на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Деятельность акционерных обществ

Таблица 1. Сравнительная таблица открытого и закрытого акционерного общества

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Участники акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров Акции общества распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц
Акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами Акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах (не должно превышать пятидесяти)
Общество в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг обязано опубликовать информацию в объеме и порядке, установленными Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел (50), общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшается до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке
Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций
Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, устанавливается уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы
Общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг, обязано опубликовать информацию в объеме и порядке, установленный Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации

Акционерным обществом могут быть промышленные и торговые предприятия, банки, биржи, брокерские фирмы, инвестиционные фонды и т.д.

Способами формирования уставного капитала не исчерпывается различия открытых и закрытых акционерных обществ. Число участников закрытого АО не может превышать пятидесяти, а в случае его превышения общество преобразуется в открытое АО либо ликвидируется. Акционеры закрытого АО имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций (аналогично передаче долей в обществе с ограниченной ответственностью). Отмеченные различия открытых и закрытых АО все же не приводят к расщеплению акционерных обществ на две самостоятельные организационно – правовые формы, ибо укладываются в рамки единого понятия АО и не противоречат общим принципам акционерной формы предприятия.

К органам управления акционерным обществом закон относит общее собрание акционеров, а также совет директоров (наблюдательный совет), который обязательно создается, если в обществе более 50 участников. Органами АО как юридического лица, т.е. исполнительными органами, является единоличный и (или) коллегиальный орган (правление, дирекция и т.п.). Их компетенция, процедура формирования и порядок работы определяется ст. 103 ГК, ст. 47 – 71 Закона «Об акционерных обществах» и уставом АО. Кроме того, обществом может быть по договору возложено и на сторонних управляющих – юридических или физических лиц.

Поскольку акционерная форма предприятия рассчитана на объединение капиталов множества вкладчиков, Закон «Об акционерных обществах» предусматривает повышенную защиту интересов мелких держателей акций от действий более состоятельных акционеров. Так, приобретение 30 и более процентов голосующих акций крупных открытых АО способно изменить судьбу контрольного пакета акций и тем самым ущемить права большинства акционеров. С другой стороны, Закон не может просто запретить свободную куплю – продажу акций в открытых АО, поскольку это является их обязательным признаком. Решение этой проблемы законодатель видит в том, чтобы в случае скупки контрольного пакета голосующих акций (30% и более) одним лицом предоставить остальным акционерам право потребовать выкупа их обыкновенных акций этим лицом по справедливой цене (ст. 80 Закона «Об акционерных обществах»). Таким образом, акционер, которого не устраивают перемены в контрольном пакете акций, может продать свои акции и тем самым выйти из общества.

Также Закон защищает акционеров и от возможных недобросовестных действий управляющих и других лиц, которые могут влиять на принятие обществом решений. С этой целью ст. 81 Закона «Об акционерных обществах» определяет круг лиц, которые считаются заинтересованными в совершении обществом сделок, и определяет специальный порядок заключения таких сделок.

Сделки с акциями при их выпуске и размещении представляют разновидность договоров купли – продажи (мены), носят возмездный, консенсуальный, двусторонне обязывающий характер, заключаются на определенных условиях, установленных законом, учредительными документами эмитента, решением о размещении ЦБ (и соответствующим ему решением о выпуске ЦБ), являются основанием для возникновения акционерных (корпоративных) правоотношений.

Кроме того, совершение крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением имущества АО или его акций, обусловлено получением согласия совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания акционеров.

Крупными сделками называются:

а) сделки, связанные с приобретением или отчуждением (либо прямой или косвенной возможностью отчуждения) АО имущества, стоимость которого превышает 25% балансовой стоимости активов АО (кроме сделок, не выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности);

б) сделки, связанные с размещением акционерным обществом обыкновенных акций (или привилегированных акций) на сумму, превышающая 25% стоимости имеющихся в АО обыкновенных акций (ст. 78 Закона).

Значительными особенностями отличается правовое положение открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эти АО регулируются специальным законодательством о приватизации, тогда как нормы Федерального закона «Об акционерных обществах» применяется к ним лишь субсидиарно. В отношении АО, созданных в процессе приватизации, государство резервирует за собой ряд специальных прав по участию в их управлении. Такова, например, «золотая акция».

«Золотая акция», строго говоря, не является ни акцией, ни ценной бумагой вообще. Этот условный термин обозначает специальное право РФ, субъекта РФ или муниципального образования на участие в управлении АО, когда для этого нет иных, общих оснований. Другими словами, наряду с обычными акционерами, купившими акции общества и в силу этого получившими комплекс имущественных прав в отношение АО, участников общества является и владелец «золотой акции». Но государство получает «золотую акцию» не в результате покупки, а на основе решения исполнительного органа (правительства) РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. безвозмездно. С другой стороны, прав на получение дивидендов или ликвидационного остатка (ликвидационной квоты) «золотая акция» не дает. В силу принципиального различия природы прав по обычной и «золотой» акции закон запрещает государственным органам одновременно владеть и «золотой», и обычными акциями. Продажа «золотой акции», ее обмен или замена на обычные также не допускается (ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. (с изменением от 23 июня 1999 г.)).

Смысл ее в том, что государство, формально не является акционером общества, сохраняет за собой большие возможности по участию в управлении им. «Золотая акция» дает право представителям РФ, субъектов РФ или муниципальных образований участвовать в работе совета директоров и ревизионной комиссии АО, причем в состав этих органов они вводятся непосредственно решением государственного органа, а не общего собрания АО. Представители государства также могут участвовать и в общих собраниях акционерного общества без права решающего голоса, но с правом вето по основным вопросам деятельности АО (реорганизация или ликвидация общества, изменение его устава или размеров уставного капитала, заключение крупных сделок и т.д.).

Другой способ влияния государства на деятельность АО – это закрепление большей части акций общества в государственной или муниципальной собственности. До тех пор пока государство располагает более чем 25% акций общества, процесс приватизации не считается завершенным, а само АО выпадает из сферы правового регулирования Федерального закона «Об акционерных обществах» (п. 5 ст. 1 Закона). Период, в течение которого АО находится «в процессе» приватизации и не подчиняется Федеральному закону «Об акционерных обществах», заканчивается либо в момент отчуждения государством 75% акций общества, либо с истечением срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия, (в зависимости от того, какое из событий наступит раньше). Приватизация государственных предприятий по этой схеме на первый взгляд кажется неизбежной: ведь срок приватизации, установленный соответствующим планом, рано или поздно должен наступить. Однако более внимательное изучение законодательства обнаруживает ошибочность этого вывода. Так, согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. (с изменениями от 5 февраля 1998 г.) при определения срока окончания приватизации конкретных акционерных обществ необходимо руководствоваться п. 10 Указа Президента РФ «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» от 18 августа 1996 г. А в соответствии с этим актом моментом завершения приватизации считается последняя из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций (проведения завершающего конкурса или аукциона). Таким образом, продажа акций – приватизация – завершается в момент окончания продажи акций. Эта юридическая тавтология не в состоянии однозначно решать вопрос о сроках завершения приватизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.