Объем исключительных прав автора и объем исключительных прав
правопреемника, правообладателя, наследника (используя множественность
терминологии закона) явно не совпадает. Автор имеет право разрешать третьим
лицам использование произведения, а правообладатель лишь право запрещать
использование другими лицами (п. 2 ст. 30 ЗоАП).
Из всего вышеизложенного следует вывод о необходимости учета
реалий современного законодательства и дальнейшей теоретической проработке
проблемы исключительных прав в законодательстве, т.к. не вызывает сомнений, что
один и тот же термин “исключительное право” не может быть разным по содержанию
для третьих лиц, в зависимости от объема переданных по договору прав, которым
таковое право передается.
Другим видом авторского договор является договор о передаче
неисключительных прав. Этот договор разрешает пользователю использовать
произведение наравне с обладателем исключительных прав передавшим такие права,
и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения
таким же способом.
Для данного договора характерно, что использование
произведения допускается наравне с самим автором и другими лицами, получившими
от него разрешение на использование произведения аналогичным способом. В
п. 4 ст. 30 Закона 1993 г. подчеркивается, что права,
передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в
договоре прямо не предусмотрено иное. Данное положение вызвало положительную
оценку А.П. Сергеева, который считает, что такое решение вопроса
заслуживает поддержки как повышающее уровень авторско-правовой охраны[49].
Договор заказа предусмотрен ст. 33 ЗоАП. По этому
договору автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями
договора и передать его заказчику.
Исходя из понятия
договора заказа, данное авторским законодательством, из термина “автор”
исключаются наследники и иные правопреемники.
К авторским договорам заказа применяются общие условия,
касающиеся авторских договоров, а также дополнительное условие о выплате аванса
указанного в п. 2 ст. 33 ЗоАП.
При заключении договора заказа следует учитывать норму,
содержащуюся в п. 5 ст. 31 ЗоАП, в соответствии с которой предметом
авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые
автор может создать в будущем.
Между тем в договоре заказа как раз и определяются права
Организации на произведение, которое автор обязуется создать в будущем.
Для того, чтобы произведение, создаваемое по договору
заказа, не подпадало под п. 5 ст. 31 ЗоАП, его следует указывать как
можно более точно и конкретно: объем, вид, жанр, сфера применения, название и
т.п. Иначе говоря, объектом договора заказа должно быть произведение, уже
задуманное автором, а может быть, даже уже сложившееся в голове автора, но еще
не получившее объективную форму, не объектированное.
Если условие о точном и конкретном обозначении заказываемого
произведения будет соблюдено, то нет препятствий к тому, чтобы предметом
договора заказа было не одно, а несколько произведений и чтобы договор заказа заключался
на длительный срок.
П. 2 ст. 33 ЗоАП устанавливает обязанность
заказчика выплатить автору аванс в счет установленного договором
вознаграждения.
При этом размер аванса, порядок и сроки его выплаты законом
не регулируются, а определяются соглашением сторон. Исходя из смысла п. 3
ст. 31 ЗоАП, которым установлено, что вознаграждение по авторскому
договору определяется в виде процента от дохода, полученного от использования
произведения, авансом следует считать сумму, которая выплачивается до того, как
у пользователя образовался этот доход. Поэтому по договору заказа авансом
должен считаться не только платеж, который выплачивается до образования дохода
у пользователя.
В п. 2 ст. 33 ЗоАП указывается на аванс, который
уплачивается “в счет обусловленного договором вознаграждения”. Отсюда должен
быть сделан вывод, что аванс вычитается из основного вознаграждения, а также
что аванс является возвратным. Однако стороны договора могут предусмотреть
выплату безвозвратного аванса.
В договоре заказа могут быть предусмотрены неоднократные или
периодические авансовые платежи, оплата командировочных расходов автора, а
также других его расходов, связанных с созданием произведения. Следует, однако,
учитывать, что в этих случаях такой договор может рассматриваться как трудовой
договор, а созданное произведение будет считаться служебным в соответствии со
ст. 14 ЗоАП.
В ст. 33 Закона 1993 г. говорится об одном виде
авторского договора — о договоре заказа, который заключается в тот момент,
когда произведение еще не создано автором.
Однако, закрепление в законе авторского договора заказа не
исключает того, что автор самостоятельно может обратиться в организацию
(издательство, театр, студию), предложив ей свое готовое произведение.
Поскольку рукопись произведения в этом случае передается без
заключенного договора, автор подвергается большому риску. Организация не
связана обязательством по соблюдению срока рассмотрения поступившей рукописи и
выполнения решения по ней.
Глава 2. Условия
авторского договора и вытекающие из них
права и обязанности сторон
Провозглашенная ст. 421 ГК РФ свобода договора
отразилась и на авторских договорах. Так, ст. 31 ЗоАП устанавливает, что
договор должен предусматривать: способы использования произведения, срок и
территорию, на которые передается право, размер вознаграждения и (или) порядок
определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения,
а также порядок и сроки выплаты вознаграждения. Предусмотрена также возможность
включения в договор “и других условий. которые стороны сочтут существенными для
данного договора”.
В абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ констатируется:
“существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в
законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров
данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной
из сторон должно быть достигнуто соглашение”[50].
Как видно из вышеизложенного, законодательство достаточно
условно определяет существенные условия, принимая во внимание принцип свободы
договора, соответствии с которым стороны сами определяют свои обязанности.
Думается, что вопрос о существенных условиях следует
рассматривать с позиции диспозитивности и императивности правовых норм. Так,
если стороны не предусмотрели такие условия, закрепленные законом как срок и
территория, то данный пробел устраняется самим законодательством. А вот условия
о вознаграждении и передаваемых по договору правах являются существенными,
отсутствие которых в договоре влечет признание его недействительным.
В прежнем законодательстве об авторском праве содержалось
положение о том, что условия заключенного с автором договора, ухудшающие его
положение по сравнению с положением. установленным в законе или в типовом
договоре, недействительны и заменяются условиями установленными законом или
типовым договором (ст. 506 ГК РСФСР 1964 г.).
Закон 1993 г. дает
более содержащую формулировку (п. 7 ст. 31): условия авторского
договора, противоречащие положениям настоящего закона, являются недействительными.
Здесь речь не идет об ухудшении положения автора, о замене недействительного
условия условием, установленным законом.
Пример из практики прежних лет, когда в договор включались
условия, ухудшающие положение автора, может быть показательным и для нынешней
ситуации.
Автор Э. и издательство “Искусство” заключили договор на
издание статьи “Б. Иофан” объемом один авторский лист. Кроме условия об
издании статьи в сборнике, договор устанавливал, что статья считается
одобренной после одобрения издательством сборника в целом.
Статья была представлена в установленный срок. Издательство
не предъявило к Э. никаких претензий по качеству рукописи, ее комплектности и
другим параметрам. Однако издание сборника длительное время откладывалось, а в
марте 1983 г. издательство поставило Э. в известность о расторжении
заключенного с ним договора на том основании, что выпустить сборник невозможно
из-за непредставления другими авторами своих статей и иллюстративного
материала.
Представитель интересов автора в народном суде Краснопресненского
района г. Москвы занял правовую позицию, суть которой сводилась к тому,
что Э. заключил самостоятельный договор. Автор выполнил свои обязательства,
вытекающие из этого договора, а издательство не заявило никаких претензий к
качеству представленной рукописи. Включение в договор условия о том, что
одобрение статьи связывается с одобрением сборника в целом, неправомерно, так
как ухудшает положение автора по сравнению с положением, установленным законом.
По мнению ВААП, в договор должно было быть включено условие о том, что срок
издания статьи начинает течь с момента одобрения всего сборника.
Непредставление материалов для сборника другими лицами в
данной ситуации не влияет на отношения Э. и издательства. Солидарная
ответственность наступает, если она предусмотрена договором или установлена
законом. Поскольку в договоре не устанавливалась солидарная ответственность, а
автор добросовестно выполнил свои обязательства. народный суд удовлетворил его
требование и взыскал с издательства причитающееся ему вознаграждение[51].
Закон 1993 г. существенно изменил подход к определению
предмета договора. В ч. 1 п. 1 ст. 31 ЗоАП указывается, что в
договоре должны быть указаны “конкретные права”, передаваемые по договору.
Слово “конкретный” не значит, что в договоре обязательно должны быть
перечислены все правомочия, отмеченные в ст. 16, а также все обычные
составные части этих правомочий: договор следует считать состоявшимся и
соответствующим закону даже в том случае, если авторские правомочия будут
указаны в нем лишь общим образом[52].
Допустим, что в договоре указано: “Предметом настоящего договора являются все
права, указанные в ст. 16” либо “Продавец передает по договору все
принадлежащие ему имущественные права. кроме права на перевод”.
В п. 2 ст. 31 ЗоАП говорится, что предметом
авторского договора не могут быть права на использование произведения,
неизвестные на момент заключения договора, а в п. 5 этой же статьи
говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на
использование произведений, которые автор может создать в будущем. Эти
положения свидетельствуют о том, что законодатель считает предметом авторского
договора права на использование произведения, а само произведение отодвинуто на
задний план.
Смещение акцента с результата творческого труда автора на
его права вряд ли оправдан. На практике может быть несколько ситуаций, которые
ставят под сомнение вопрос о предмете договора. Например, автор заключает
договор литературного или художественного заказа. Еще нет произведения и нет
прав, которые возникают у автора в отношении произведения. Автор создал
произведение и передал его своему контрагенту, но последний считает его
непригодным к использованию. Наконец, произведение может быть повреждено,
утрачено во время экстремальных ситуаций (война, пожар и т.д.). Во всех таких
случаях авторы, заключая договор, по закону передают права, но эти права не
могут быть реализованы из-за отсутствия произведения. Как бы то ни было, при
заключении авторского договора должны быть конкретно согласованы и вопрос о
видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о том произведении, в
отношении которого действуют эти права.
Важно также подчеркнуть, что авторское право как
совокупность субъективных прав лица возникает в силу факта создания
произведения науки, литературы и искусства (ст. 9 ЗоАП). Результат
творческого труда автора может быть предметом отношений между автором и другими
лицами. Пока нет произведения, нет прав, которые вытекают из факта его
создания.
Однако в действующем законодательства нет указаний о
требованиях к произведению как предмету авторского договора. Думаю это
обусловлено тем, что закон предоставляет сторонам согласование требований,
относящихся к произведению.
В отличие от ГК РСФСР, ЗоАП не возлагает на пользователя
главной обязанности, ради которой заключается договор — приступить в
установленные сроки к использованию одобренного им произведения. Срок, на
который передается авторское право по договору, может значительно
варьироваться: закон не устанавливает никаких предельных сроков. На практике
некоторые авторские договоры исполняются в момент их заключения и сразу же
прекращаются (“живое”публичное исполнение). С другой стороны, договор может
быть заключен на весь срок действия авторского права.
Допустимы и авторские договоры с неопределенным сроком.
Ч. 2 п. 1 ст. 31 ЗоАП вводит дополнительное
правило для авторских договоров, которые заключены без указания на срок
действия. В этом случае автор может в любой момент по истечении пяти лет с даты
заключения договора односторонне расторгнуть договор. Однако сделать это можно
при условии, если пользователь будет письменно предупрежден об этом за шесть
месяцев до расторжения договора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|