В силу этого и ряда других причин в
научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие
закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными его определениями,
отражающими сложившееся представление о законе на современном этапе, являются
следующие. Закон – это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по
основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую
государственную волю и обладающий высшей силой»[28].
Или: закон – это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным
органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей
юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки
зрения интересов и потребностей населения страны»[29].
«В юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом
порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и
направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений»[30].
Можно привести еще целый ряд
аналогичных определений или сформировать свое собственное определение закона.
Однако главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что
называется законом, выделить и рассмотреть его основные, специфические черты.
Чем выделяется закон среди
других нормативно-правовых актов? Что характеризует его и каковы его основные признаки
и черты? Обобщая весь накопленный материал и используя информацию, содержащуюся
в приведенных выше определениях, можно указать на следующие специфические
особенности закона.
Во-первых, закон – это
нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной
власти (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом – в США, Парламентом – в
Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле
весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.
Данный признак закона
выделяется исследователями многих стран и является довольно устоявшимся. Однако
его нельзя считать обще признанным, как минимум по двум причинам.
Одна из них заключается в
том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в
правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в
качестве фактических творцов закона выступает и другие государственные органы
(например, высшие судебные инстанции). «Если трезво смотреть на вещи, - то
становится ясным, что во многих случаях суды являются творцами законов,
поскольку именно они интерпретируют его. Без авторитетной интерпретации многие
законы – теряют и сам смысл» (Фридмэн Л.
Введение в американское право. – С. 85.). Следующая причина того, почему
названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в
том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве
конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых
странах (как, например, США) он вообще законодательно не закрепляется на
федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в
Швеции) референдум имеет законодательный (императивный), а лишь совещательный
характер. Пи этом конституция Швеции закрепляет, что «предписания о совещательном
референдуме во всем государстве» устанавливаются специальным законом.
Утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной
власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и
широко распространено, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно.
Во-вторых, закон обладает
высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет
верховенство и является главенствующей формой права.
Данные особенности закона
множества раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих
стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф.
Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что «формой права,
преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон,
который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного
общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно
в законодательной деятельности»[31].
Однако применительно к
правовой системе Великобритании и некоторых других стран, где широкое
распространение в качестве источника права получила судебная практика, вопрос о
главенствующей роли закона в системе остальных форм права практикуется
неоднозначно и подвергается сомнению. Так, по мнению французского правоведа Р.
Давида, закон в английской системе права традиционно рассматривался и
рассматривается, не смотря на позитивные сдвиги после Второй мировой войны, в
сторону интенсивного развития законодательства в качестве «второстепенного
источника права». В традиционной английской концепции права закон «не считается
нормальной формой выражения права». Конечно, судьи «применяют закон, но норма,
которую он содержит, принимается окончательно, игнорируется полностью в
английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и
истолкована судами в той форме, какую установят суды»[32].
Не вникая в суть спора и
противоречий, касающихся вопроса о «главенстве» законов в системе других форм
английского права, важно, однако, подчеркнуть, что рассматриваемый признак
данного правового акта, хотя и является устоявшимся, но отнюдь не является общепризнанным
признаком. Помимо всего прочего это свидетельствует об относительном, а не
абсолютном характере знаний о законе и широких возможностях его дальнейшего исследования.
В-третьих, закон как источник
права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по
крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен
так же отражать волю и интересы всего общества или народа. Французский ученый
Морис Ориу в своей книге «Основы публичного права» считает глубоко ошибочной
формулу, согласно которой «закон есть выражение общей воли». Ибо на самом деле
закон является «делом воли большинства существующей в парламенте или в пределах
избирательного корпуса». Именно эта воля, а не общая воля является
«законодательствующей», господствующей. Что же касается общей воли, «не воли
большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля
присоединения или согласия».
В-четвертых, законы, в
отличие от других нормативно-правых актов, издаются по наиболее важным вопросам
государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются, и
регулируется наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедится в этом,
достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в
любой зарубежной стране. Несмотря на существующее между ними различие
касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима,
прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка
законотворчества и др.
В-пятых, законы принимаются,
изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном
порядке.
Законодательная процедура
существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами
– Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является
объективно необходимой.
На примере законодательства
России можно видеть, как на основе законов и в развитие содержащихся в них
положений издаются такие нормативные акты, как постановления правительства РФ.
Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и
культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями
Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к
исполнению в Российской Федерации»[33].
В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции
РФ, федеральным законам и указам Президента России они «могут быть отменены
Президентом РФ»[34].
2.2
Подзаконные нормативно-правовые акты
Подзаконные акты издаются на
основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы.
Несмотря на то, что в
нормативном правовом регулировании социальных связей главное и определяющее
место занимает закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значение в
жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды
подзаконных актов (на примере Российской Федерации), расположенные по иерархии.
1.
Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий,
предусмотренных конституционными и законодательными нормами[35].
Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают
следующие после законов место. Важная роль отводится указам, во многом
благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового
статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая
указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в
праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного,
чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального
Собрания РФ. Распоряжения – это вторые по значимости подзаконные акты главы государства.
Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента
публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства
может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента
РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой
политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного
характера).
2. Постановления
и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются
в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в
форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в
Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они
могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской
Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и
распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат
официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
3. Приказы,
инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти
акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами и
распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства
РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах
компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие,
которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и
ведомства, распространяясь на широкий круг субъектов. Например, акты
Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственного банка,
Государственной налоговой инспекции, таможенного комитета,
санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и
т.п.
4. Решения и
постановления местных органов государственной власти (например, областных
представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы,
Астраханского областного Представительного Собрания).
5. Решения,
распоряжения, постановления местных органов государственного управления
(например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6. Нормативные
акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах
компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих
городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.
7. Локальные
нормативные акты – это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия,
учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего
трудового распорядка).
Система нормативно-правовых
актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм
государственного правления, многовековыми традициями стран, национальными и
другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых
систем строится по признаку степени юридической силы акта. Все коллизии, противоречия
между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий
высшей юридической силой. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и
детализирующую роль[36].
Пределы действия нормативно-правовых
актов
Для правильного применения правовых
норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.
Действие нормативного акта во времени
начинается, по общему правилу, с момента вступления его в силу[37].
1.
Акт вступает в
силу с момента его принятия правотворческим органом.
2.
Акт начинает
действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в
России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с
момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.
3.
Нормативно-правовой
акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте
о введении его в действие.
Установление точного срока вступления
в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их
предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет
свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления
в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания
нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и
существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией
обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.
Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|