на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Изучение понятия экстремизма и проблемы противодействия и предупреждения его органами внутренних дел

Во – вторых, экстремизм есть использование крайних, радикальных форм и методов деятельности. «Крайность» предполагает, как указано в Шанхайской конвенции 2001 г., физическое или психическое насилие. Однако экстремисты могут совершать и ненасильственные действия, например, производить и распространять экстремистские материалы, возбуждать ненависть либо вражду по признакам пола, расы, национальности языка или принадлежности к какой – либо группе.

В третьих, все виды экстремистской деятельности, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» связывает одна черта – идейная основа, которая выражается в отрицании всякого инакомыслия, ксенофобии, желании навязать свои теории и взгляды другим людям.

В – четвертых, если рассматривать экстремизм с правовой точки зрения, то его признаком является противоправность экстремистских действий, то есть их запрещенность законом. Они могут быть запрещены нормами уголовного, административного и иных отраслей права. Экстремистские действия признаются законодателем противоправными потому, что они причиняют вред определенным общественным отношениям. Если экстремистские действия причиняют существенный вред правоохраняемым благам и интересам, то они должны признаваться преступными. Во всяком случае, существенный вред наносится при посягательстве на мир и безопасность государства, нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также применении у потерпевшим физического или психического насилия по экстремистским мотивам.

В – пятых, субъектами экстремистской деятельности могут быть юридические и физические лица. Например, за производство и распространение экстремистских материалов несут административную ответственность как граждане, в том числе должностные лица, так и юридические лица.

С точки зрения, государственно-политического подхода должен быть введен дополнительный признак, каковым является признак общественной опасности. Только те сторонники крайних взглядов и мер могут быть признаны экстремистами, с государственно-политической точки зрения, приверженность которых своим убеждениям прямо или косвенно угрожает безопасности личности, общества и государства. Если же такой опасности они не представляют, то и отнесение их к экстремистам может носить только чисто формальный, казуистический характер.

Например, убежденные сторонники взгляда, согласно которому американцы, никогда не высаживались на Луне и все свои «доказательства» пребывания там сняли в павильонах Голливуда, очевидно, никакой серьезной опасности ни для кого не представляют (по крайней мере, в России). В то же время сторонники, например, полного запрещения абортов представляют определенную опасность для некоторых женщин, которым аборт может оказаться необходимым по медицинским показаниям. Однако и сторонники крайней свободы абортов также представляют определенную общественную опасность как с точки зрения морали и здоровья общества, так и с точки зрения его демографической безопасности. Наконец, сторонники, например, доктрины анархизма, призывающей к полному упразднению государства, представляют для общества самую серьезную опасность, причем, тем большую, чем шире движение сторонников таких идей и чем более насильственными методами они борются с противниками подобных взглядов и программ.

Приведенные примеры должны были продемонстрировать существование разной степени опасности экстремизма различных форм. Поэтому, даже и с добавлением признака общественной опасности, мы еще не получаем основания для квалификации экстремизма с государственно-политической точки зрения. Государство и общество должны интересовать, главным образом, опасные, очень опасные и крайне опасные формы экстремизма. Экстремизм же незначительной общественной опасности не заслуживает серьезного государственного и общественного внимания и должен восприниматься с определенной долей терпимости. Иначе говоря, экстремизм выделяется в особую государственно-политическую категорию не столько потому, что он представляет собой некую крайность, сколько потому, что такая крайность несет с собой высокую или крайнюю опасность для личности, общества и государства.

С государственно-политической точки зрения, определение степени общественной опасности конкретной формы экстремизма должно вырабатываться не кулуарно-экспертным, а демократическим путем — в ходе широких общественных, научных и парламентских дискуссий, с окончательной опорой на широкое общественное мнение конкретной страны. При этом следует иметь в виду, что одни и те же формы экстремизма для разных стран представляют неодинаковую опасность. Так, например, расизм и крайний национализм (этноцентризм) не актуальны и не опасны в настоящее время в условиях Японии или Кореи, но очень опасны для таких стран, как Россия (или бывшая Югославия). Соответственно и степень противодействия этим формам экстремизма в разных обществах должна быть различной. Какого-то единого международного стандарта, применимого для всех стран и народов одновременно, в данном случае не существует.

Итак, экстремизмом, с государственно-политической точки зрения, следует признавать приверженность конкретных лиц или организаций к крайним взглядам и мерам общественной практики, несущим в себе высокую степень опасности (потенциальной или актуальной) для личности, общества и государства. Степень такой опасности должна определяться на основе широкого общественного мнения, в ходе научных, общественных и парламентских дискуссий. Меры, принимаемые для профилактики и противодействия конкретным формам экстремизма, должны соответствовать степени их общественной опасности в конкретной стране.

Однако и этого, более конкретного, определения экстремизма все еще недостаточно для полноценного проникновения в его суть. Дальнейшая конкретизация данного определения требует обращения к социальным причинам и условиям, порождающим опасные формы экстремизма.

В качестве таких причин и условий в самом общем виде выступают общественные противоречия. Социально-государственная ткань современного высокоразвитого общества с достаточно богатой культурой и историей пронизана множеством самых разных противоречий, среди которых особое значение для понимания сути экстремизма имеют противоречия между большими и сверхбольшими группами людей, в числе которых следует выделить прежде всего следующие.

1. Межрелигиозные и межконфессиональные противоречия.

2. Межэтнические и культурно-этнические противоречия.

3. Межрасовые противоречия.

4. Политические противоречия (между силами, борющимися за власть в государстве).

5. Межнациональные (межгосударственные, международные) противоречия.

6. Межклассовые противоречия.

7. Рыночно-экономические противоречия (между представителями различных отраслей современной экономики и различными глобальными игроками современного рынка).

8. Идеологические противоречия (между приверженцами различных идеологических течений и доктрин, предлагающими различные формы и способы разрешения всех социальных противоречий).

Указанные основные противоречия существуют в обществе объективно, независимо от воли и желаний людей, и в общественной жизни они проявляются в виде межличностных и межгрупповых конфликтов.

В ходе этих конфликтов и их осмысления противоборствующие стороны вырабатывают те или иные идеологии и программы, направленные на принципиальное разрешение этих конфликтов. И как раз в специфике этих принципиальных разрешений и может заключаться общественно опасный экстремизм.

С этой точки зрения, суть экстремизма заключается в том, что одна из сторон социального конфликта (или обе стороны) избирают такой способ его разрешения, который сводится к моральному, правовому или даже физическому уничтожению одной из сторон конфликта. Вместо цивилизованного и социально плодотворного способа разрешения объективных противоречий (а жизнь общества и состоит из такого повседневного разрешения этих противоречий) избирается способ непримиримый, антагонистический, основанный на представлениях о принципиальной неразрешимости противоречия без морального, правового или физического уничтожения одной из сторон.

Именно с избранием сторонами конфликта такого подхода и с реализацией его на практике социальные конфликты максимально обостряются, и нормальной жизни общества начинает угрожать повышенная опасность. Общественная опасность экстремизма, таким образом, состоит в избрании им непримиримой, антагонистической позиции по отношению к своему оппоненту (или противнику) в том или ином социальном конфликте, существующем в рамках объективных социальных противоречий.

В то же время фашизм и национал-социализм как формы экстремистской идеологии устанавливают целый «букет» неразрешимых противоречий. Прежде всего, это расизм как противоречие между «арийской» расой господ и всеми остальными «неполноценными» народами, подлежащими арийскому порабощению и подчинению. В рамках этого конфликта германский фашизм особое значение придает конфликту с еврейским народом как самым «зловредным», подлежащим полному устранению. Столь же непримиримо фашизм относится и к своим идеологическим противникам — либерализму и коммунизму (социализму). Менее радикально, но достаточно жестко фашизм относится к крупной буржуазии, к церкви, к рыночным формам регулирования экономики, к сторонникам свободы мысли и т.д.

Таким образом, наиболее общественно опасными, с государственно-политической точки зрения, являются такие экстремистские доктрины, программы и формы социально-политического действия, которые отрицают за одной из сторон объективного социального противоречия и социального конфликта равное право на существование, объявляя сосуществование сторон конфликта в той или иной форме невозможным и призывая к моральному, правовому или даже физическому насилию над своим противником, его имуществом, ценностями, святынями и т.д.

Подводя итог, можно сформулировать следующее понятие: экстремизм есть антиобщественное поведение физических или юридических лиц, которое выражается в противоправном использовании насилия или иных крайних форм и методов деятельности по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, ненависти или вражды в отношении какой – либо социальной группы и тому подобным идейным мотивам.

1.2 Классификация современного экстремизма

Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения. Кроме того, он может быть классифицирован по различным теоретическим основаниям (сферам жизнедеятельности, объектам направленности экстремистской активности, возрастным характеристикам субъектов экстремистской активности и т.д.). Научно-практическое обобщение тех или иных явлений позволяет классифицировать экстремизм по направленности – на экономический, политический, националистический, религиозный, молодежный, экологический, духовный и др. И при этом экстремизм может быть также смешанного характера.

Экономический экстремизм направлен на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др.

Источником политического экстремизма является деятельность лиц, создающих предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных Сил, систем образования и здравоохранения России и использующих средства массовой информации для запугивания населения, разрушения моральных основ общества, пропаганды насилия, в том числе путем его показа под предлогом осуждения.

Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций, провозглашает верховенство одной нации над другими. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации (борьба за Халистан в Индии, движение басков в Испании и др.).

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

Экологические экстремисты выступают против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. При этом непосредственное отношение к его деятельности могут иметь взрослые, которым молодежь своим противоправным поведением зачастую стремится подражать. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.[5]

Именно молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера. Негативное воздействие к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под воздействием пропаганды экстремистских идей, а также на основании собственного жизненного опыта под влиянием определенных факторов (избытка свободного времени и его неорганизованности, отсутствия возможности или желания продолжать образование и как следствие невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, несформированности или ограниченности интересов) толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности.[6] Из приложения А можно получить представление о социальной базе экстремальных настроений в молодежной среде. Активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.