Латвия
Данная глава посвящена
рассмотрению российско-латвийских взаимоотношений, а также различных
конфликтов, причин их возникновения и перспектив развития. Необходимо отметить,
что страны Балтии[11]
(Латвия, Литва и Эстония), в принципе, проводят сегодня схожую политику в
отношении Российской Федерации, однако, не представляется возможным в данной
работе проанализировать весь спектр проблем по линии Россия-Прибалтика. Поэтому
представляется уместным остановиться на исследовании только одной из стран
прибалтийского блока, а, именно, Латвии, как наиболее ярко выраженного примера
антироссийского политического курса. Именно в этой стране наиболее активно идут
процессы, которые уже на раз вынуждали российское руководство выступать с
осуждением позиции Риги.
В первую очередь, следует
опередить, что Прибалтика, как бы не развивалась ситуация, остается регионом,
где сосредоточено множество стратегических интересов России, а современные
интересы России в Латвии - это, во-первых, интересы развития
межгосударственного диалога и добрососедских отношений; во-вторых, приоритет
защиты прав и свобод русскоязычного населения в Латвии, к которому в Москве
всегда будут относиться с особым вниманием; и, наконец, это интересы развития
российского бизнеса на латвийской земле
В последнее время отношения
между Латвией и Россией в своей политической составляющей достигли самой низшей
отметки за последнее десятилетие. Основной конфликт между двумя государствами
заключается в противоречивой трактовке истории, в частности латвийская сторона
требует от России признания факта оккупации Латвии после второй мировой войны[12], что, соответственно,
вызывает крайне негативную реакцию российских граждан. Кроме того, положение
русского населения в Латвии сильно осложнилось в силу проводимой латвийским
правительством политики (как то преподавание в школах на латышском языке или
запрет на проведение мероприятий в честь празднования 9 мая). Вероятно, такое
поведение вызвано опасениями за сохранность собственной культуры и идентичности,
однако это довольно остро воспринимается российскими гражданами. Лишь 16
процентов россиян заявили, что при упоминании о Латвии они испытывают
положительные чувства. Противоположный ответ дали 41 процент опрошенных, и 39
процентов заявили, что не испытывают при упоминании другой страны никаких
чувств. Жители Латвии при упоминании России, напротив, положительные эмоции
ощущают чаще отрицательных (50 и 20 процентов соответственно). 28 процентов
латышей заявили, что не испытывают при этом никаких эмоций[13].
К тому же, латвийское
правительство выдвинуло ряд претензий к России, в частности, территориальные
претензии в соответствии с Рижским мирным договором от 19 августа 1920г., что
значительно затруднило подписание Договора о границе и, по большому счету,
противоречит установленным международным нормам. Далее Латвия требует от России
денежной компенсации за годы оккупации в размере 55 миллиардов долларов.
Подобные заявления ставят в тупик российских политиков и аналитиков, так как
практические цели этих требований остаются непонятны.
Помимо всего прочего,
ситуация осложняется ещё и тем что, Латвия теперь является членом Европейского
Союза и пытается использовать данное положение в качестве дополнительного
оружия против России. Вайра Вике-Фрейберга указывает на напряжение в Евросоюзе
в связи с тем, что крупные страны-члены больше заботятся о хороших отношениях с
Москвой, чем о бывших странах восточного блока, которые хотели бы видеть больше
ясности в российской политике Евросоюза. Отношение Евросоюза к России президент
Латвии называет тестом на способность ЕС вырабатывать такую общую внешнюю
политику, которая определяется не только крупными странами-членами. Вряд ли
госпожа Вике-Фрейберга выбрала самый удачный вопрос для игры на
противопоставлении малых и крупных стран Евросоюза, но освоение за год членства
Латвии в ЕС имеющихся в распоряжении малых стран-членов механизмов влияния
здесь налицо.
При этом президент Латвии
делает акцент на том, что Россия может пытаться получить наибольшую возможную
выгоду для себя с помощью политики "разделяй и властвуй", и поэтому в
отношении России для Евросоюза особенно важно проявить способность выработать
общий подход.
Для России действительно
решение ряда вопросов напрямую с европейскими столицами может быть удобнее или
предпочтительнее. В частности, это видно на примере продвижения в решении
визового вопроса. Но развитие европейской интеграции приводит к тому, что возрастает
значение взаимодействия на уровне Россия-ЕС. Это отражается и в российской
внешней политике. Сейчас на уровне двухсторонних российско-латвийских
переговоров происходит только часть возможного сотрудничества, взаимодействие
все больше развивается на региональном и многостороннем уровнях, в рамках ЕС.
Функционирование ЕС является
результатом сложной многоуровневой системы взаимодействия. Тот же факт, что для
решения вопросов, затрагивающих уровень Европейского Союза, необходимо
сотрудничество на национальном уровне, в процессе чего естественно формирование
конструктивных оппозиций, хорошо проявляется в европейской политике любой
страны, в том числе Латвии.
Действительно, расширение,
превратившее ЕС15 в ЕС25, оказывает влияние на процесс принятия решений в
области общей внешней политики и политики безопасности ЕС, а также на механизмы
согласования позиций стран-членов, где заметно, что все большая часть работы
происходит в региональных группах. Вряд ли можно говорить о заметном
перераспределении фактического влияния в ЕС в связи с расширением, скорее
происходит изменение форматов встреч для переговоров и согласования позиций.
Тем не менее, российским дипломатам приходится опасаться, что Прибалтика может
стать камнем преткновения в организации сотрудничества по линии Россия – ЕС.
Что касается геополитических
интересов России в Прибалтике, то нельзя не отметить, что, именно через этот
регион осуществляется транзит энергоносителей. Транзит как экспорт транспортных
услуг, несомненно, является важным элементом национальных экономик Латвии,
Литвы и Эстонии и одним из главных элементов их позиционирования на
международной арене[14].
Старые связи и
зарабатываемые на нефти средства оказывали в первые годы независимости влияние
и на формирование новых отношений между Латвией и Россией. В 1992 году между
правительствами двух стран было подписано соглашение о принципах
торгово-экономических отношений между ними. Все последующие годы шла работа по
организации Межправительственной латвийско-российской комиссии, первое
заседание которой было намечено на май 1998 года.
Однако, в марте произошел
инцидент с гонениями на пенсионеров у Рижской Думы, приведший к резкому
ухудшению отношений между Россией и Латвией. Экономический бойкот, к которому
добавился августовский кризис, тяжело ударил по внешнеторговым связям в целом и
привел к ужесточению тарифной политики по транзиту со стороны россиян.
Все это заморозило
межправительственное общение, и, как рассказал руководитель
Торгово-экономической миссии при Посольстве РФ в Латвии Евгений Тихонов,
сегодня приходится почти все начинать заново. Как и прежде, возобновились
переговоры о создании межправительствнной комиссии. Однако до создания
полномасштабной комиссии далеко, поскольку за эти годы многие люди,
участвовавшие в ее организации, ушли. И сейчас России приходится вновь
заниматься формированием рабочих групп.
В Латвии сложилась
своеобразная ситуация, когда политики с удовлетворением отмечают сужение
отношений с Россией и расширение связей с ЕС, оставляя за кадром, что в
результате российского кризиса снизился и общий товарооборот.
Сами же предприятия, и порты
в том числе, стараются разнообразить свою деятельность вне традиционной ниши
транзитного бизнеса. Об этом заявил президент Ventspils nafta Игорь Скокс
газете «Dienas bizness», отметив, что «такие решения легко принять, учитывая
ситуацию в основном бизнесе Ventspils nafta, где помимо безжалостной конкуренции
в настоящее время наблюдается и «бросающееся в глаза присутствие большой
политики».
В настоящий же момент, с
учетом топливно-энергетического кризиса в странах Евросоюза, сотрудничество ЕС
и России обозначилось более рельефно. Ведутся интенсивные переговоры об
энергоресурсах. В этой ситуации Латвия может предоставить свою транспортную
инфраструктуру в интересах обеих сторон – ЕС и России, чтобы грузоотправители и
грузополучатели могли использовать этот транспортный коридор.
Что касается вхождения российского
капитала в предприятия, обслуживающие транзит, то можно с уверенностью
констатировать, что российские нефтяные компании крайне заинтересованы в
развитии сотрудничества с латвийской стороной. Однако, сложная политическая
обстановка не позволяет им в полной мере реализовать свои интересы.
Еще одной немаловажной
проблемой для России, затрагивающей вопросы обороны, является членство Латвии в
НАТО. С одной стороны, НАТО и страны Балтии декларируют о доверии к внешней
политике современной России. Можно привести в качестве примера успешное
сотрудничество в рамках Совместного Постоянного Совета Россия–НАТО.
Рациональная мотивация принятых решений по вопросам борьбы с терроризмом,
наркотрафиком и распространением ядерных технологий, а также других реальных
угроз как бы не вызывает сомнений.
С другой стороны, некоторые
заявления российского МИДа ставят под сомнение принятые странами НАТО
обязательства о стратегическом партнёрстве. Россия опасается, что интеграция
стран Балтии в НАТО может иметь негативные последствия для обеспечения её
безопасности. Это связано, прежде всего, с возможным размещением военных баз
НАТО в Балтии, что предполагает заблаговременное создание инфраструктуры для
развёртывания войск. Таким образом, возникают новые возможности не только для наблюдения
за территорией России. Аэродромы НАТО будут приближены к городам и другим
объектам на российской территории.
С точки зрения России НАТО
уже предприняло явно недружественные шаги — это патрулирование воздушного
пространства стран Балтии и организация разведывательных полётов из Литвы,
Латвии, Эстонии вдоль российских границ. У многих политиков в России вызывают
серьёзную озабоченность тот факт, что расширение альянса прошло в условиях
неурегулированности проблемы ДОВСЕ – Балтия – НАТО. До сих пор Россия считает
себя гарантом сохранения военного баланса в Европе.
По мнению официальных кругов
Российской Федерации, после вступления семи восточно-европейских стран в НАТО
на северо-западных рубежах России возникла «серая зона», не охваченная контролем
над обычными вооружениями. Новые члены НАТО, прежде всего, страны Балтии, имеют
юридическую возможность не присоединиться к адаптированному ДОВСЕ – Балтия –
НАТО, поскольку сам Договор об обычных вооружениях в Европе ещё не действует.
Учитывая, что ДОВСЕ фактически является материальной основой отношений между
Россией и НАТО, неучастие государств Балтии в нём является серьёзной проблемой
в работе Совета Россия – НАТО.
Согласно давней позиции НАТО
и Вашингтона, ратификация ДОВСЕ членами НАТО и присоединение к нему трех
балтийских государств неразделимо связано с выполнением Россией обязательств по
выводу войск из Грузии и Молдавии. В настоящий момент, однако, почти с
уверенностью можно сказать, что часть российских войск останется в Молдавии и
Грузии еще на несколько лет. Тем не менее, Москва будет добиваться скорейшего
подключения Латвии, Литвы, Эстонии и Словении к адаптированному ДОВСЕ и его
ратификации в надежде ограничить количество вооруженных сил, которые союзники в
случае необходимости могут ввести в Прибалтику.
Балтийские государства же
полностью поддерживают позицию НАТО в том, что для ратификации ДОВСЕ
необходимо, чтобы Россия полностью выполнила Стамбульские договоренности
относительно Грузии и Молдавии. Точно также Прибалтика разделяет давнее мнение
союзников, что преждевременная ратификация - в то время как российские войска
остаются в вышеназванных странах - будет противоречить интересам и ценностям
Североатлантического альянса. В настоящее время организация обсуждает решения
по всему комплексу данных вопросов.
Кроме того, осложняются сами
взаимоотношения между Россией и альянсом, так как Латвия теперь является
полноправным членом с правом вето, а Россия может оказывать влияние только на
уровне Совместного Постоянного Совета Россия – НАТО.
Прогностические выводы:
1. Скорее всего,
политическая напряженность в отношениях между Россией и Латвией сохранятся в
ближайшие несколько лет. Проблема недопонимания между российской и латвийской
сторонами коренится в разном взгляде на возникновение латвийской
государственности: Латвия считает себя восстановленным государством, в то время
как российская сторона воспринимает ее как новое государство.
2. Двухсторонние
российско-латвийские переговоры перейдут в новый формат многоуровневой системы
сотрудничества в рамках Европейского Союза.
3. Положение русскоязычного
населения в Латвии в среднесрочной перспективе не улучшится, однако,
предполагается, что в случае отсутствия новых противоречий, ситуация
стабилизируется и конфликт будет на некоторое время заморожен.
4. Отношения по линии Россия
– НАТО не ухудшатся, так как представляется маловероятным, что страны Балтии в
среднесрочной перспективе смогут набрать должный политический вес, чтобы
оказывать влияние на других членов альянса. Тем не менее, проблема ДОВСЕ останется
актуальной еще как минимум один год.
5. Латвия и Россия будут и
далее тесно сотрудничать в экономической сфере, так как Латвия может
предоставить транзитные услуги, которые в большой степени востребованы в России
из-за ее бурно развивающейся нефтяной промышленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|