Акты терроризма особенно ярко проявляются в гражданской
авиации. Кроме захвата и угона воздушных судов (ВС) имеют место угрозы в адрес
воздушного транспорта, несанкционированные проникновения в ВС, нападение на
земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, с требованием
предоставления воздушного транспорта для выезда из страны.
Преступные акты воздействия на ГА приобретают постоянный
характер, начиная с 1984г. Количество угроз в адрес ГА постоянно возрастает. В
период с 1990г. по 1994г. количество актов незаконного вмешательства в
деятельность воздушного транспорта по сравнению с 32 предшествующими годами
удваивается. За недавние годы (с 1990г. по 1995г.) произошло 62 случая попыток
захвата и угона ВС, что составляет примерно 33% от зафиксированных аналогичных
случаев в мире. Разнообразие целей, мотивов и личностей самих террористов, а
также возможностей проведения теракта придает ему свойства как закономерного,
так и случайного события. Случайным является только место, время и вид акта
незаконного вмешательства.
В каждом авиапредприятии составляется программа обеспечения
авиационной безопасности. Она включает в себя три состава действий:
·
действия до
кризисной ситуации;
·
действия во время
кризисной ситуации;
·
действия после ликвидации
кризисной ситуации.
Программа документально оформляется в виде Наставления. Наставление
по планированию обеспечения безопасности ГА и действиям руководителя в
кризисной ситуации, иначе называемое Наставлением для кризисных ситуаций (НКС),
служит руководством для руководителей авиапредприятия при составлении собственных
планов действий в кризисных ситуациях.
НКС - документ, в котором подробно рассматриваются различные
аспекты действий руководства авиапредприятия в кризисной ситуации и при
несчастных случаях.
Первым шагом в разработке системы управления в кризисных
ситуациях для любой организации является оценка действительной или
предполагаемой уязвимости этой организации. Второй шаг, который должен быть
предпринят организацией в разработке системы руководства в кризисной ситуации -
это выявление наличия ресурсов (как внутри, так и вне организации), на которые
можно рассчитывать в кризисных ситуациях. К основным категориям ресурсов
относятся: люди (специалисты и эксплуатационный персонал); средства
обслуживания (эксплуатация, коммунальные услуги, безопасность людей,
административно-хозяйственная служба); оборудование (специализированное
оборудование, автомобили, подъемные краны, трапы и т. д.); средства связи
(телефоны, радиостанции, факсы и т. д.); охрана - важнейший ресурс в разрешении
кризисных ситуаций.
На завершающей стадии разработки системы руководства в
кризисных ситуациях составляется структурная схема взаимодействия подразделений
и должностных лиц с указанием каналов связи и располагаемых ресурсов.
Обязанности должностных лиц по обеспечению авиационной безопасности отражаются
в должностных инструкциях. Администрация авиапредприятий кроме того
руководствуется Положением "О федеральной системе защиты деятельности ГА
от актов незаконного вмешательства.
Беспрецедентный случай незаконного вмешательства в
деятельность ГА произошедший 11 сентября 2001 года в США.
Одновременно (7:58…8:10 утра) были захвачены
террористами-смертниками 4 пассажирских самолета. Первый - «Боинг 767»
авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз» вылетел из Бостона в Лос-Анджелес, однако,
после захвата его террористами, самолет повернул на Нью-Йорк и врезался в
северную башню Всемирного торгового центра. Погибло 92 человека, включая
экипаж.
Второй - «Боинг 767» авиакомпании «Юнайтед Эйрлайнз» вылетел
из Бостона через 13 минут е первого, и должен был лететь по тому же маршруту в
Лос-Анджелес. Но. как и первый самолет, сменил маршрут и взял курс на Нью-Йорк
Прошло всего 18 минут после того, как покачнулась от страшного удара и взрыва
северная башня, и второй самолет врезался в южную башню Всемирного торгового
центра. Погибло 65 человек, включая экипаж. Общее число погибших в результате
тарана и разрушения зданий Всемирного торгового центра составило более 3 тысяч
человек.
Третии - «Боинг 757» авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз» вылетал
из вашингтонского аэропорта Даллес в Лос-Анджелес Однако изменил курс и
врезался в западное крыло министерства обороны США – Пентагон. На борту
самолета находилось 64 человека.
Четвертый - «Боинг 757» авиакомпании «Юнайтед Эйрлайнз»
вылетел из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Через 2 часа 9 минут после вылета самолет
рухнул в окрестностях Питсбурга. Погибло 45 человек, включая экипаж.
Предполагалось, что объектом нападения захваченного самолета могла стать
атомная электростанция.
1.1.2
Защита
Гражданской Авиации от актов незаконного вмешательства
Во всех вопросах,
связанных с защитой гражданской авиации от актов незаконного вмешательства,
первоочередной целью каждого государства является безопасность пассажиров,
экипажа, наземного персонала и общественности в целом. Эффективное обеспечение
безопасности гражданской авиации может быть достигнуто путем разработки,
применения и поддержания всеобъемлющих, гибких и эффективных законов, правил, программ,
мер и процедур.
В каждом аэропорту
необходимо принять программу безопасности гражданской авиации. Ввиду различия
эксплуатационных особенностей, экологических аспектов и характеристик
уязвимости для каждого аэропорта необходимо разрабатывать индивидуальную
программу безопасности.
Целью программы является
обеспечение мер защиты по сохранению жизни и здоровья пассажиров, членов
экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала авиапредприятия,
охраны воздушных судов и средств авиапредприятия, а также предупреждение и
пресечение захвата и угона воздушного судна путем проведения комплекса
мероприятий по выполнению норм, правил и процедур по авиационной безопасности,
определенных "Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности
гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897.
Назначение программы —
разработка процедур и организационных мероприятий по обеспечению в
авиапредприятии в процессе производственной деятельности мер авиационной
безопасности для регулирования вопросов авиационной безопасности в базовом, а
также во всех промежуточных аэропортах назначения, обслуживаемых
авиапредприятием, где осуществляется посадка пассажиров и погрузка грузов, для
авиатранспортировки или выполнения авиационных работ.
Выполнение требований
программы обязательно для всех физических и юридических лиц, а также
сотрудников авиакомпаний и сторонних организаций-заказчиков, в интересах
которых выполняются авиационные работы и услуги.
Невыполнение или
нарушение норм, правил и процедур по авиационной безопасности физическими и
юридическими лицами влечет за собой уголовную или административную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Программа обеспечения авиационной безопасности может
дополняться и изменяться в связи с принятием новых правовых актов,
регламентирующих вопросы обеспечения авиационной безопасности эксплуатантов
воздушного транспорта Российской Федерации.
1.2
Служба
авиационной безопасности
САБ действует в соответствии со стандартами и рекомендациями
ИКАО, положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности
гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным
постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.94 г. № 897,
приказами министра транспорта Российской федерации от 14.04.94 г. и от 17.10.94
г. № 76.
САБ осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по
обеспечению безопасности ГА от АНВ в ее деятельность, а также усиливает
(дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному
транспорту или чрезвычайных обстоятельств.
САБ взаимодействует с другими структурными подразделениями
аэропорта, организациями и эксплуатантами воздушных судов, расположенными в аэропорту
и пользующимися его услугами, а также территориальными органами ФСБ, МВД России
и исполнительной власти при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции.
Служба АБ разрабатывает программу АБ аэропорта и осуществляет
ее реализацию, обеспечивает выполнение норм, правил и процедур по АБ и
подчиняется непосредственно директору по АБ.
САБ в гражданской авиации имеет широкие полномочия по защите
воздушного транспорта и его пассажиров от незаконного вмешательства в работу
гражданской авиации и от уголовных актов насилия.
Первичным механизмом осуществления этих требований служит
охрана аэропортов, представляющая собой самый важный ресурс компании
эксплуатанта, предусмотренный в системе руководства в кризисно]! ситуации.
Термин "охрана аэропорта" в данном случае означает людей, объекты и
оборудование, используемые для обеспечения безопасности аэропорта и, в
частности, в кризисной ситуации, либо в обычном j ом порядке, либо по устному
или письменному соглашению. Это может включить в себя широкий спектр ресурсов
обеспечения безопасности или ресурсов, имеющих к ним отношение, которыми
располагает служба авиационной безопасности аэропорта и другие организации.
1.3
Классификация
технических средств и систем обеспечения безопасности авиапредприятия
Создать систему безопасности — это значит, прежде всего, обосновать
тактико-технические требования к ее материально-технической части.
Существующие инженерные и технические средства борьбы с
терроризмом не универсальны. Они позволяют выявить и нейтрализовать террористические
угрозы только при определенных условиях или сценариях развития событий. Очень
часто при этом важны организация и технология защиты. Важную роль при этом
играют временные требования по рациональной асинхронной противодействии угрозам.
Изобразим графически динамику развития угроз и противодействий.
Можно считать процессы развития угрозы и противодействия
процессами статическими во времени. В таком случае они описываются так
называемыми вероятностными законами распределения. Если, в частности,
обозначить (X*) - закон для угрозы (т.е. вероятность ее реализации за время t), то функция 0 (1) будет
возрастающей, стремящейся к 1. На рис.1 представлены расчетные данные
относительной величины Т (1/ТР для различных значений Тх/Тр. Из них следует,
что :
·
чем больше время
То - упреждения угроз и блокировки, тем больше эффективность защиты;
·
при очень
медленных реакциях системы на опасность (когда Тр\Тх) время упреждения или
блокировки связано с эффективностью О следующим образом:
Т > Т„ (1)
Рассмотрим случай, когда среднее время реализации угрозы Тх =
10 минут, а среднее время прибытия сил быстрого реагирования Тр = 1 5 минут.
Здесь Т/Тр =
0,67. В отсутствии упреждения и блокировки эффективность защиты угроз
получается невысокой, при То = 0, р = 40% . Однако при Т/Тр =4 , т.е. при наличии
упреждения или блокировки угрозы со временем I ч. эффективность защиты
возрастает до 99%.
На графике рис. 1. То - время упреждения и блокировки угрозы.
Тр -время реакции системы на сигнал тревоги . За Тх - обозначим среднее время
реализации угрозы.
Если считать, что все процессы случайные и подчиняются
нормальному закону распределения, то для эффективности защиты, которую обозначим
как Q справедливо соотношение:
Q = 2 - еТо/Тр (1 + Тх./Тр) (1)
0 0,50 1,0 1,5
2,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|