Дипломная работа: Избирательная система РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский государственный университет
Кафедра конституционного и административного права
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ТОКАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Кемерово – 2002
Содержание
|
Введение
|
3.
|
1.
|
Выборы в системе
государственной власти
|
4.
|
1.1.
|
Демократия и выборы.
|
4.
|
1.2.
|
Выборы как политическая
ценность и правовой институт
|
5.
|
1.3.
|
Принципы организации и
проведения выборов.
|
7.
|
2.
|
Понятие и виды
избирательных систем
|
14.
|
2.1.
|
Понятие избирательной
системы.
|
14.
|
2.2.
|
Мажоритарная система.
|
14.
|
2.3.
|
Пропорциональная
система.
|
16.
|
2.4.
|
Полупропорциональные
системы
|
21.
|
2.5.
|
Система единственного
передаваемого голоса.
|
22.
|
2.6.
|
Смешанные системы.
|
23.
|
3.
|
Избирательное
законодательство в системе конституционного права
|
25.
|
4.
|
Источники избирательного
права Российской Федерации
|
37.
|
5.
|
История развития
избирательной системы России
|
43.
|
6.
|
Развитие российского
избирательного законодательства (1993 - 1999 гг.)
|
60.
|
7.
|
Федеральная
избирательная система
|
66.
|
7.1.
|
Выборы депутатов Государственной
Думы
|
68.
|
7.2.
|
Порядок формирования
Совета Федерации
|
69.
|
7.3.
|
Проблемы выдвижения и
регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в Государственную Думу
|
70.
|
7.4.
|
Роль избирательных
комиссий в организации и проведении выборов
|
75.
|
7.5.
|
Финансирование
избирательных кампаний
|
77.
|
8.
|
Соотношение федерального
избирательного законодательства и избирательного законодательства субъектов
Российской Федерации
|
82.
|
9.
|
Региональные выборы
|
85.
|
10.
|
Предложения по развитию
избирательной системы России
|
89.
|
|
Список литературы
|
101.
|
Введение
В условиях становления и
развития в России демократического правового государства народовластие, которое
в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне
превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности,
механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих
путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти
и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней
дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и
местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения
страны на обозримый период.
Недостаточно объявить Россию
демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее
положение. Главное - добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании
миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения.
Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений
человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое
место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является
общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в
своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия
превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Сегодня как никогда ощущается
потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и
государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового
решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и
исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Выборы - весьма эффективная
форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде
всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной
позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий
период истории страны.
Выборы - это способ
воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора
по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих
сограждан.
И, наконец, выборы - это
мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить
свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не
только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной
жизни.
1. Выборы в системе
государственной власти
1.1.Демократия и выборы.
Система организации выборов
(избирательная система) и избирательное право являются необходимыми элементами
осуществления народовластия - исходного принципа российской государственности.
Конституция Российской Федерации содержит основополагающие положения,
относящиеся к организации и проведению выборов и имеющие высшую юридическую
силу, прямое действие и применение на всей территории страны.
В Конституции обозначена
конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как
политической формой организации государственной власти и выборами как
институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия
граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам
конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан,
государственной правосубъектности общества, согласно которым единственным
источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ,
осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Фундаментальной является
конституционная характеристика институтов референдума и выборов как высшего и
непосредственного выражения власти народа.
К конституционным основаниям
становления и развития политической демократии и обеспечивающего ее
избирательного права и законодательства относятся также верховенство
Конституции и федеральных законов, наличие конституции (устава) и
законодательства у каждого субъекта Российской Федерации, единство системы государственной
власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Особо важны для понимания
природы конституционной демократии и правового регулирования избирательного
процесса положения статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающие
политическое субъективное право граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме. Для сохранения и развития институтов политической
демократии существенное значение имеет конституционная норма, запрещающая
издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина, которые могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое
определение демократической государственности признает в качестве ее
атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых гражданами
на определенный срок1.
Решение всего комплекса вопросов воспроизводства и ротации выборных институтов
власти через избирательный процесс связано с соблюдением ряда основных
политико-правовых принципов2.
И хотя указанные признаки
парламентарной демократии относятся к опыту функционирования и развития
институтов классической модели организации публичной власти, в своих исходных
определениях они имеют общее значение и смысл, поскольку основу любой
демократической политической системы составляет единство принципов
представительности общественных интересов и выборности их полномочных
представителей.
В них обнаруживает себя
действительная природа взаимоотношений между обществом и государством,
гражданином и властью как двумя конститутивными элементами любой политической
системы. Выборы и демократия - хотя и взаимозависимые, но не совпадающие
категории. Историческая практика знает множество примеров использования выборов
в ситуациях, не предполагающих ротацию и передачу власти по итогам голосования.
Демократические, свободные, открытые и конкурентные выборы - итог длительной
эволюции социальных, политических и правовых институтов. В современных условиях
перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление граждан
на выборах является исходным условием легитимности власти, непрерывности,
сменяемости и преемственности в деятельности выборных государственных
институтов, сама возможность перехода находится в прямой зависимости от
последовательного освоения и безусловного соблюдения политических и правовых
принципов организации и проведения выборов, культивирования навыков
демократического участия граждан в избирательном процессе и понимания ими
социального значения периодически проводимых избирательных кампаний.
Традиционный взгляд на выборы
как формальную процедуру формирования органов публичной власти является
ограниченным и неполным в ситуации, когда выборы превращаются в институт
народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан,
конституционную основу государственного строя. В этом контексте реальное
содержание и разнообразные функции выборов могут быть предметно раскрыты и
определены в системе таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право,
избирательная система и избирательный процесс. Их изучение и составляет предмет
данного курса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|