·
знакомству
будущих мам с особенностями внутриутробного развития плода;
·
формированию у
будущих мам позитивной установки на принятие «Себя – в положении» и «Себя, как
мамы».
Формы работы: занятия и консультации,
тренинги для будущих родителей, консультирование специалистов (юриста,
специалиста по социальной работе, акушера-гинеколога, консультанта по грудному
вскармливанию).
В программу занятий включены
индивидуальные консультации по вопросам внутрисемейных взаимоотношений.
3. Социальное сопровождение семьи
после рождения ребенка.
В Центре реализуются программы
групповой психолого-педагогической работы с молодыми родителями, направленные
на повышение родительской компетентности, оказание помощи в решении вопросов
воспитания и ухода за ребенком.
4. Консультации по социально-правовым
вопросам.
Правовая компетентность супругов -
важный фактор социальной защищенности молодой семьи, поэтому присутствие в Центре
элементов социально-правовой поддержки повышает социально-правовую культуру
молодых супругов. Такую работу может выполнять юрист или специалист по
социальной работе, который компетентен в области юриспруденции.
Данные направления решают комплекс
проблем, препятствующих гармоничному развитию и функционированию молодой семьи.
До
сих пор Центр планирования семьи занимается в основном медицинскими вопросами
планирования семьи, т.е. оказанием медицинской поддержки в рамках подготовки
молодых супругов к зачатию и рождению здорового ребенка; диагностикой и
лечением тех или иных патологий и заболеваний репродуктивной системы и другое,
а различными аспектами социально-психологического, правового характера внимания
практически не уделяется, что в свою очередь, по нашему мнению, является
необходимым направлением в работе с молодой семьей, и такая работа должна
проводиться не только в Центрах помощи семье и детям, но и в Центре
планирования семьи, потому что именно планирование семьи является главным
фактором становления молодой семьи, способной к самостоятельному
функционированию и развитию.
Анализируя
опыт работы «Центра планирования семьи и репродукции» города Екатеринбурга,
можно сделать вывод, что его центральной задачей, относительно социальной
работы является психосоциальное сопровождение молодых семей по вопросам
планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья через технологии психосоциальной
направленности.
Такие
специализированные учреждения, как Центры планирования семьи, пока не могут
органично сочетать медицинскую и социальную работу в сфере репродуктивного
поведения граждан. Степень развития этого сектора в общей системе социальной
работы тесно связана с демографической политикой государства, которая
недостаточно уделяет внимание проблемам в сфере репродуктивного здоровья
молодых супругов.
Поэтому основной задачей государства
должно стать создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей
социально-экономических условий, которые в себя включают:
·
систему мер и
законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении
ребенка;
·
охрану здоровья
беременной женщины, как в медицинском, так и в социальном плане, а также
создание условий для безопасного материнства;
·
создание условий,
позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права;
·
обеспечение
населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного
здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам
контрацепции.
Выводы
по второй главе:
Психосоциальное
сопровождение – особая технология в системе социального сопровождения. На
сегодняшний день существует небольшое количество Центров, которое
специализируется по данному направлению, что является проблемой при организации
помощи молодым супругам в решении, в первую очередь, психологических проблем, а
именно – семейные конфликты, несовпадение ценностных иерархий у супругов,
отсутствие психологической готовности к появлению ребёнка.
В работе с молодой семьей технология
приобретает системность в решении психологических проблем. Весь процесс
сопровождения должен включать стадии, основываться на индивидуальных
особенностях супругов. Очень важно при работе с клиентом учитывать следующие
принципы: научности, реалистичности, системности, развития, непрерывности,
циркулярности, поиск внутренних ресурсов супругов, запрета на жёсткое
определение результатов, не воздействия на супругов, а совместное существование
с ними, индивидуального подхода к конкретной семье. Организованное психосоциальное
сопровождение включает в себя: психологический мониторинг, коррекция
функционального состояния, психосоциальная диагностика, психологическое
семейное консультирование, психолого-педагогическое и медико-социальное
просвещение супругов для своевременного предупреждения возможных нарушений.
Эффективность результата будет
зависеть от учёта содержания технологии психосоциального сопровождения и
активной включенности самих супругов.
Планирование семьи
является центральным аспектом в ее становлении. В городе Екатеринбурге данным
вопросом занимается «Центр планирования семьи и репродукции». Психосоциальное
сопровождение включено в основную деятельность этого учреждения. В качестве
методов и технологий социальной работы с молодой семьей используются:
социально-психологическое консультирование, правовое консультирование,
обучающие тренинги. В решении проблем молодых семей активно используются
технологии самопомощи и взаимоподдержки.
В «Центре планирования семьи и
репродукции» города Екатеринбурга существуют следующие направления деятельности:
формирование осознанного родительства, повышение родительской компетентности,
занятия по психологическому сопровождению будущих мам, социальное сопровождение
семьи после рождения ребенка, консультации по социально-правовым вопросам.
Существование таких Центров оказывает
лишь минимальную помощь в решении психологических проблем, поэтому необходимо
создавать специализированные Центры сопровождения молодых семей.
Заключение
У современной молодой семьи существует ряд проблем.
Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы;
психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов.
Центральной из них и
самой сложной, на наш взгляд, является психологическая проблема, которая
включает в себя: семейные конфликты, несовпадение ценностных иерархий у супругов,
отсутствие психологической готовности к появлению ребёнка.
Для того, чтобы молодая семья могла
полноценно реализовать предписываемые обществом функции, социальная работа в
ней должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление
и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов,
стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом
положении.
Конкретное
содержание социальной работы с молодой семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными
особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних
отношений, спецификой проблем, степенью их остроты.
Одной из
технологий работы с молодой семьей является психосоциальное сопровождение,
которую мы рассматриваем как технологию создания условий для принятия субъекта,
развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, для
формирования осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями,
самостоятельно определять свою жизненную траекторию. Она представляет собой
комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными
методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных
социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья
семьи. Целью психосоциального сопровождения является создание условий для
формирования комфортного психологического климата, способствующего
самостоятельному решению клиентом сложившейся трудной жизненной ситуации.
В работе с молодой семьей технология
приобретает системность в решении психологических проблем. В организованное
психосоциальное сопровождение включается: психологический мониторинг, коррекция
функционального состояния, психосоциальная диагностика, психологическое
семейное консультирование, психолого-педагогическое и медико-социальное
просвещение супругов для своевременного предупреждения возможных нарушений.
Эффективность результата будет
зависеть от учёта содержания технологии психосоциального и активной
включенности самих супругов.
На сегодняшний день существует
единственное учреждение, которое ведет работу по психосоциальному сопровождению
семьи - это Центр планирования семьи. Такие специализированные учреждения, как
Центры планирования семьи пока не могут органично сочетать медицинскую и
социальную работу в сфере репродуктивного поведения граждан. В городе
Екатеринбурге данным вопросом занимается «Центр планирования семьи и
репродукции», который работает по следующим направлениям: формирование
осознанного родительства, повышение родительской компетентности, занятия по
психологическому сопровождению будущих мам, социальное сопровождение семьи
после рождения ребенка, консультации по социально-правовым вопросам.
Анализируя опыт данного
Центра, можно отметить, что его центральной задачей, относительно социальной работы
является психосоциальное сопровождение молодых семей по вопросам планирования
семьи и охраны репродуктивного здоровья через технологии психосоциальной
направленности.
Степень развития этого сектора в
общей системе социальной работы тесно связана с демографической политикой
государства, которая недостаточно уделяет внимание проблемам в сфере
репродуктивного здоровья молодых супругов.
В настоящее время молодая семья
является важным ответственным этапом формирования и развития института семьи.
Государству необходимо защищать
молодую семью, так как она является одной из самых незащищенных групп населения
и от благополучия этой семьи будет зависеть улучшение демографической ситуации
в стране, что является одной из главных задач в современном обществе.
Поэтому основной задачей государства
должно стать создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей
социально-экономических условий, которые в себя включают:
·
систему мер и
законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении
ребенка;
·
охрану здоровья
беременной женщины, как в медицинском, так и в социальном плане, а также
создание условий для безопасного материнства;
·
создание условий,
позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права;
·
обеспечение
населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного
здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам
контрацепции.
Таким
образом, социальная работа с молодой семьей направлена на решение
многочисленных проблем социального, психологического, нравственного,
медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в
повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Для
нормального функционирования молодой семьи, необходимо комплексное решение этих
проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в
отношении молодой семьи.
Список использованной литературы
1. Авдеева Л.Н.
Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи [Текст]: автореф.
дис. канд. пед. наук/ Л.Н. Авдеева. – Астрахань:[б.и.], 2009. – 25 с.
2. Аксёнова Л.И. Социальная
педагогика в специальном образовании
[Текст] : учеб. пособие для студентов
сред. проф. образования / Л.И. Аксёнова. - М.: Академия, 2001. – 192 с.
3.
Андреева Т.В.
Психология семьи [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.:Речь, 2007. – 384 с.
4.
Бачурина А.В.
Роль территориального комплекса социального обслуживания семьи и детей в
реализации государственной семейной политики на территории в повышении
эффективности социального обслуживания семьи и детей [Текст] / А.В. Бачурина //
Семья и будущее России : материалы междунар. науч.- практ. конф. (10-13 февр. 2008 г.). -Екатеринбург, 2008. - С. 16-17.
5.
Беляева М. А.
Деятельность специалиста социальной работы по профилактике проблем
репродуктивного поведения молодежи в профильных медико-социальных учреждениях
[Текст] / М.А. Беляева// Социальная работа и сестринское дело в системе
здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в
подготовке кадров: материалы второй межрегион. науч.-практ. конф. (17-19 ноября
2009 г.) / Урал. гос. мед. академ. - Екатеринбург, 2009. – С.101 - 106.
6.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни [Текст]/ И.В. Гребенников.–
М.:Просвещение, 2000. – 280с.
7.
Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на
стабильность молодой семьи. Психология семьи [Текст]: хрестоматия/ Т.А. Гурко.
– М.: Бохрах, 1998. – 486с.
8.
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы
становления молодой семьи. [Текст]/ И.Ф. Дементьева. – М., 1991. – 112с.
9.
Дивицына Н.Ф. Семьеведение [Текст]: учебное
пособие/ Н.Ф. Дивицына. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
10.
Добрыгин М. В.
Репродуктивное поведение и проблема планирования в молодой семье [Текст] / М.В.
Добрыгин // Теоретические и практические аспекты деятельности специалистов
социальной сферы : материалы студен. науч.- практ. конф. / Урал. гос. пед.
ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 60-75.
11.
Духновский С.В.
Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях [Текст] :
учеб. пособие/ С.В. Духновский. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003.
– 124 с.
12.
Дымнова Т.И.
Психология семейного образа жизни [Текст] : учеб.-практ. пособие / Т.И.
Дымнова. - М.: Пед. о-во России, 2005. -144 с.
13.
Ермихина М.О.
Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических
факторов [Текст] : дис. …канд. псих. наук/ М.О. Ермихина. - Казань:[б.и.],
2003. – 140 с.
14.
Захарова Ж.А.
Комплексная поддержка молодой семьи [Текст] / Ж.А. Захарова, Ю.В. Румянцева //
Социальная работа с молодежью :учеб. пособие для студентов вузов / Н.Ф. Басов
[и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. - М., 2007. - Гл. 7. - С. 131-148.
15.
Зацепин В.И. О
жизни супружеской [Текст]/В.И. Зацепин.-М., 1978.-144 с.
16.
Зубкова Т.С.
Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи
[Текст] : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Т.С. Зубкова,
Н.В. Тимошина. - М.: Академия, 2004. – 224 с.
17.
Зуйкова, Е.М.
Молодая семья [Текст]/ Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2006. – 186
с.
18.
Калмыкова Е.С.
Психологические проблемы первых лет супружеской жизни [Текст]: учеб. пособие/
Е.С. Калмыкова, Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах – М, 2002. - 282 с.
19.
Клюкина Э.С.
Концепция социального сопровождения молодых семей с детьми: потенциал семейной
политики на Кольском Севере [Текст] / Э.С. Клюкина // Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ
: материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / отв. ред. Ю.В. Вишневский. –
Екатеринбург, 2005. – № 3 (55). – Ч. 1. – С. 289-293.
20.Комплексное
сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л.М.
Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
21.Концепция
государственной политики в отношении молодой семьи [Текст]: Письмо Минобрнауки
РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06//Вестник
образования России. – 2007. - №17. – С.29-44.
22.Коряковцева
О.А.
Комплексная поддержка молодой семьи [Текст]: учебно-методическое пособие для
студентов вузов/ О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 204с.
23. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития
[Текст] : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / В.Г. Маралов. -
2-е изд. стер. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
24.Минюрова
С.А. Психологическое сопровождение материнства. Смысловое переживание материнства
[Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С.А. Минюрова, Е.А.
Тетерлева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 166 с.
25.Михайлова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение
студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего
профессионального образования [Текст] : автореф. дис. …канд. пед. наук/ Т.А.
Михайлова. – М.:[б.и.], 2008. – 24 с.
26.Молодая семья: проблемы и перспективы
социальной поддержки [Текст]:монография/ Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т,
соц.-правовой факультет;под общей редакцией Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. –
Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300с.
27.
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики
[Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Ф.А. Мустаева – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М: Академический проект, Екатеринбург: Деловая Книга, 2002. -
416 с.
28.
Навайтис Г. Семья
в психологической консультации [Текст] / Моск. психол.-социал.ин-т. - М. :
Моск. психол.-социал. ин- т; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 224 с.
29.
Овчарова Р.В. Психологическое
сопровождение родительства [Текст] :учеб. пособие/Р.В. Овчарова. - М. : Изд-во Ин-та
психотерапии, 2003. – 320с.
30.
Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] : учеб.пособие для
студентов вузов / Л.Г.Жедунова [и др.]; под ред. Н. Н. Посысоева. - М. : Владос-Пресс,
2004. – 328 с.
31.
Основы социальной работы[Текст]: учебник / под ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.
32.
Психологическое сопровождение материнства [Текст] : материалы Всерос.
науч.-практ. конф., 17-19 дек. 2007 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т,;
науч. ред. Н.Н. Васягина. – Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 100 с.
33.
Райгородский Д.Я. Психология семьи [Текст]/ Д.Я. Райгородский. - Самара:
«БАХРАХ-М», 2002. – 752 с.
34. Смирнова, Е.Г.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в
молодой семье [Текст] : автореф. дис. …канд. псих. наук/ Е.Г. Смирнова. –
Екатеринбург:[б.и.], 2008. – 24 с.
35. Социальная
работа [Текст]: учеб. пособие / под общей ред. В.И. Курбатова. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-576 с.
36.
Социальная работа с семьей [Текст]/ под ред. Е.И. Холостовой. - Москва - Тула,
1996. - 213 с.
37.
Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления [Текст]: учебное
пособие/ под ред. В.П. Малыхина. – М.: 2000. – 179 с.
38.
Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений [Текст] :
научно-метод. пособие/ В.А. Сысенко. - М.: 1998. - 109 с.
39. Технология социальной работы
[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. И.Г. Зайнышева.
— М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
40.
Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления [Текст]/ А.Г. Харчев. – М.,
2002. – 254 с.
|