Дипломная работа: Факторы развития и деятельность института прокуратуры
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Иркутский государственный технический
университет
Факультет Заочно-вечерний
Кафедра Специальных юридических
дисциплин
Дипломная работа
Факторы развития и деятельность института
прокуратуры
Дипломная работа выполнена
Студентом (кой) группы ЮрЗ-03
Ивановой Натальей Васильевной
Научный руководитель:
доцент кафедры ГПД или СЮД,
к.ю.н. Сидоров Петр Павлович
Иркутск – 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
1.1 Нормативно-правовое
регулирование и концепция развития органов прокуратуры в современной России
1.2 Система и структура органов прокуратуры
ГЛАВА
2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Место и роль прокуратуры в системе государственных
органов
2.2 Принципы деятельности органов
прокуратуры
2.3 Функциональные особенности прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о месте и роли прокуратуры России в системе органов
государственной власти не раз становился предметом дискуссий, зачастую переходивших
в ожесточенные споры с участием законодателей, политиков, практических работников
органов прокуратуры, юстиции и др. В последние несколько лет острота дискуссии,
казалось, снизилась. Самостоятельность и особое место в системе государственных
органов, обусловленная возложенными на прокуратуру функциями, находили
понимание в обществе. Но с принятием Федерального Закона от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации», разделившего
органы прокуратуры фактически на две самостоятельные структуры — собственно
прокуратуру и Следственный комитет — вновь обострились споры о месте и роли
прокуратуры в системе разделения властей. Все громче звучат высказывания о
необходимости ликвидации прокуратуры как самостоятельной государственной
структуры путем объединения с Министерством юстиции России. В качестве аргумента
зачастую приводят положения ст. 10 Конституции РФ об осуществлении государственной
власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную, не видя в ней места для самостоятельной прокуратуры.
Усечение полномочий прокуроров сторонники идеи объединения считают достаточным
поводом для радикальных изменений в статусе прокуратуры. Не смущает и то
обстоятельство, что система органов прокуратуры прописана в Конституции РФ (ст.
129) и, следовательно, правовой статус прокуратуры может быть изменен
посредством изменения самой Конституции РФ.
Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры
приоритетным. Сейчас прокуратура - едва ли не единственный государственный
орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно
число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.[1]
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[2]
организация и порядок деятельности российской прокуратуры, а также полномочия
прокуроров определяются Конституцией РФ[3], данным
Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами
Российской Федерации. Конституция России не обозначает полномочия и задачи
прокуратуры, поскольку во время ее принятия в 1993 г. не был решен вопрос о том, нужно ли оставлять за российской прокуратурой функции надзора за исполнением
законов или по примеру англо-американских государств ограничить ее полномочия лишь
поддержанием в суде государственного обвинения. В 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где прокурорский надзор был сохранен как одно
из важнейших направлений деятельности прокуратуры.
В Конституции РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 129) российская прокуратура определяется как единая централизованная система, в которой нижестоящие
прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору
Российской Федерации. Более подробно цели и задачи, а также основные
направления деятельности и полномочия этой единой централизованной системы
прокуратур Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Существование и успешная деятельность прокуратуры -
Российской Федерации как специфического самостоятельного государственного
органа возможны, если все ее органы составляют, как это определено в ст. 129,
единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры
позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением
законов независимо от каких бы то ни было других государственных органов и
должностных лиц.
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации»
содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры,
содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также
средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение
нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов,
предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.
Следует иметь в виду, что в процессе реализации судебной
реформы и дальнейшего совершенствования всех отраслей права невозможно обойтись
без глубокого и обстоятельного познания всех нововведений в законодательстве.
Цель данной работы – создание целостной концепции развития института
прокуратуры, исследование основных факторов, обусловливающих организации и
деятельности органов прокуратуры.
В работе были поставлены следующие задачи:
- исследовать место прокуратуры в системе правоохранительных
органов;
- охарактеризовать деятельность прокуратуры на современном
этапе;
- сформировать выводы.
Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов,
заключения и списка использованной литературы.
В процессе исследования активно применялись такие методы
научного познания как логический, сравнительно-правовой и системного анализа, посредством
которых обосновываются основные выводы, содержащиеся в заключение данного
исследования.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
1.1 Нормативно-правовое
регулирование и концепция развития органов прокуратуры в современной России
прокуратура государственный правоохранительный
надзор
Правовая основа деятельности прокуратуры Российской Федерации
– это фундаментальная часть правового регулирования единой федеральной централизованной
системы. Такое регулирование осуществляется на уровне: федеральных законов РФ;
международных договоров РФ; нормативных правовых актов РФ (актов Президента и
Правительства РФ и др.); ведомственных и межведомственных подзаконных актов.
В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и
законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению РФ (п. «о»
ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации
каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их
противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению,
приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.
В ст. 129 Конституции РФ определены общие вопросы организации
прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора
Российской Федерации и прокуроров субъектов Федерации. Более детально вопросы
организации деятельности органов прокуратуры законодателем изложены в настоящем
ФЗ и постоянно совершенствуются.
Правовые основы организации, порядка деятельности органов
прокуратуры и полномочий прокуроров заложены и других федеральных законах,
регулирующих различные сферы правовых отношений. Об этом имеется указание в Федеральных
законах: «О государственной тайне» № 5485-I от 21 июля 1993 г. (ст. 32), «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ от 3 апреля 1995 г. (ст. 24), «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 г. (ст. 32), «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. (ст. 53), «О службе в таможенных органах Российской Федерации» № 114-ФЗ от 21 июля 1997 г. (ст. 58), «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» № 128-ФЗ
от 25 июля 1998 г. (ст. 16), «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от
12 августа 1995 г. (ст. 21), «О внешней разведке» № 5-ФЗ от 10 января 1996 г. (ст. 25), «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
№ 5473-I от 21 июля 1993 г. (п. 5 ст. 38), «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. (ст. 51), «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 г. (ст. 60).[4]
Правовые основы полномочий прокуроров заложены в Конституции
РФ, в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законах.
В них указаны цели, функции, задачи и компетенция прокуратуры, которые в
совокупности предопределяют единство и централизованность системы ее органов:
действие органов прокуратуры на основе подчинения нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; осуществление ими полномочий
независимо от федеральных органов власти и органов государственной власти
субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений
и в строгом соответствии с действующими на территории России законами, а также
на основе гласности и информирования органов власти и самоуправления, населения
о состоянии законности.
Правовые основы полномочий прокуроров заложены также в международных
договорах и соглашениях Российской Федерации о правовой помощи и сотрудничестве
по различным аспектам борьбы с преступностью.
Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые
средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных,
гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются
соответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданско-процессуальными
кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных
правонарушениях.
Наиболее систематизированная совокупность норм об
организации, полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей
прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе.
В целях надлежащего выполнения возложенной на прокурора функции
в сфере уголовного судопроизводства он наделен широким кругом полномочий.
Для повышения их эффективности Генеральным прокурором РФ
издан ряд организационно-распорядительных документов, положения которых
согласно ч. 2 ст. 30 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» являются
обязательными для исполнения. Они позволяют решать организационные вопросы по
реализации процессуальных норм и обеспечению конституционных прав участников
уголовного судопроизводства.
Прокурор уполномочен не только участвовать в производстве
предварительного расследования, но и в необходимых случаях давать письменные указания
о направлении расследования, производстве следственных действий и иных
процессуальных действий, а также лично производить не только отдельные
следственные действия, но и иные процессуальные действия. Эти полномочия дают
возможность прокурору определяющим образом влиять на ход предварительного
расследования, обеспечивая его надлежащее качество и оперативность, а при
необходимости осуществить любое следственное действие или иное процессуальное
действие без принятия уголовного дела к своему производству, государства могут
поддерживать не только должностные лица органов прокуратуры, как было
предусмотрено УПК РСФСР, но также дознаватель и следователь. В виду этого
законодатель наделил прокурора правом поручить поддержание обвинения в суде
дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному
делу. Рассмотрение этого вопроса вызывает достаточно много нареканий и
противоречивых мнений.
«Законодатель пытается создать такой закон, который бы
обеспечивал защиту личности в уголовном судопроизводстве, причем независимо от
ее статуса.
Проблема заключается в том, что столь часто вносимые
изменения негативно отражаются на деятельности органов предварительного
следствия, органов прокуратуры и суда».[5]
Положения гл.32 УПК РФ, регламентирующие производство по
уголовным делам в форме дознания, привели к тому, что все возбужденные по факту
совершения преступления уголовные дела стали расследоваться органами
предварительного следствия. Данное нововведение значительно увеличило нагрузку
на следователей, у них просто не было физической возможности поддерживать
государственное обвинение в суде.
В этом нововведении есть как свои преимущества, так и
недостатки.
Органы следствия обладают большей информированностью и наличием
доказательств что не мало важно для доказывания вины в совершении преступления -
это преимущество, минус заключается в том, следователь или дознаватель как правило,
не имеют практики выступления в суде и не могут должным образом поддерживать
государственное обвинение в суде.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|