Новым процессом, реализованным в
дипломном проекте для программных средств АСПО, является выявление «группы
повышенного риска» и восстановление здоровья этой группы на основе
математического моделирования статического и динамического распределения
измерений медицинских параметров. «Процесс» - это ключевое слово в
рассматриваемой концепции реинжениринга, означает не только использование
специализированных технических средств и ИТ, но и постоянную работу всех
участников, задействованных в обеспечении перевозок, направленную на выявление
потенциальной опасности на ранней стадии и своевременного предупреждения. Все
технические средства, начиная от средств измерений, сетевых решений,
корпоративной базы данных до средств анализа подчинены этой цели. Фактически
АСПО - это система управления, которая обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений транспортных предприятий и предприятий с высоким
риском возникновения массовых катастроф в сочетании с автоматизацией
предрабочего (предрейсового) медицинского осмотра. Структура АСПО четко
определяет функциональные подразделения и их связи внутри нее. Это позволяет,
на базе поставленных целей и решаемых задач, выявлять участки межструктурного
взаимодействия, где можно применять методы идентификации полезной информации и
расширять базу ИТ всей системы. В определении набора численных характеристик
для клинического использования необходимо рассмотреть понятие медицинской нормы
наблюдаемых параметров.
1.2 Стандартные функции АСПО
АСПО позволяет произвести выборки работников локомотивных бригад,
относящихся к группе повышенного риска:
1. Выборки
работников локомотивных бригад, относящихся к группе повышенно риска с помощью
выбора математического ожидания и дисперсии. В заштрихованной зоне (АД свыше 140 мм.рт.ст. содержится группа работников, которая по показателям АДС может быть отнесена к группе
повышенного риска).
2. Список этих работников локомотивных бригад, входящих в группу
повышенного риска но показателю АДС > 140 мм.рт.ст. Задав минимальное количество осмотров, которое определяется в соответствии с выбранным промежутком времени
(например, если запрос выполнен за 1 месяц, - от 5 до 15 осмотров) и процент
попадания в выделенную зону (например 70 %), можно выделить значимую группу из
всего состава.
3. Выделение фамилии работника для получения индивидуальных сведений.
Предоставляется возможность выбора пороговых значений, анализ психофизиологических
показателей и произвести запись в буфер для дальнейшего анализа.
4. Выполнение систематического обследования, входящих в группу работников
с неадаптивной реакцией и срывом адаптации с помощью производственных врачей и
психологов депо.
5. Применение такой методологии
позволяет сделать существенно важные шаги для соединения медицинского,
психологического и физиологического подходов к оценке здоровья работников
локомотивных бригад. Например, начать определение взаимосвязи психологического
фона возникающих заболеваний с конкретной диагностикой.
1.3 Медицинские и психофизиологические аспекты выделения группы
повышенного риска
1.3.1 Оценка параметров
профессиональной пригодности
Часто регистрируемые случаи
профессиональных заболеваний – это болезни, связанные с воздействием на
организм шума – нейросенсорная тугоухость – около 50%. Заболевания пылевой
этиологии занимают второе место – 15–20% . На третьем месте стоят заболевания
опорно-двигательного аппарата – 10–15%, далее вибрационная болезнь – около 10%.
По статистике, наибольшее число
зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний выявляются среди членов
локомотивных бригад – около 30%.
По результатам предрейсовых медицинских осмотров с помощью автоматизированной
системы предрейсового медицинского осмотра на базе аппаратно программного
комплекса КАПД-01-СТ, выделяется группа риска по возможности развития
патологических состояний и внезапного ухудшения самочувствия. За этот период
времени стало ясно, что данная система может применяться для динамического
контроля функционального состояния работников локомотивных бригад.
Группу риска по результатам медицинского и психологического обследований
в основном составляют соматические заболевания около- 57%, психосоматические
заболевания около 20% и около 23%- лица, у которых при медицинском обследовании
признаков заболевания не обнаружено, т.е. с психологическими проблемами. Как
видно из приведенных данных, около 43% работников локомотивных бригад,
попадающих в группу риска, нуждаются в помощи психолога.
Такое положение и заставило объединить усилия медицинских работников и
психологов локомотивных и мотор-вагонных депо в борьбе за здоровье и
профессиональную работоспособность работников локомотивных бригад. Опыт работы
психологов с группой риска дает право говорить о том, что комплекс КАПД-01-СТ и
аналитические программы автоматизированной системы предрейсового медицинского
осмотра позволяют выделять у работников локомотивных бригад такие состояния,
как стрессовые, депрессивные, психоэмоциональную неустойчивость,
накапливающееся утомление.
В исследовательском плане дальнейшая работа психофизиологических
подразделений дорог направлена на уточнение корелляции между величинами
индексов и психофизиологическим состоянием, состоянием здоровья работников
локомотивных бригад.
Как показывает опыт работы, выделение группы риска по результатам
предрейсового медицинского осмотра, на основе показателей индекса напряженности,
SDR, Sit, показателям периферической гемодинамики, в основном
происходит в период предболезни. По этой причине в инструкции психолога депо
указано на необходимость консультации таких работников цеховым врачом с целью
исключения соматического или психосоматического заболевания независимо от
полученных им результатов обследования. Это делается с целью не просмотреть
развитие болезни.
В зависимости от полученных результатов медицинского и психофизиологической»
обследований, проводятся системные мероприятия: медицинские, восстановительные,
реабилитационные.
В случае
обнаружения соматического или психосоматического заболевания на первый план выступают
медицинская и психотерапевтическая помощь. Если же признаков заболевания не удается
обнаружить, на первый план выступает психологическая помощь.
Психофизиологическое обследование
проводится параллельно с медицинским обследованием психологом локомотивного
депо в первые 7 дней с момента отнесения работника локомотивной бригады к
группе риска. Такое раннее обследование позволяет не только установить причину
изменения функционального состояния, но и своевременно принять меры по
проведению коррекционных мероприятий. Обследование проводится с использованием
таких психологических методик, как СМИЛ, 16-факторный личностный опросник
Р.Кеттела, шкала самооценки Ч.Спилбергера / Ю. Ханина, метод цветовых выборов,
самооценки состояния (CAHL и
психофизиологических методик таких как реакция на движущийся объект (РДО), простая
двигательная реакция (ПДР), треморометрия.
Так например при психофизиологическом обследовании работника получены
следующие результаты:
1) с низким
показателем Sit: низкая
тревожность, уравновешенность нервных процессов, эгоцентричен, обидчив, раним,
проявляет неадекватные попытки упрямо отстаивать свои позиции, возможна
ригидность характера, жесткость установок, стремится к поведению,
ориентированному на одобрение окружающих, озабочен своим социальным статусом,
склонен к отрицанию каких-либо затруднений, самооценка неадекватная;
- плохая бдительность, очень неустойчивое внимание, снижен контроль над
эмоциональной сферой, проявляет себя осторожно, как будто бы чего-то опасается;
2) с высоким
показателем Sit: преобладание
процессов возбуждения, возбужден, тревожен, напряжен, насторожен, чувство
неуверенности, тревога и опасение, восприимчив к внешним раздражителям;
- социально-психологическая дезадаптация, физическое и душевное перенапряжение,
страх, чувство бесперспективности, утрата работоспособности;
3) с
систолическим артериальным давлением более 140 мм рт. ст.: умеренная
реактивная тревожность, обидчив и раним, напряжен, характерна жесткость установок,
ригидность характера.;
- высокая тревожность, физиологический дискомфорт, снижена работоспособность;
4) с высоким
значением SDR и
тахикардией: преобладание
процессов возбуждения, отмечается затрудненность межличностных отношений и
тенденция к усилению тяжести имеющихся затруднений и конфликтов, повышенная самооценка,
самооценка не всегда адекватна, отмечаются черты аффективной ригидности,
жесткость установок, агрессивность и эгоцентричность;
5) с неоднократным
высоким значением SDR:
неустойчивая
работоспособность, раздражительная слабость, потребность в покое.
Таблица 1.1- Показатели для оценки
психофизиологического состояния
Параметры
|
Основной
физиологический смысл
|
ЧСС |
Артериальным пульсом называют ритмические
колебания стенки артерии, обусловленные повышением давления в период систолы.
Тахикардия (>90 уд/мин). Чаще всего является следствием физической
нагрузки, сердечной недостаточности, нервно-эмоционального перенапряжения,
утомления, переутомления, тиреотоксикоза (избыточно высокого давления
гормонов щитовидной железы), физической нагрузки, повышения тонуса
симпатического отдела автономной нервной системы. Брадикардия (<60 уд/мин)
может быть физиологической как следствие тренированности занимающихся и занимавшихся
ранее спортом обследуемых. Однако чаще снижение ЧСС происходит по причине
гипертрофии сердца, повышения АД и нарушений проводимости. |
Систолическое
давление
|
Наибольшая величина давления в
артериях (систолическое или максимальное) наблюдается во время прохождения
вершины пульсовой волны.
Заболевания: Артериальная
гипертензия, гипертоническая болезнь, некоторые заболевания эндокринной
системы.
|
Диастолическое
давление
|
Наименьшая величина (диалистическое
или минимальное давление) регистрируется во время прохождения основания
пульсовой волны. Диалистическое АД определяют:
а) преднагрузка сердца (количество
притекаемой к сердцу крови); б) постнагрузка (тонус и состояние аорты); в)
ритм сердца (отсутствие метаболических и других расстройств, нарушающих
проводимость); г) сократимость сердца (способность создать достаточный конечнодиастолический
объем после трех последовательных стадий систолы: пассивное заполнение левого
желудочка, расслабление и фаза активного заполнения при систоле предсердий).
|
Среднее
гемодинамическое
давление
|
Равнодействующая колебаний АД в
разные фазы сердечного цикла. Характеризует эффективность работы системы
кровообращения в обеспечении кровоснабжения отдельных органов и тканей.
Особое значение показатель имеет при установлении диагноза гипотонической и
гипертонической болезни при дифференциальной диагностике с нейроциркуляторной
дистонией по гипертензивному типу. |
Пульсовое АД
|
Разница между систолическим и
диастолическим АД. Зависит от количества крови, перекачиваемой сердцем с
каждым ударом. Оценивать пульсовое давление необходимо, например, при
патологии почек. Вторичный характер артериальной гипертензии определяет
«обезглавленная гипертензия», т.е. пульсовое давление снижается до 20-10 мм.рт.ст. за счет замедленного повышения систоличесой компоненты. Снижение эластических свойств
аорты и других крупных артериальных стволов (атеросклероз, эндартериит и
т.п.) также определяет уменьшение значений показателя пульсового давления.
Однако механизм этого понижения связан прежде всего с опережением роста показателей
диастолического АД. |
Редуцированное
давление
|
Отражает реакцию прекапиллярного
русла, зависящую от объёма циркулирующей крови. |
SDR |
Отражает характер и механизмы
системных расстройств при изменениях тонуса автономной (вегетативной) нервной
системы, а также регуляции артериального давления и частоты сердечных
сокращений. |
SIT |
Отражает состояние центральной
нервной системы при различных типах реакции. В основном используется при
определении состояний заторможенности или гиперактивности. |
Индекс напряжения регуляторных систем |
Отражает степень централизации
управления сердечным ритмом и состояние баланса между центральной и
периферической нервной системой. |
Мода (МО) |
Наиболее часто встречающееся
значение интервала R-R, указывающее на доминирующий
уровень функционирования синусового узла. |
Амплитуда моды (АМо) |
Количество кардиоциклов с наиболее
часто встречающейся длительностью интервалов R-R, в
%. |
Вариационный размах (^X) |
Разность между максимальным и
минимальным значениями кардиоинтервалов. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|