систему магистралей национального значения
приходится 16 тыс. км. Последняя соединяет между собой основные города страны и
столицы штатов, а также Брисбен с Кэрнс в Квинсленде и Барни с Хобартом в Тасмании.
В Австралии зарегистрировано
более 10 млн. автомобилей. На 1000 человек приходится 575 автомобилей. В
отдельных штатах, таких, как Западная Австралия и Тасмания, этот показатель
достигает 645 машин на 1000 жителей.
На железные дороги приходятся основные
объемы перевозок добытых полезных ископаемых, особенно угля в Квинсленде и
Новом Южном Уэльсе, а также зерна и других сельхозпродуктов. В каждом штате
кроме национальных действуют и частные железные дороги, обслуживающие в
основном сельские и промышленные районы. Крупнейшая частная железная дорога
обслуживает железорудные месторождения в Западной Австралии. В Квинсленде
развита уникальная сеть трамвайного грузового сообщения между сахарными
плантациями и сахароперерабатывающими заводами. Все междуштатные
железнодорожные перевозки находятся под контролем Национальной железнодорожной
корпорации, акционерами которой являются австралийское правительство и
правительства нескольких штатов.
На морской транспорт приходится
практически вся австралийская внешняя торговля. В начале 90-х годов через
австралийские порты проходило импортных товаров более 130 млн т и экспортных
товаров более 300 млн. т.
Однако австралийская внешняя
торговля обслуживается в основном иностранным флотом. Лишь около 10% стоимости экспортных
грузов приходится на собственный австралийский флот, который занят в основном
каботажными перевозками (от 50 до 80% всего грузооборота штатов).
В стране существует 70 торговых
портов, которые не выделяются своим грузооборотом на мировом фоне, однако
специализированы на определенных видах грузов. Крупнейший грузовой порт
Австралии — Мельбурн (25 млн. т).
Авиация — главное средство
общения жителей как с внешним миром, так и с разными районами самой Австралии.
По величинам пассажиро- и грузооборота на душу населения авиационный транспорт
Австралии на одном из первых мест в мире. 43 международные авиакомпании
осуществляют авиационное сообщение с Австралией. Среди них — крупнейшая в
Австралии полугосударственная авиакомпания «Куантас» (аббревиатура от названия
штата Квинсленд и Северной территории), которой ежегодно пользуются около 3 млн
человек, что составляет 40% от общего числа пассажиров, перевозимых всеми
авиакомпаниями, обслуживающими Австралию.
На внутренние авиационные
перевозки приходится более 14 млн пассажиров в год. Их обслуживают в основном
три частные компании: «Ансетт Груп», «Аустрэлиан Эйрлайнс» и «Ист-Уэст».
Внешнеэкономические связи.
Австралия занимает 20-е место в мире по общей
стоимости импорта и экспорта. За последние 25 лет доля сельскохозяйственной
продукции в общем экспорте снизилась с 3/4 до 1/3
. Доля полезных ископаемых, топлива и металлов выросла с 10 до 35%. Доля
продукции обрабатывающей промышленности в экспорте стабилизировалась на уровне
1/4. Выросла ориентация экспорта на Японию ( 1/4 всего
экспорта, 2/5 экспорта полезных ископаемых, металлов и
топлива, в том числе 1/2 экспорта угля, 2/3
экспорта железной руды), и снизилась ориентация на Великобританию. Новыми
партнерами Австралии становятся страны АТР. Среди них особое место принадлежит
Новой Зеландии, обмен с которой приобрел своего рода «межрайонный» характер: с
1965 г. действует режим беспошлинной торговли. Страна также является неизменным
внешнеторговым лидером и для всех микрогосударств Океании.
Среди партнеров Россия занимает
скромное, но довольно устойчивое место (1—2% экспорта, максимум — 5% в 1980 г.
благодаря крупным закупкам австралийского зерна). Связи идут преимущественно
через российские дальневосточные порты.
Литература:
1. Люциан Воляновский “Материк переставший быть
легендой”, 1991г.
2. http://www.vvsu.ru/tourism/db/Countries/Australia/page02.htm
3. http://www.vvsu.ru/tourism/db/Countries/Australia/page08.htm
4. http://www.vvsu.ru/tourism/db/Countries/Australia/page10.htm
5. http://www.vvsu.ru/tourism/db/Countries/Australia/page11.htm
6. http://www.vvsu.ru/tourism/db/Countries/Australia/page12.htm
7. http://www.vvsu.ru/tourism/db/Countries/Australia/page13.htm
8. http://www.vvsu.ru/tourism/db/Countries/Australia/page01.htm
Школа №40
Реферат по географии на тему:
Выполнила :
Аксютина Е. А.
10 “В”
Проверила :
Лабода Н.В.
г.Петропавловск-Камчатский,
2001г.
План :
1.
Политико и экономико-географическое положение Австралии.
2.
Природные ресурсы .
3.
Население страны.
4.
Промышленность.
5.
Сельское хозяйство.
6.
Транспорт.
7.
Внешние экономические связи.
|