Дипломная работа: Дознание, как форма предварительного расследования
Дознание как форма предварительного расследования
Содержание
Введение
Глава 1. Дознание в системе стадий
уголовного процесса Российской Федерации
1.1 Понятие, значение и виды
предварительного расследования
1.2 Формы предварительного
расследования
Глава 2. Дознание как форма
предварительного расследования
2.1 Понятие, формы и особенности
дознания
2.2 Органы дознания: их виды и
процессуальные полномочия
2.3 Особенности производства дознания
2.4 Правовой статус дознавателя
Глава 3. Проблемы совершенствования
института производства дознания
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года.
Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые
полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее
слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без
разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них
преступление».
Дознание — одна из двух форм
предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с
предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.
Как правило,
преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой
и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской
Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не
превышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти
дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150
УПК РФ).
Дознание, как
форма досудебного следствия, предусмотрено в большинстве государств постсоветского
пространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Несмотря на
отдельные отличия, существуют общие требования, предъявляемые к институту
дознания.
Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации, принятый 22 ноября 2001 г. [1].
представил новую модель дознания, которая в большей мере отвечает современной
правовой идеологии. Идея, заложенная в основу модернизации дознания, базируется
на главной установке реформы - усиление защиты прав и свобод личности. Данное
положение чрезвычайно актуально не только для дознания, но и уголовного судопроизводства
в целом, образующего сферу государственного принуждения, где права и свободы
личности затрагиваются наиболее ощутимо.
В течение последних лет в
уголовно-процессуальный закон неоднократно вносились поправки, касающиеся, в
том числе, регламентации дознания с целью его совершенствования. Но наиболее
эффективным для правоприменительной практики стал Федеральный закон Российской
Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ[2], изменивший
первоначальный подход к срокам дознания и избавивший его от критерия
очевидности, что сразу же отразилось на статистических показателях.
Последние коррективы, внесенные в УПК РФ от 09.03.2010 N 19-ФЗ[3],
хотя и были успешны в плане совершенствования института дознания, тем не менее,
дали повод пересмотреть целый пласт теоретических разработок, обозначили новые
проблемы, которые ранее не могли возникнуть в силу нормативных причин.
Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как
теоретическом, так и нормативном.
Проведенное исследование основано на
лучших достижениях отечественной уголовно-процессуальной науки, которой всегда
уделялось большое внимание изучению проблем дознания. Заметный вклад в
исследование института дознания внесли Ю.Н. Белозеров, С.В. Болотин, С.В.
Бородин, Н.А. Власова, Р.М. Готлиб, С.И. Гирько, Ю.А. Гончан, И. Я Фойницкий,
B.В. Шимановский, С.П. Щерба, Б.А. Лукичев, Г.Д. Луковников, С.Л. Масленков,
Д.В. Осипов, А.Б. Сергеев, М.В. Цукрук, Ж.В. Эстерлейн и др. После принятия УПК
РФ разработка проблем дознания продолжилась в том числе учеными как С.Н.
Бурцев, Е.В. Горкина, А.В. Ковтун, М.М. Кузенбаева, В.М. Лукин, С.Л. Маслёнков,
Н.И. Скударева, М.В. Цукрук. В указанных работах авторами были предприняты
попытки поиска наиболее оптимальных подходов к установлению эффективной
процедуры уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, в том числе
пути совершенствования самого института дознания.
Значение роли
дознания заключается в том, что оно позволяет более эффективно и мобильно
производить предварительное расследование по преступлениям малой и средней
тяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.
Тема данной
курсовой работы очень актуальна, так как:
·
количество
расследуемых уголовных дел, по которым проводится дознание, составляют немалую
часть среди всех расследуемых уголовных дел;
·
несмотря на то,
что новый уголовно-процессуальный закон действует уже около четырех лет,
толкование и применение его отдельных норм, институтов до сих пор вызывают у
практических работников определенные трудности. В большей степени это имеет
отношение к производству дознания.
Объектом
исследования избрана система общественных отношений, складывающихся в связи с
осуществлением дознания компетентными государственными органами.
Предмет
исследования образуют: генезис и современное состояние нормативного
регулирования производства дознания; практика принятия, регистрации,
рассмотрения органами дознания сообщений о преступлениях и производства
дознания.
Целью
исследования является разработка комплекса теоретически обоснованных положений
о современном состоянии дознания, перспективах его оптимизации в зависимости от
функционального назначения органов дознания.
Для
достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
изучить
нормативно-правовой материал о развитии уголовно-процессуальной функции
дознания;
рассмотреть
систему органов, компетентных производить дознание;
определить и
исследовать современные проблемы организации и процессуального режима
производства дознания в условиях действия нового уголовно-процессуального
законодательства;
сформулировать
предложения по совершенствованию законодательства, направленные на оптимизацию
порядка производства дознания органами, указанными в ст.40 УПК РФ[4].
Теоретической базой исследования
послужили разработки общей теории права, науки уголовно-процессуального,
уголовного, теории оперативно-розыскной деятельности. Источниками теоретической
информации явились: монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи,
доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы.
Структура работы отвечает цели и
задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя
шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Дознание в системе стадий уголовного процесса
Российской Федерации
1.1 Понятие, значение и виды предварительного расследования
Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства,
заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей
роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном
контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и
юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и
направления дела в суд.
Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ - это урегулированная
законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры
по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в
качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и
решения других задач уголовного процесса[5]. Деятельность этих
органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного
преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации
имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений,
и принятие мер к их устранению.
Предварительное
расследование - вторая стадия досудебного производства по уголовному делу,
назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного
разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде
прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Однако в целом
предварительное расследование играет в уголовном процессе подчиненную роль по
отношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным потому, что
производится до суда и для суда. Этим объясняется, почему суд не ограничен
подготовительным материалом расследования и не может принять "на
веру" выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судебное
следствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора или
иного судебного решения.
Как и любая
другая стадия процесса, предварительное расследование определяется четырьмя
признаками:
·
непосредственными
целями и задачами,
·
итоговыми
решениями,
·
кругом
участников,
·
процессуальной
формой (процедурой).
Предварительное
расследование преследует следующие цели:
·
раскрыть
преступление;
·
изобличить
виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать
невиновного;
·
сформировать
достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства;
·
обеспечить личное
участие обвиняемого в суде;
·
гарантировать
возможное решение суда о конфискации имущества или возмещении вреда,
причиненного преступлением.
Для
достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:
·
поиск, собирание
и исследование доказательств по делу;
·
обеспечение права
обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
·
применение (при
необходимости) мер процессуального принуждения;
·
передача
уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного
преследования.
В ходе
предварительного расследования происходит определение предмета доказывания
(того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и его
предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и полно
установить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовной
ответственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этого
следует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимо
собрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Во-вторых,
хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются
лишь исходным материалом для судебного следствия и подлежат всесторонней
проверке и оценке.
Получение
необходимых доказательств порой находится под угрозой их сокрытия или
уничтожения, поэтому для того, чтобы гарантировать их собирание, иногда
возникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такое
принуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизводства -
личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовно-правовой спор имеет, прежде
всего, личный, а не имущественный характер. Принудительные действия
обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например,
наложение ареста на имущество, которое может быть взыскано по решению суда).
Однако,
собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обвиняемого,
предварительное расследование не может быть закончено, так как к судебному
разбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получить
возможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший -
право на участие в уголовном преследовании. В силу особого публичного интереса
эти права иногда даже осуществляются императивным методом (например,
обязательное участие защитника в соответствие со ст. 51).
Предварительное
расследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела
или уголовного преследования (ст. 212-214, 439). Передача дела в суд происходит
через прокурора и оформляется тремя различными решениями:
·
обвинительным
заключением (если по делу проводилось предварительное следствие - ст. 215-222),
·
обвинительным
актом (если по делу производилось дознание - ст. 225-226),
·
постановлением о
направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (ст. 439).
При этом
следует иметь в виду, что дознание может завершиться направлением дела для
производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226), однако, для стадии
предварительного расследования - это промежуточное решение. Промежуточными
решениями являются также передача дела по подследственности и приостановление
дела.
Таким
образом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения
уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или
дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела или
уголовного преследования.
Основанием
для такого вывода может служить включение гл. 31 УПК ("Действия и решения
прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением") в
состав раздела VIII Кодекса ("Предварительное расследование").
1.2 Формы
предварительного расследования
Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации
предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительного
следствия (гл. 22 УПК РФ) и дознания (гл. 32 УПК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|