Во времена правления
Петра I был внедрен в законодательство принцип служения не только царю, но и
Отечеству. "Государственное служение" сопровождалось заботой
государства о здоровье военнослужащих, о социальном обеспечении их семей.
Например, в 1701 г. указом Петра I женам погибших на войне военнослужащих
предоставлялись поместья "на пожиток". В 10 - 20-е гг. XVIII в. среди
офицеров и нижних чинов, получивших увечья на войне, проводился отбор для
обучения. Другие (нижние чины) определялись в специализированные дома либо
направлялись в монастыри, чтобы не нищенствовали.
В середине XIX в.
законодательство Российской империи, в том числе и военное, подверглось
кодификации. С 1869 г. основным хронологическим сборником военного
законодательства стали "Приказы по военному ведомству", многие из них
включали нормы о содержании и льготах раненым и семьям погибших. Так,
систематическое участие России в войнах требовало внимания со стороны
государства к защитникам Отечества: практиковалась надбавка к жалованью в размере
годового содержания за особое участие в боевых действиях. Был регламентирован
порядок обеспечения лиц, увольняемых с военной службы, должностями в
гражданском ведомстве, обеспечения увечных воинов протезами и лечением в
медицинских учреждениях, порядок функционирования инвалидных домов и приема в
них. Законодательно учреждались благотворительные комитеты, основанные на
средства, пожертвованные для этой цели.[6]
В 1912 г. был утвержден
Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их
семействам, в котором право на пенсию имели как раненые 1-го и 2-го класса, так
и члены семьи военнослужащего. Пенсии для офицерских чинов выплачивались из
разных источников: из государственного казначейства; из вспомогательных и
пенсионных капиталов казачьих войск; из эмеритальной кассы военного сухопутного
ведомства.
Помимо пенсий,
военнослужащим-офицерам в случае причинения вреда жизни или здоровью
производились выплаты из средств Александровского комитета о раненых, которые с
учетом пенсии не должны были превышать оклада по должности. Если военнослужащий
или члены его семьи в случае причинения вреда жизни или здоровью не приобретали
права на пенсию, то им выплачивалось единовременное пособие в размере оклада
годового жалованья.
Нижние чины (от
капитана до рядового) получали пенсии в соответствии с Положением о призрении
нижних воинских чинов и их семейств. Пенсия выплачивалась независимо от материального
положения лица с учетом степени утраты трудоспособности (было установлено 5
разрядов) и составляла от 216 до 30 руб. в год. Был установлен порядок учета
заболеваний и определения степени утраты трудоспособности.
Лица, имевшие увечья,
ранения, заболевания, а также семьи погибших пользовались покровительством
Александровского комитета о раненых при условии их годового дохода ниже 300
руб. - для нижних чинов, 1000 руб. - для обер-офицеров, 1500 руб. - для штабных
офицеров, 3000 руб. - для генералов, адмиралов.
Покровительство
комитета заключалось: в предоставлении пенсии из инвалидного капитала;
ходатайстве о назначении государственных пенсий и прибавок к ним; выплате
единовременных пособий; предоставлении ссуды; выдаче свидетельств на квартирные
деньги; трудоустройстве; выделении мест в специальных домах и благотворительных
заведениях; содействии в воспитании детей; выплате пособий лицам офицерского
состава на наем прислуги и пособий на лечение, в том числе в санаториях,
пособий на погребение; обеспечении бесплатного лечения в больницах гражданского
ведомства.
Таким образом, под
возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, в царской
армии подразумевался комплекс поддерживаемых государством мер, направленных на
обеспечение жизненно важных потребностей потерпевших. Военнослужащие, ставшие
инвалидами, а также члены семей погибших военнослужащих имели право:
- на получение пенсий
из государственной казны как основного вида обеспечения;
- на получение пенсий
из других источников (кассы взаимопомощи, благотворительные фонды);
- на удовлетворение
имущественных потребностей в натуральной форме (земельные участки, направление
в приюты, дома-интернаты);
- на получение
социальных льгот (бесплатное лечение в больницах гражданского ведомства,
протезирование, трудоустройство в интендантском ведомстве).
Особенность
законодательства России начала XVII - начала XX вв. о возмещении вреда,
причиненного жизни или здоровью военнослужащих, состояла в том, что нормы
военного законодательства устанавливали для каждой категории военнослужащих
способ и размер выплат, порядок предоставления льгот.
В то же время нельзя
сказать, что в этот период право на возмещение вреда было полностью
гарантировано военнослужащим. В период с петровских времен до эпохи Николая I
(начало XVII - первая четверть XIX вв.) русская армия с 200 тыс. человек
выросла до 2 млн.. Только с 1802 по 1815 гг. было призвано 2160000 рекрутов,
что составило 41% мужского населения от 20 до 40 лет. Фактически численность
армии превысила финансовые возможности государства, что осложняло реализацию
декларированных норм о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью
военнослужащих. Тем не менее ценность для российского военного права
представляет, с одной стороны, выработанный принцип детального правового
закрепления объема и размера возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью
военнослужащих (посредством материальных норм), а с другой - четкий механизм
реализации права на его возмещение (посредством процессуальных норм).[7]
В период 1917 - 1918
гг. законодательство о возмещении вреда, причиненного гражданину,
соответствовало политической ситуации в стране. В первые месяцы после революции
Советом Народных Комиссаров (СНК) были приняты постановления, направленные на
обеспечение легитимности власти среди малоимущих слоев населения (пенсионеры,
инвалиды и др.). Так, 10 ноября 1917 г. СНК был принят Декрет "Об
увеличении пенсии рабочим, пострадавшим от несчастных случаев", по
которому предусматривалось: всем пенсионерам-рабочим, пострадавшим от
несчастных случаев по 1917 г. включительно, пенсию немедленно увеличить с 1
января 1917 г. на 100% за счет пенсионного фонда. Пенсионный фонд планировалось
пополнять в течение 3 лет из запасного капитала, свободных остатков от операций
и в случае недостаточности их - дополнительными взносами предпринимателей.
Военнослужащим-пенсионерам предусматривалась выплата процентных надбавок к
пенсиям за время с 1 сентября 1917 г. о выдаче процентных добавок к пенсиям
военнослужащих.
После революции были
упразднены ранее существовавшие благотворительные учреждения и общества помощи
инвалидам, а все их функции и имущество были переданы вновь созданному
Исполнительному Комитету увечных воинов, впоследствии - Всероссийскому Совету
увечных воинов. При местных Советах рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов были созданы отделы по назначению пенсий военно-увечным. В
соответствии с Декретом СНК "О социальном обеспечении увечных воинов"
от 20 апреля 1918 г. "решающее слово в деле социального обеспечения
увечных воинов и расходовании государственных средств принадлежит органам
государственной власти".[8]
Таким образом,
существовавший до 1917 г. комплекс поддерживаемых государством мер по
возмещению вреда военнослужащим и членам их семей был заменен централизованной
государственной системой социального обеспечения, в котором преобладало
натуральное обеспечение военнослужащих - за солдатами сохранялось право на
получение продовольствия и предметов обмундирования. Денежные оклады
военнослужащим были подразделены на тыловые и боевые и составляли
соответственно:
-солдат 150 (250 руб.
для семейных) и 200 (300) руб.
-взводный командир 300
и 350 руб.
-командир полка 450 и
500 руб.
-начальник дивизии 600
и 600 руб.
-командующий корпусом
700 и 700 руб.
С 1 марта 1919 г.
оклады солдатам были увеличены на 100 руб. Для сравнения - минимальная месячная
заработная плата рабочего в г. Москве устанавливалась 600 руб., а высшего
медицинского и технического персонала - 3000 руб. в месяц. Можно предположить,
что в 1918 - 1920 гг., несмотря на более высокие оклады рабочих и служащих,
существенную роль играло натуральное обеспечение, право на которое имели только
военнослужащие.
Основу возмещения
вреда, причиненного жизни или здоровью работника, в 20-е гг. XX в. составляли
нормы о социальном обеспечении, что нашло отражение в гражданском
законодательстве. ГК РСФСР 1922 г. содержал нормы, ограничивающие
ответственность организации за вред, причиненный жизни или здоровью работника.
Например, организация, вносящая страховые взносы в порядке социального
страхования, освобождалась от обязанности возмещения вреда, причиненного
наступлением страхового случая. Суммы, выплачиваемые по линии социального
страхования, были единственным источником возмещения вреда: "По нашему
закону вознаграждение за увечье исходит из принципа социального
страхования".
Социальное страхование
работников было государственной монополией, что нашло закрепление в Декрете СНК
"Об организации страхового дела в Российской республике" от 28 ноября
1918 г. Все частные страховые общества и организации были ликвидированы. В
основе возмещения вреда жизни или здоровью работника были нормы о социальном
страховании. Неуплата страховых взносов влекла не только "принятие меры
бесспорно-принудительного взыскания но и привлечение к уголовной
ответственности"[9].
Если в 1918 - 1964 гг.
возмещение вреда работнику осуществлялось в порядке социального страхования, то
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего, ограничивалось
государственным обеспечением. Например, Декрет СНК об организации
рабоче-крестьянской Красной Армии от 15/28 января 1918 г. предусматривал полное
государственное обеспечение военнослужащих, а также нетрудоспособных членов их
семей, находившихся на их иждивении. Воины рабоче-крестьянской Красной Армии
состоят на полном государственном довольствии и сверх всего получают 50 руб. в
месяц.
Нетрудоспособные члены
семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются
всем необходимым по местным потребительским нормам, согласно постановлениям
местных органов Советской власти".[10]
Нормы о государственном
обеспечении военнослужащих были систематизированы и закреплены в Кодексе
законов о льготах и преимуществах для военнослужащих рабоче-крестьянской
Красной Армии и рабоче-крестьянского Красного Флота Союза ССР и их семей,
утвержденном Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. Кодекс устанавливал
льготы лицам командного, административного, политического, медицинского и
ветеринарного состава рабоче-крестьянской Красной Армии и рабоче-крестьянского
Красного Флота и их семьям в области трудового землепользования и сельского
хозяйства, налогов и сборов, народного образования и здравоохранения, при
перевозках, при несении службы в отдаленных местностях, судебные, жилищные, а
также по выплате пособий.
Постановлением ЦИК и
СНК от 23 апреля 1930 г. был утвержден Кодекс о льготах для военнослужащих и
членов их семей, в котором предусматривалось что военнослужащим кадрового
рядового и начальствующего состава (кроме досрочноотпускных) в случаях тяжелой
болезни, ранения, контузии, повреждения и крайнего переутомления, вызванного
выполнением служебных обязанностей, могут выдаваться из средств наркомата по
военным и морским делам денежные пособия на лечение и восстановление здоровья,
т.е. льготы и преимущества, закрепленные в военном законодательстве, не
исключали возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих,
посредством дополнительных выплат на лечение, протезирование и др.
В практике судов общей
юрисдикции 1925 - 1960 гг. гражданские иски о возмещении вреда, причиненного
здоровью военнослужащего, предъявленные к воинским частям, не удовлетворялись,
так как признавалось, что такое возмещение ограничивается государственным
обеспечением в соответствии с Положением о государственном обеспечении
инвалидов военной службы и членов их семей.
В начале 60-х гг. XX в.
несколько изменился подход судебных органов к вопросам возмещения вреда,
причиненного жизни или здоровью военнослужащих Возмещение вреда, причиненного
работнику при исполнении им трудовых обязанностей, осуществлялось на основании
специального нормативного акта - правил возмещения предприятиями, учреждениями,
организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем или иным
повреждением здоровья, утвержденных Постановлением Государственного комитета
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС
от 22 декабря 1961 г., а также Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2
октября 1961 г., установившего особый (административный) порядок выплаты сумм в
возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью работника, - на основании
приказа администрации организации. Споры о размере выплат рассматривались
профсоюзным комитетом, а при несогласии с ним стороны вправе были обратиться в
суд, основывая свои требования на нормах гражданского законодательства, закрепившего
принцип полного возмещения вреда: "Вред, причиненный личности или
имуществу гражданина, организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред,
в полном объеме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Союза ССР".
Таким образом,
возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, основывалось на
нормах социального страхования и государственного пенсионного обеспечения, так
и на нормах гражданского законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|