Итак,
контракт внешнеторговой купли-продажи выполняет следующие функции:
юридически
закрепляет складывающиеся между контрагентами внешнеторговые отношения, придает
им характер обязательств, выполнение которых защищается законом;
выявляет
реальные потребности рынка в товарах;
определяет
порядок и способы выполнения взаимных обязательств по контракту, взаимодействие
и сотрудничество контрагентов, устанавливает правила их поведения, а также
систему контроля над соблюдением этих правил;
предусматривает
способы экономической защиты интересов участников договора на случай нарушения
ими обязательств.
2. Виды
контрактов внешнеторговой купли-продажи
В
зависимости от принципов, которые лежат в основе классификации, контракты внешнеторговой
купли-продажи можно разделить на следующие виды.
В
зависимости от характера поставки и специфики взаимоотношений контрагентов:
контракт
с разовой поставкой товара, после исполнения, которого юридические отношения
между сторонами сделки прекращаются;
контракт
с периодической регулярной поставкой товаров от продавца к покупателю в течение
определенного срока.
Данные
виды контрактов могут иметь как короткий, так и длительный срок исполнения, а
основное их отличие состоит в специфике взаимоотношений между участниками.
В
зависимости от формы оплаты за товар:
контракт
с оплатой в денежной форме, который предусматривает расчеты в определенной
согласованной сторонами валюте с применением указанных в контракте способа
платежа и формы расчетов;
контракт
с оплатой в товарной форме, который предусматривает продажу одного или
нескольких товаров с одновременной покупкой у контрагента другого товара. Важно
отметить, что расчеты в иностранной валюте не производятся. К таким контрактам
относятся товарообменные и компенсационные соглашения;
контракт
с оплатой в смешанной форме. В таких соглашениях обычно речь идет о
строительстве на условиях целевого кредитования предприятия "под
ключ" и оплате затрат частично в денежной, а частично в товарной форме.
Данные контракты получили название "о разделе продукции", "о
промышленной компенсации", "сделки на компенсационной основе",
сделки "развитие-импорт". В них фактически связываются три
долгосрочные сделки на одну и ту же сумму (без учета процентов по кредиту):
а)
контракт купли-продажи технических средств и услуг по сооружению предприятия;
б)
соглашение о долгосрочном кредите;
в)
долгосрочный контракт на поставку сырья.
С
практической точки зрения целесообразно различать лишь договоры международной
купли-продажи, регулируемые Венской конвенцией 1980 г., и договоры
международной купли-продажи, к которым она неприменима. К числу последних
относятся не только сделки между контрагентами, коммерческие предприятия
которых находятся в странах, не присоединившихся к Венской конвенции 1980 г.,
но и, например, весьма распространенные во внешней торговле договоры
купли-продажи электроэнергии, ценных бумаг, морских и воздушных судов и др.
В
зависимости от характера перевозки товара:
договоры
купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель не
обязан передать товар в определенном месте, однако обязан его сдать первому
независимому перевозчику для передачи приобретателю.
договоры
купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель обязан
сдать товар независимому перевозчику в определенном месте для последующей
передачи приобретателю (ст. 67(1) второе предложение Венской конвенции 1980 г.,
CIF, CFR, FAS, FOB Инкотермс 2000).
В
зависимости от характера поставки:
контракт
с разовой поставкой (разовое соглашение, разовая сделка) предусматривает
поставку одной стороной другой стороне согласованного между ними количества
товара к определенной установленной в контракте дате. После выполнения
сторонами взятых на себя обязательств юридические отношения между ними
прекращаются.
Разовые
контракты бывают двух типов:
а)
с короткими сроками поставки (на сырьевые товары);
б)
с длительными сроками поставки (на комплектное оборудование, суда и др.);
контракт
с периодической поставкой предусматривает регулярную периодическую поставку
согласованного в нем количества товара на протяжении установленного срока. Этот
срок может быть коротким (обычно годичным) и длительным, составляющим в среднем
5-10, а иногда 15-20 лет. Контракты с краткосрочными сроками называются краткосрочными
или годичными; контракты с длительными сроками называются долгосрочными.
3.
Основные этапы заключения контракта внешнеторговой купли-продажи
Процедура
заключения и исполнения контракта внешнеторговой купли-продажи включает в себя
ряд последовательных этапов, на каждом из которых разрешаются конкретные задачи
и выполняются формальности, связанные с оформлением, пересылкой и обработкой
документации, необходимой для исполнения данного контракта.
Прежде
чем выделить основные этапы заключения внешнеторгового контракта, рассмотрим
основные этапы типовой коммерческой сделки.
I
этап - установление делового контакта с партнерами:
1.
Предложение поставщика - оферта (твердая или свободная), деловые письма, проект
контракта, факс-телекс, сообщение.
2.
Ответ покупателя на размещение заказа - акцепт, контроферта, встречный запрос.
3.
Обращение покупателя о конкретном предложении - запросы, заказы, инициативные
письма.
4.
Вызов на торги продавца - приглашение, уведомление.
5.
Ответ продавца на запрос - оферта, проформа, проект контракта.
6.
Подтверждение продавцом контракта.
7.
Согласие на участие в торгах - тендер.
8.
Платежные способности покупателя - справки, запросы, банк или коммерческие
отзывы.
II
этап - оформление заказов покупателей:
1.
Принятие заказов продавцом - безусловный акцепт, проект контракта, индент.
2.
Оформление сделки - акцепт твердой оферты продавца, встречная оферта.
3.
Указание о поставке - график поставки, закупочный ордер, индент.
III
этап - обеспечение поставки и расчетов:
1.
Определение контрактной цены - консульский счет, счет-фактура, фирм-каталоги,
прейскуранты, бирж-котировки, конкурентный лист.
2.
Определение базисных условий поставки - ИНКОТЕРМС-2000.
3.
Согласование условий расчета и способа платежа - аккредитивное письмо,
инкассовое поручение, чеки, платежные расписки и требования.
IV
этап - исполнение заказа продавцом:
1.
Подготовка товара к погрузке - процедура счета - предварительный счет,
счет-проформа, счет-спецификация, упаковочный лист, сертификаты, извещение о
готовности к отгрузке.
2.
Поставка и транспортировка, страхование - счет-фактура, консульский счет,
сертификаты, извещение о поставке, транспортная накладная, извещение об
отгрузке, транзитный сертификат, страховой полис.
3.
Таможенная очистка - таможенные декларации.
4.
Выставление платежного счета - коммерческий счет, платежное требование, счет к
оплате, кредит, выписка из счета, счет продаж.
К
основным этапам заключения внешнеторгового контракта относятся следующие.
Изучение
конъюнктуры рынка по интересующему товару.
Намереваясь
заключить контракт, предприниматель проводит комплексное изучение и анализ
рынка по следующим направлениям:
вид
продукции, которую он намерен производить, ее качество, возможные преимущества
и недостатки по сравнению с уже имеющимися на рынке аналогами, сравнительная
экономическая эффективность с учетом затрат на производство и сбыт (полных
издержек);
рынок
и рыночная сегментация: выявление и изучение конкретного потребителя продукции,
и поиск своей ниши на рынке;
возможные
покупатели и сложившийся на рынке потребительский спрос;
условия
конкуренции на рынке конкретной продукции, изучение возможных конкурентов.
Направление
предложения (оферты) и в ответ его соответствующего подтверждения (акцепта)
либо обмен официальными сообщениями по электронной почте, факсу о намерении и
готовности обсуждать условия предполагаемого контракта между предполагаемыми
продавцом и покупателем.
Согласно
ст. 14. Венской конвенции 1980 г. оферта является предложением о заключении
договора, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать
себя связанным в случае акцепта.
В
оферте указываются:
наименование
товара;
количество
предлагаемого товара в принятые единицах измерения;
качество;
цена
за единицу измерения товара;
условия
поставки;
условия
платежа (с возможным предоставлением кредита);
характер
тары и упаковки;
порядок
приема-сдачи товара;
общие
условия поставки;
срок
действия предложения.
Аналогичное
определение оферты закреплено в ст. 2.1.2 Принципов УНИДРУА.
Согласно
ст. 435 ГК РФ предложение, признаваемое офертой, должно:
а)
быть достаточно определенным и выражать явное намерение лица заключить договор.
Без намерения лица заключить договор он не может быть заключен, даже если это
лицо сообщило контрагенту все существенные условия договора;
б)
содержать все существенные условия договора. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК
РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по
всем существенным условиям договора.
Важно
отметить, что условия контракта принято делить на существенные и несущественные.
Существенные
условия (condition) контракта - условия, без
которых он не имеет юридической силы (с точки зрения международного права это
условие о предмете договора; с точки зрения российского права - условие о предмете
договора и сроке поставки).
В
литературе к существенным условиям кроме предмета также относят: а)
наименование сторон-участников сделки; б) количество и качество; в) базисные
условия поставки; г) цену; д) условия платежа; е) санкции и рекламации (штрафы,
претензии); ж) юридические адреса и подписи сторон.
Несущественные
условия (warranty) контракта - условия,
невключение которых в контракт не влечет его недействительности. Т.е. нарушение
несущественных условий контракта одной стороной контракта не является для
другой стороны основанием для расторжения контракта, вместе с тем она вправе
требовать выполнения обязательств и возмещения убытков.
К
несущественным (дополнительным) условиям обычно относят: а) условия
сдачи-приемки товара; б) условия страхования; в) отгрузочные документы; г)
гарантии; д.) упаковку и маркировку; е) форс-мажорные обстоятельства; ж)
арбитражную оговорку; З.) прочие условия.
Кроме
того, условия контракта классифицируют с точки зрения их универсальности на
индивидуальные и универсальные.
К
индивидуальным, т.е. тем, которые присущи только одному конкретному контракту,
относят:
1)
наименование сторон в преамбуле;
2)
предмет контракта;
3)
качество товара;
4)
количество товара;
5)
цену;
6)
срок поставки;
7)
юридические адреса и подписи сторон.
К
универсальным условиям относят:
1)
условие сдачи-приемки товара;
2)
базисные условия поставки;
3)
условия платежа;
4)
упаковку и маркировку;
5)
гарантии;
6)
санкции и рекламации;
7)
форс-мажорные обстоятельства;
8)
арбитраж
Во
внешнеторговом обороте оферты выдаются в различных формах:
письменно
- в виде делового письма, направляемого адресату почтой или вручаемого лично,
сообщения по телеграфу, телетайпу, факсу, электронной почте, путем передачи
(вручения) проекта контракта, подписанного оферентом, а в некоторых случаях в
виде проформы счета на предназначенный к поставке товар;
устно
- по телефону или при личной встрече. Как правило, предложение, сделанное в
устной форме, сопровождается письменным подтверждением (например, деловым письмом);
в
смешанной форме - частично письменно и дополнительно в
устной форме либо первоначально устно с последующим письменным подтверждением.
Например, оферент сначала передает адресату стандартные общие условия продажи,
а в последующем стороны устно согласовывают условия конкретной сделки.
Виды
оферты:
1)
в зависимости от намерений оферента:
твердая
оферта - это предложение на продажу партии товара одному
покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан своим
предложением и не может сделать аналогичное предложение другим покупателям. В
самом тексте такой оферты целесообразно указывать, что товар предлагается
твердо с ответом до определенного срока (дата, час). Это позволяет сторонам
предполагаемой сделки избежать неоднозначного понимания характера оферты;
свободная
(нетвердая) оферта - это предложение на продажу
партии товара одновременно нескольким возможным покупателям без указания срока
ответа и поэтому не связывает оферента своим предложением. Однако в этом случае
покупатели могут предположить, что предлагаемый товар имеется в избыточном
количестве, и попытаются воспользоваться этой ситуацией для снижения цены и
получения иных уступок по коммерческим условиям предложения;
в
зависимости от того, какая сторона - продавец или покупатель выступает с
инициативой заключения договора:
инициативная
оферта - применяется по усмотрению оферента в тех случаях, когда он не
опасается раскрыть свое намерение заключить сделку;
пассивная
оферта - направляется в ответ на полученный запрос контрагента.
Резюмируя
вышеизложенное, необходимо выделить следующие отличительные особенности оферты:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|