на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Анализ проблем в современном законодательном процессе РФ

· Проект постановления Государственной Думы по законопроекту;

· Таблицу рекомендуемых к принятию поправок;

· Таблицу рекомендуемых к отклонению поправок;

· Таблицу поправок, по которым не было принято решение;

· Текст законопроекта с учетом рекомендуемых к принятию поправок;

· Заключение Правового аппарата Государственной Думы на законопроект.

Совет Государственной Думы определяет дату рассмотрения законопроекта на заседании палаты. Вместе с тем законопроект с поправками направляется Президенту РФ, Правительству РФ, в Совет Федерации, субъекту права законодательной инициативы не позднее, чем за 15 дней до рассмотрения.

В процессе обсуждения законопроекта поочередно ставится на голосование каждая поправка из всех трех таблиц поправок. Все поправки, не набравшие необходимое для принятия число голосов (для ФЗ – простое большинство, для ФКЗ - квалифицированное), считаются отклоненными. После голосования по поправкам на голосование ставится предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если он не набрал необходимого количества голосов (см. выше), то он направляется в ответственный комитет на доработку. По решению Совета Государственной Думы он может быть рассмотрен повторно. Если не набраны голоса и после повторного рассмотрения, проект считается отклоненным.

2.2.4 Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Задача третьего чтения – принятие законопроекта в качестве закона. При подготовке проекта к третьему чтению производится доводка формального качества законопроекта (взаимосвязь статей, редакционная правка и т.п.) По завершении этой работы ответственный комитет направляет законопроект в Совет Государственной Думы, который назначает дату третьего чтения. Если законопроект претерпел изменения во после принятия во втором чтении, он направляется в Совет Федерации, Правительству РФ и депутатам. При рассмотрении в третьем чтении внесение поправок не допускается. Оно носит скорее формальный процедурный характер. Законопроект, не принятый в третьем чтении снимается с дальнейшего рассмотрения. ФЗ принимается простым большинством, а ФКЗ – квалифицированным. Одобренные ФКЗ и принятые ФЗ в течение пяти жней передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

2.2.5 Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Совет Федерации реализует вторую часть парламентской стадии законодательного процесса. Не все законы подлежат обязательному рассмотрению. Подлежат обязательному рассмотрению только законопроекты по вопросам:

· Федерального бюджета;

· Федеральных налогов и сборов;

· Валютного, финансового, таможенного и кредитного регулирования;

· Денежной эмиссии;

· Ратификации и денонсации международных договоров РФ;

· Статуса и защиты государственной границы РФ;

· Войны и мира.

Поступивший из Государственной Думы принятый ФЗ или одобренный ФКЗ вместе с сопровождающими документами в течение 1 часа регистрируется в Совете Федерации и в срок не более 24 часов направляется всем его членам. Отсутствие заключения Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим использование средств федерального бюджета, может служить основанием их отклонения Советом Федерации. По законопроекту, как и в Государственной Думе, назначается ответственный комитет. Также могут быть назначены комитеты-соисполнители. Ответственный комитет предварительно рассматривает законопроект, принимает на заседании соответствующее заключение простым большинством голосов. Предварительное рассмотрение происходит открыто. Если законопроект направлен нескольким комитетам, каждый из них представляет своё заключение. Ответственный комитет в заключении обязан указать, подлежит ли законопроект обязательному рассмотрению. Если законопроект затрагивает предметы совместного ведения, в заключении должна быть указана позиция органов государственной власти субъектов РФ. В заключении ответственного комитета дается оценка законопроекта и одно из решений:

· Рекомендация Совету Федерации отклонить ФЗ или ФКЗ;

· Рекомендация Совету Федерации одобрить ФЗ или ФКЗ.

В заключении излагаются мотивы, по которым комитет предлагает отклонить закон. Комитет имеет право предлагать изменения и дополнения к тексту закона. Заключение комитета предоставляется Председателю Совета Федерации.

Принятый Государственной Думой закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало простое большинство членов палаты. ФКЗ считается одобренным, если за это проголосовало квалифицированное большинство (не менее 3/4) членов палаты. Закон считается отклоненным, если он не набрал необходимое количество голосов. В этом случае создается согласительная комиссия, речь о которой пойдет ниже. Законопроект может быть не рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней – в этом случае он считается одобренным Советом Федерации «автоматически». Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон в пятидневный срок со дня принятия направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования. На этом заканчивается парламентская стадия законодательного процесса.

2.2.6 Рассмотрение и одобрение федеральных законов согласительной комиссией. Согласительная комиссия создается в случае отклонения законопроекта Советом Федерации. Отклоненный закон передается ответственному комитету Государственной Думы с рекомендацией создания согласительной комиссии, принятия закона в ранее одобренной редакции или снятия его с рассмотрения. Согласительная комиссия может быть создана по инициативе любой из палат. Она рассматривает лишь положения, по которым между палатами возникли разногласия. Решение комиссии принимается раздельным голосованием депутаций палат и считается принятым при большинстве голосов каждой депутации. Далее Советом Государственной Думы определяется дата повторного рассмотрения проекта. Государственной Думой рассматриваются только предложения согласительной комиссии. Решение по предложениям принимается простым большинством членов палаты. ФЗ считается принятым в новой редакции, если за него проголосовало простое большинство, ФКЗ – квалифицированное. В течение 5 дней закон направляется на повторное рассмотрение в Совет Федерации. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации в отношении ФЗ, если за его принятие в предыдущей редакции проголосовало более 2/3 депутатов. Затем он в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования.

2.3 Послепарламенская стадия

Законодательный процесс завершает послепарламентская стадия. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый ФЗ течение 14 дней с момента поступления подписывается и обнародуется Президентом РФ. Ему предоставляется право отклонить закон (право вето). Если после повторного рассмотрения палатами отклоненного закона он одобрен в принятой ранее редакции, он подлежит обязательному подписанию и обнародованию. Отклоняя закон, Президент обычно обосновывает свое решение, хотя делать этого не обязан. Права вето на ФКЗ у Президента нет.

Опубликование и вступление в силу законов регулируется Федеральным законом №5-ФЗ от 14.06.1994. Согласно ему, на территории РФ применяются только официально опубликованные законы. Официальное опубликование – помещение полного и точного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства РФ». При публикации закона указываются все его реквизиты. Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное им не предусмотрено. Содержание законов может быть изменено после его вступления в силу только решением Конституционного Суда РФ.

2.4 Законодательный процесс в субъектах РФ

Общие принципы организации законодательной деятельности в субъектах РФ определены в рамках законодательной регламентации формирования и деятельности законодательных органов власти регионального уровня, их полномочий, ответственности, порядка взаимодействия друг с другом и с федеральными органами государственной власти. Всё это регламентируется Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, нормативными правовыми актами субъектов РФ. Система органов власти субъекта состоит из законодательного, высшего исполнительного и других органов государственной власти субъекта РФ. Конституцией/уставом субъекта также может быть установлена должность высшего должностного лица.

Законодательный орган государственной власти действует постоянно и является высшим и единственным законодательным органом субъекта. Наименование и структура органа устанавливается уставом (конституцией) субъекта. Законодательный орган может быть как однопалатным, так и двухпалатным. Выборы депутатов законодательного органа субъекта проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они проводятся по смешанной избирательной системе. На региональном уровне не все депутаты обязаны работать на профессиональной постоянной основе и число таковых устанавливается законом субъекта РФ. Законодательный орган субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности и имеет собственный регламент, закрепляющий порядок его деятельности. Собрания органа являются открытыми, если иное не предусмотрено нормативными актами субъекта РФ, либо федеральным законом. Законодательный орган субъекта принимает Конституцию и поправки к ней; законы по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения. Законодательной инициативой обладают депутаты, высшее должностное лицо, представительные органы местного самоуправления. Конституцией/уставом субъекта такое право может быть предоставлено другим органам и общественным объединениям и гражданам, проживающим на территории субъекта. Конституция/устав субъекта и поправки к ней принимаются квалифицированным большинством депутатов, а законы – простым большинством. Законопроекты субъекта РФ рассматриваются не менее чем в 2 чтениях. В случае двухпалатной структуры органа, существует право отлагательного вето, аналогичное праву Совета Федерации. Законы субъекта, принятые его законодательным органом, направляются высшему должностному лицу для подписания и обнародование, которое происходит в срок не позднее 14 дней со дня поступления. Закон вступает в силу только после официального опубликования. Правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после опубликования. Высшее должностное лицо обладает, аналогично Президенту РФ, правом отлагательного вето. Пересмотр законопроекта и порядок его принятия в этом случае аналогичны федеральному. Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

· Принятие этим органом решения о самороспуске;

· Вступление в силу решения ВС РФ о неправомочности данного состава органа;

· Роспуск высшим должностным лицом;

· Вступление в действие ФЗ о роспуске данного органа.

Не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа назначаются внеочередные выборы. Высшее должностное лицо вправе распустить законодательный орган, а он, в свою очередь, вправе выразить этому лицу недоверие. Таким образом, реализуется система сдержек и противовесов, к которой также относится право этих сторон на обжалование издаваемых каждой из них нормативный правовых актов в судебном порядке. Интересно то, что решение о роспуске законодательного органа либо о выражении недоверия высшему должностному лицу может приниматься лишь на основании судебного решения.

законодательный проблема законопроект лоббирование


Глава 2. Проблемы современного законодательного процесса в РФ и варианты их решения

 

§1. Качество законопроектов, вносимых в Государственную Думу

В законодательном процессе современной России существует масса до сих пор нерешенных проблем. Главной целью данной работы является выявление некоторых из них и предложение путей их решения. Первой среди этих проблем хотелось бы выделить качество вносимых в Государственную Думу законопроектов. Оно зачастую оставляет желать лучшего. Качество проектов состоит из нескольких аспектов, часть из которых будет рассмотрена ниже.

 

1.1 Обеспечение единства российского законодательства

Проанализировав российскую государственно-правовую и законодательную практику, можно сделать вывод: еще не до конца осознано то, что после принятия новой Конституции мы живем в принципиально иной федерации по сравнению с той, которая существовала ранее. Произошли весьма значительные изменения. Россия коренным образом изменила тип своего государственного устройства.

Существенно изменились в новых условиях и принципы формирования единой федеративной правовой системы. Ранее все было предельно просто и ясно: акты нижестоящих органов должны были соответствовать актам вышестоящих, и в случае противоречия могли быть вышестоящими органами отменены. Это объяснялось принципом подчинения меньшинства большинству. Вышестоящий орган представлял территориальную общность более высокого уровня и его решения имеют абсолютный приоритет.

В новой системе федеративных отношений, закрепленных Конституцией Российской Федерации, данный вопрос решается значительно сложнее.[6]

Во-первых, нормы федеральных органов власти имеют безусловный приоритет только по предметам ведения самой Российской Федерации, установленным в ст. 71 Конституции Российской Федерации. Во-вторых, появилась сфера совместной компетенции, в которой субъекты Российской Федерации могут осуществлять правовое регулирование по своей инициативе. В-третьих, Конституция Российской Федерации выделила сферу самостоятельного правового регулирования субъектов Российской Федерации, указав, что в этой сфере законы и иные акты субъектов Российской Федерации имеют приоритет. В-четвертых, даже в сфере исполнительной власти, где сохраняется определенная вертикальная подчиненность, Президент наделен правом лишь приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменять их. В-пятых, в правовой системе Российской Федерации активно формируется "договорное ядро", статус которого пока не вполне ясен и является предметом споров.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.