на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Мусульманское право: основные черты и источники

2.5 Кияс

Один из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающий острые разногласия между разными направлениями, - Кияс (решение правовых дел по аналогии). Согласно Киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс позволял быстро урегулировать новые общественные отношения и способствовал освобождению Шариата от теологического налета. Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение. Этим путем они смогли сочетать откровение с разумом человека. Кияс вызывал сопротивление, так как основывал Шариат на человеческих суждениях, а не божественном откровении. Наиболее широко Кияс был обоснован ханифитами. Наиболее резко против него выступили ханбалиты и особенно шииты, которые не признавали его в качестве источника права. Обвинений в сторону Кияса можно избежать, только если ограничить его применение теми случаями, в которых невозможно применить другие источники Шариата, и если принимаемое в результате решение полностью соответствует Шариату, всем его принципам и правилам.

Хотя Кияс очевидно связан с независимым юридическим суждением, его сочли необходимым признать независимым источником Шариата.

Религиозное воспитание и вера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуют ему.


Глава 3. Отрасли мусульманского права

3.1 Право личного статуса

Праву личного статуса в Шариате уделялось особое внимание. У мусульман юридическое положение лица определялось вероисповеданием. Полноправный личный статус по Шариату имели только мусульмане. Остальные находились в приниженном положении и платили тяжелый государственный налог. Нормы Шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Характерной чертой правового статуса личности по Шариату было также неравенство мужчины и женщины.

3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений

Основными источниками мусульманского семейного права являются: Коран, Сунна, Иджма, Кияс, фетвы (юридические заключения высших духовных лиц) и адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих Ислам). Мусульманская религия и Шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор часто выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По Шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от Ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит жену в свою веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

Коран признавал за мусульманином право иметь четырех жен одновременно и помимо этого иметь наложниц из числа рабынь. На практике содержать гарем и нескольких жен могли лишь представители верхушки феодального общества. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные. В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось.

3.3 Правовое регулирование имущественных отношений

Нормы, регулирующие имущественные отношения, занимали в Шариате

важное положение. Поскольку согласно религиозным представлениям Шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Поэтому у правоведов стоял вопрос не о правоспособности, а о дееспособности лица, то есть о возможности его участвовать в сделках и иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. Нормы, регламентирующие имущественные отношения, занимали важное место в мусульманской правовой доктрине. Прежде всего, было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли и не должны были находиться в собственности мусульманина. Это: воздух, пустыня, мечети, море, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" - вино, свинину, и т.д. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, вещи с индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание уделялось классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество; земли принадлежащие частным лицам; брошенные земли; земли, непригодные для обработки и т.п. Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами Шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, рассматривалось оно как постоянное и неограниченное, собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Незыблемость частной собственности выводилась непосредственно из Корана, где говорилось: "И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары".

3.4 Наследственное право

Наследственное право имело большие различия в разных правовых школах, оно было чрезвычайно сложным и запутанным. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, оно составлялось в присутствии двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью Шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего, которые делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность наследования. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д.. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, хотя бы и неумышленными действиями, вызвавшие смерть наследодателя. Только "маликиты" признавали право на наследство за убийцей, если он руководствовался справедливыми мотивами.

3.5 Обязательственное право

Вопросы договорного права, регулирующие торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. В мусульманском обществе были распространены специфические односторонние обязательства – обеты.

Договор по Шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое в условиях имущественного неравенства имело формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры были незыблемы. Коран рассматривал обязанность соблюдать "свои договоры" как священную. Недействительными считались договоры, заключенные с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор и его условия могли быть выражены в любом виде. В Шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, товарищество, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз и т.д.. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране.

Договор купли-продажи имел место только в отношении реально существующих вещей, и лишь ханифиты признавали продажу вещей, которые должны быть произведены в будущем. При обнаружении скрытых недостатков в купленных вещах, покупатель имел право расторгнуть договор. В Шариате были положения, формально осуждающие ростовщичество, но на практике этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращать должника в рабство, но он должен был отработать свой долг кредитору.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось имущественному найму, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма и первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение также получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д..

3.6 Уголовное право (преступление и наказание)

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть Шариата – отличались архаичностью, отражали низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Все преступления были разделены на три группы. Первая: посягательства на "права Аллаха", сюда относилось отступничество от Ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в таковом.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство и смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В Шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия.

Третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках Шариата. С развитием права и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство и т.д.. Мера наказания по таким делам зависела от мнения муджтахидов и от усмотрения отдельных судей.

Преступления первой и второй группы влекли за собой суровые и строго фиксированные наказания. Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе, отличались большим разнообразием и гибкостью, но также имели ярко выраженный карательный характер. Шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть, либо компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

Наказания по мусульманскому праву отразили как разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии, так и архаичные способы возмездия. Так в Шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично, а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.д.. Тюремное заключение применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции и позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т.д.).

3.7 Суд и процесс

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя по гражданским делам и составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права Шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание. Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.

Можно сказать, что во всех отраслях мусульманского права присутствует архаичность, что многое требует доработок и т.д.. Но, несмотря на все это, следует отметить, что в истинно исламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствующими этому состоянию преступлениями. Не существует воровства, супружеских измен, жесткого избиения детей и стариков, не существует обмана и мошенничества. В наше время в это, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизнью настоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутствие преступности и беззакония.


Заключение

Подводя итог работе, хотелось бы добавить, что мусульманское право не может существовать без Ислама, а Ислам без мусульманского права. Религиозное воспитание и вера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуют ему.

Несмотря на то, что Шариат и мусульманское право в общем имеют религиозные источники, время накладывает свой отпечаток. Анализ современных правовых систем мусульманских стран дает основания для вывода о формировании в настоящее время "современного" мусульманского права, которое отличается от традиционного рядом существенных особенностей. В результате трансформации предписания "современного" мусульманского права приобретают привычный для законодательства вид единообразных общих правил поведения.

Путем многовекового развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и Сунне, могут быть отнесены к мусульманскому праву. Правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством.

Проследив путь развития мусульманского права, рассмотрев его источники, ознакомившись с его отраслями, мы многое узнали о нем и исламском обществе. Делать конкретные выводы на эту тему, наверное, не стоит, но данная информация будет нам полезна при дальнейшем изучении права в общем.


Список литературы

религиозный мусульманин исламский шариат

1. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран ч.1. – М., 1996

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1999

3. Васильев Л.С. История религий востока. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

4. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М., 1980

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М., 1997

6. Крымский А.Е. История мусульманства. – М., 2003

7. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. – М., 2004

8. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Ленинград. 1996

9. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура. – М., 1997

10.  Сюкияйнен Л.Р. Нужна ли России мусульманская правовая культура

11.  Сюкияйнен Л.Р. Ислам: вопросы истории, культуры и философии. – Н. Новгород, 1995

12.  Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и российское законодательство

13.  Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли Шариату место в российской правовой системе? – М., 1998

14.  Санобар Шерматова. Исламский фактор в руках политических элит.

15.  Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия или право? – Россия, 2004

16.  Усубалиев Эсен. Некоторые особенности политического ислама в Центральной Азии. – Р., 2008

17.  Бибикова О. Сунна. Энциклопедия Кругосвет. – Р., 2009

18.  Ислам.Ру – Независимый Исламский Информационный Канал. Статья. Иджма – разумное решение. – Р., 2009

19.  Малашко А. доктор исторических наук, Московский Центр Карнеги. Статьи. – Р., 2009


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.