Поддерживая
идею Ю.Н. Старилова и аргументацию Н.М. Казанцева, отметим, что
государственная служба, хотя и может пониматься в определенном смысле как
процесс труда, выполнение своих властных полномочий, принципиальные отличия от
понятия труда вообще имеет. Отличий немало, в частности, по следующим критериям:
Вид деятельности
Критерии |
Труд вообще |
Государственная служба,
закон |
Источник правового
регулирования |
Трудовой кодекс |
Устав |
Основание начала |
По договору |
Обязанность |
Возмездность |
Исключительно за деньги |
Может и бесплатно |
Характер возмещения |
Зарплата |
Жалованье, оклад |
Права субъекта |
Общегражданские |
Ограничены |
Отношения |
Материальные,
договорные |
Властные |
Рабочий день |
8 часов |
Не нормирован |
Правосубъектность |
Права и обязанности |
Компетенция, полномочия |
Ответственность |
Трудовая |
Дисциплинарная |
Пенсия |
Ординарная |
Повышенная |
Обеспечение
принуждением |
Государственное или
частное |
Только государственное
принуждение |
Принципы гражданской службы:
1) приоритет
прав и свобод человека и гражданина;
2) единство
правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской
службы субъектов РФ;
3) равный
доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и
равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а
также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми
качествами гражданского служащего;
4)
профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5)
стабильность гражданской службы;
6)
доступность информации о гражданской службе;
7)
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8)
защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их
профессиональную служебную деятельность.
Основными
принципами построения и функционирования системы государственной службы
являются:
– федерализм,
обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение
конституционного разграничения предметов ведения. и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (далее – государственные органы);
– законность;
– приоритет
прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие,
обязательность их признания, соблюдения и защиты;
– равный
доступ граждан к государственной службе;
– единство
правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее
законодательное закрепление единого подхода к организации государственной
службы;
– взаимосвязь
государственной службы и муниципальной службы;
– открытость
государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное
информирование общества о деятельности государственных служащих;
– профессионализм
и компетентность государственных служащих;
– защита
государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную
служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и
физических и юридических лиц.
Реализация
принципов построения и функционирования системы государственной службы
обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными
федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения
и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности – статья
3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».
1.2
Историко-правовой анализ возникновения и развития государственной службы в
России
Необходимость
существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена
самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт
и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой
демократии, показывают, что современное общество не может нормально
функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и
определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала
демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения,
необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный
аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения
радикальных политических, экономических и социальных реформ.
Государственная
Служба России начала складываться по мере становления самой государственности.
В Киевской Руси IX–XI веков отдельные функции или руководство отраслями
княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем
первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то
есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые
управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного)
хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так
как князь считался в дружине «первым среди равных» и в данном военном
образовании присутствовали отношения отличающиеся от отношений «службы».
Активно стала
развиваться государственная служба в период образования Московского
централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается
централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в
Московском государстве. Основой новой государственности стала система наместных
отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как
военную так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок
службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит
разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия
придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины
думных дворян, думных дьяков.
Формируется
принцип местничества, связывающий возможность занятия государственных
должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Вплоть до XII века
продолжают развиваться и укрепляться все эти отношения. В середине XVI века
была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное
землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый
порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы землевладения
обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система
приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое
руководство инструкциями и предположениями по горизонтали. На местах при
воеводах также создаются специальные аппараты управления.
Таким
образом, к XVII веку в России развилась приказно-воеводская система управления.
Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна.
Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и
законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов,
Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.
Восшествие на
престол в 1682 году молодого Петра – I ознаменовало развитие и укрепление новой
системы государственных органов достаточно радикальные изменения
государственного строя в целом. Для проводимых Петром – I преобразований он
заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно
изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял
наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были
устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стал Табель о рангах (1722 г.).
Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся
определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему
чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С
достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного
дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой
класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги
подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую
службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были
аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового
государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях
в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся
важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба
носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба
регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом
(1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую
структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных
учреждений, Устав воинский. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами
царя, а затем императора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|