на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Доклад: Муниципальное право

реализуют право на объединение в ассоциации и союзы (ст.10);

имеют территорию и границы (ст. ст. 12 и 13);

выборные и иные органы местного самоуправления действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности (ст.1 п.1, ст.29 п.2)16;

за муниципальными образованиями закрепляются качества экономической и финансовой самостоятельности (абз.2 п.3 ст.6): именно они признаются собственниками имущества, входящего в состав муниципальной собственности (ст.29 п.2), а также имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований (ст.35 п.1); органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении местных финансов (средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, других финансовых средств) от имени муниципальных образований (ст.2 п.3 Федерального закона о финансовых основах).

Как видно из перечисленных признаков, муниципальные образования имеют целый ряд черт, присущих организациям - юридическим лицам: органы, устав, подлежащий государственной регистрации, имущество; в отношении них применяются процедуры образования, объединения, преобразования и упразднения (ст.13 п.1 Федерального закона о местном самоуправлении); не только уставы, но и сами муниципальные образования проходят процедуру государственной регистрации, вносятся в региональные реестры муниципальных образований17 и в Федеральный реестр муниципальных образований18.

Все эти признаки позволяют некоторым авторам говорить о муниципальных образованиях с использованием терминологии, не получившей распространение в российском законодательстве и заимствованной из правовых систем других стран, в частности Германии. Речь идет о все чаще встречающейся в отечественной литературе характеристике муниципальных образований в качестве "юридических лиц публичного права", "корпораций публичного права". Так, например, В.А. Горожанин отмечает, что муниципальное образование можно признать "субъектом гражданского права со статусом юридического лица публичного права (выделено мной - Е.Г.), институт которого Гражданский кодекс РФ формально не признает, но по существу исходит из него при наделении муниципальных образований гражданской правосубъектностью (ст.124 ГК РФ)"19. В "Научно-практическом комментарии к Конституции Российской Федерации" под редакцией В.В. Лазарева субъекты местного самоуправления характеризуются как "корпорации публичного права" (выделено мной - Е.Г.), обладающие властными полномочиями по отношению к гражданам, учреждениям, предприятиям и организациям"20.

Несмотря на наличие отдельных признаков юридического лица и корпорации, муниципальное образование вряд ли можно охарактеризовать подобным образом. Его статус отличается от статуса юридического лица и корпорации по следующим позициям:

1. Муниципальное образование не основано на членстве, что является определяющим признаком корпорации21.

2. Муниципальное образование признается в соответствии с гражданским законодательством особым субъектом гражданско-правовых отношений, наряду с государством и государственным образованием, но не юридическим лицом.

3. Юридическими лицами являются органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (ст.20 Федерального закона о местном самоуправлении).

4. В федеральном законодательстве отсутствует обобщенное понятие нормативно-правовой системы местного самоуправления или системы нормативных правовых актов муниципального образования: все акты, кроме устава, признаются правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления (ст.19 и др. Федерального закона о местном самоуправлении)22.

5. Субъектами наделения "отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и Федерации" являются не муниципальные образования, а органы местного самоуправления (ч.2 ст.132 Конституции РФ, пдп.5 ст. 4, пдп.6 ст.5, п.1 ст.38 Федерального закона о местном самоуправлении).

6. Именно деятельность и акты органов и должностных лиц местного самоуправления (а не муниципального образования в целом) являются объектом контроля и надзора со стороны государства (пдп.5, пдп.15 ст.4, пдп.6 ст.5, ст.51 Федерального закона о местном самоуправлении)23.

7. Органы и должностные лица местного самоуправления (а не муниципальные образования) признаются субъектами ответственности перед государством, физическими и юридическими лицами (пдп.14 ст.4, ст.ст.49, 50 Федерального закона о местном самоуправлении).

8. Право местного самоуправления на судебную защиту трактуется как право граждан и органов (должностных лиц) местного самоуправления (ст.46 Федерального закона о местном самоуправлении), а не как право муниципального образования.

9. Создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций закрепляется как функция органов местного самоуправления, именно они, а не муниципальные образования, выступают в качестве учредителей муниципальных предприятий (ст.30 Федерального закона о местном самоуправлении)24.

10. Не муниципальное образование, а органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции выступают в качестве стороны в договорах, заключаемых ими с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами (ст.32 Федерального закона о местном самоуправлении); они же являются заказчиками на выполнение работ в рамках муниципального заказа (ст.33 Федерального закона о местном самоуправлении)25.

11. Органы местного самоуправления названы в Федеральном законе (ст.34) субъектами внешнеэкономической деятельности26.

12. В Федеральном законе говорится о доходах и расходах органов местного самоуправления (ст.38), о праве органов местного самоуправления на компенсацию увеличения расходов и уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ (ст.38 п.2), о праве органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами (ст.40)27.

13. Органы местного самоуправления признаются также субъектами кредитных отношений: они вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения (ст.42)28.

Хотя Федеральный закон и упоминает в качестве "главных действующих лиц" органы местного самоуправления, более подробный анализ большинства из названных выше правоотношений показывает, что органы местного самоуправления выступают в них лишь как органы муниципального образования, т.е. от имени последнего. Следовательно, субъектом указанных правоотношений должно быть признано муниципальное образование. Полагаем, что это признание должно получить соответствующее законодательное оформление: созрела необходимость устранить имеющуюся в настоящее время в федеральном законодательстве не всегда оправданную подмену муниципальных образований органами местного самоуправления, преодолеть непоследовательность федерального, а вслед за ним и регионального законодателя, в определении истинной роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в муниципально-правовых отношениях.

Гражданско-правовой статус муниципальных образований и органов местного самоуправления

Гражданско-правовой статус муниципальных образований позволяет говорить о них как о полновесных субъектах, причем не только гражданско-правовых, но и иных правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления.

В соответствии с ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования признаются особым типом субъектов гражданского права, наряду с физическими и юридическими лицами, о чем свидетельствует сам факт их выделения в отдельную главу Гражданского кодекса - пятую. Будучи субъектами, прежде всего, публично-правовых отношений, государства, государственные и муниципальные образования нуждаются в выступлении в гражданском обороте. Отсюда вытекает необходимость наделения их гражданской правосубъектностью. В соответствии с пунктом 2 статьи 124 на муниципальные образования (как и на государства и государственные образования) в принципе распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданском обороте, кроме случаев, когда иное прямо предусмотрено законом и если это непосредственно вытекает из особенностей данных субъектов. Соответственно, к муниципальным образованиям как субъектам гражданско-правовых отношений можно отнести следующие признаки, характерные для юридических лиц, в то же время не противоречащие особой природе муниципальных образований:

наличие обособленного имущества в собственности;

ответственность по своим обязательствам этим имуществом;

приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав, несение обязанностей;

выступление в качестве истца или ответчика в суде.

Вместе с тем, исходя из особенностей правового статуса муниципальных образований, к ним не могут применяться следующие нормы ГК РФ, определяющие статус юридических лиц как коммерческих или некоммерческих организаций (ст. 50), существующих лишь в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах, а также:

о правоспособности юридических лиц (ст.49): юридические лица имеют гражданские права, соответствующие целям деятельности, закрепленным в их учредительных документах (объем их гражданской правоспособности определяется, таким образом, учредительными документами), и несут связанные с этой деятельностью обязанности; нуждаются в лицензии для осуществления отдельных видов деятельности;

о государственной регистрации юридических лиц и едином государственном реестре юридических лиц (ст.51);

о наименовании, содержащем указание на организационно-правовую форму юридического лица, и месте его нахождения (ст.54);

о представительствах и филиалах (ст.55);

о реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.57-65), их несостоятельности и банкротстве (ст.56).

В то же время в ГК РФ выделяется целая группа правоотношений, в которых в качестве субъектов выступают исключительно государства, государственные или муниципальные образования. Муниципальное образование является, в частности:

субъектом, на который возлагается обязанность возмещения ущерба гражданину или юридическому лицу, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления (ст.16, ст.1069);

субъектом права собственности на те виды имущества, которые могут находиться исключительно в муниципальной собственности (ст.212 п.3 абз.2);

субъектом, осуществляющим выкуп земельного участка для муниципальных нужд (ст.279 и др.);

заемщиком по договору муниципального займа (ст.817 п.5);

субъектом, несущим субсидиарную ответственность по требованиям вкладчиков к банку, в уставном капитале которого более 50 процентов акций или долей участия имеет муниципальное образование, в случаях невозврата банком вкладов (ст.840 п.1 абз.2);

организатором муниципальных лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, при этом, как и государственные образования, в отличие от иных субъектов, в лицензии не нуждаются (ст.1063).

Муниципальные образования фигурируют в качестве субъектов правоотношений, возникающих на основе норм, закрепленных в иных нормативных актах. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"29 муниципальное образование признается субъектом, от имени которого производится выпуск ценных бумаг, а также субъектом обязательств по муниципальным ценным бумагам (ст.2 п.1 абз.3, ст.13 и др.).

Вместе с тем, порядок деятельности муниципальных образований как субъектов особого рода специфичен, его определению посвящена статья 125 ГК РФ: от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (т.е. уставом муниципального образования). Непосредственно из данного положения Гражданского кодекса РФ не следует, что органы местного самоуправления обязательно имеют статус юридического лица, они должны быть наделены лишь компетенцией, в рамках которой могут действовать от имени муниципального образования. Строго говоря, получается, что органы местного самоуправления вправе выступать от имени муниципального образования в гражданском обороте и не имея статуса юридического лица.

В то же время Федеральный закон о местном самоуправлении исходит из той позиции, что выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (ст.20). Означает ли это, что все выборные и иные органы местного самоуправления с учетом особенностей избранной населением и закрепленной в уставе муниципального образования структуры наделяются статусом юридического лица? На этот вопрос в региональном законодательстве, муниципальных уставах и на практике дается различный ответ. В Иркутской области наибольшее распространение получила позиция, согласно которой муниципальные образования в своих уставах сами решают, какие органы будут наделены правами юридического лица, а какие - нет. В иркутском Законе о местном самоуправлении30 указывается, например, что "представительные органы местного самоуправления могут обладать правами юридического лица" и что их правовой статус определяется уставами муниципальных образований (ст. 39 п.4). А согласно Уставу города Иркутска31 правами юридического лица наделяются лишь администрация города и некоторые ее структурные подразделения (ст.47 п.2). При этом подчеркивается, что только органы местного самоуправления - юридические лица "в случаях и порядке, установленных законодательством и правовыми актами органов городского самоуправления, от имени города Иркутска своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, заключать договоры, выступать в суде".

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.