на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Анализ инструментария психосоциального сопровождения молодой семьи

·  знакомству будущих мам с особенностями внутриутробного развития плода;

·  формированию у будущих мам позитивной установки на принятие «Себя – в положении» и «Себя, как мамы».

Формы работы: занятия и консультации, тренинги для будущих родителей, консультирование специалистов (юриста, специалиста по социальной работе, акушера-гинеколога, консультанта по грудному вскармливанию).

В программу занятий включены индивидуальные консультации по вопросам внутрисемейных взаимоотношений.

3. Социальное сопровождение семьи после рождения ребенка.

В Центре реализуются программы групповой психолого-педагогической работы с молодыми родителями, направленные на повышение родительской компетентности, оказание помощи в решении вопросов воспитания и ухода за ребенком.

4. Консультации по социально-правовым вопросам.

Правовая компетентность супругов - важный фактор социальной защищенности молодой семьи, поэтому присутствие в Центре элементов социально-правовой поддержки повышает социально-правовую культуру молодых супругов. Такую работу может выполнять юрист или специалист по социальной работе, который компетентен в области юриспруденции.

Данные направления решают комплекс проблем, препятствующих гармоничному развитию и функционированию молодой семьи.

До сих пор Центр планирования семьи занимается в основном медицинскими вопросами планирования семьи, т.е. оказанием медицинской поддержки в рамках подготовки молодых супругов к зачатию и рождению здорового ребенка; диагностикой и лечением тех или иных патологий и заболеваний репродуктивной системы и другое, а различными аспектами социально-психологического, правового характера внимания практически не уделяется, что в свою очередь, по нашему мнению, является необходимым направлением в работе с молодой семьей, и такая работа должна проводиться не только в Центрах помощи семье и детям, но и в Центре планирования семьи, потому что именно планирование семьи является главным фактором становления молодой семьи, способной к самостоятельному функционированию и развитию.

Анализируя опыт работы «Центра планирования семьи и репродукции» города Екатеринбурга, можно сделать вывод, что его центральной задачей, относительно социальной работы является психосоциальное сопровождение молодых семей по вопросам планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья через технологии психосоциальной направленности.

Такие специализированные учреждения, как Центры планирования семьи, пока не могут органично сочетать медицинскую и социальную работу в сфере репродуктивного поведения граждан. Степень развития этого сектора в общей системе социальной работы тесно связана с демографической политикой государства, которая недостаточно уделяет внимание проблемам в сфере репродуктивного здоровья молодых супругов.

Поэтому основной задачей государства должно стать создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают:

·  систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка;

·  охрану здоровья беременной женщины, как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства;

·  создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права;

·  обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Выводы по второй главе:

Психосоциальное сопровождение – особая технология в системе социального сопровождения. На сегодняшний день существует небольшое количество Центров, которое специализируется по данному направлению, что является проблемой при организации помощи молодым супругам в решении, в первую очередь, психологических проблем, а именно – семейные конфликты, несовпадение ценностных иерархий у супругов, отсутствие психологической готовности к появлению ребёнка.

В работе с молодой семьей технология приобретает системность в решении психологических проблем. Весь процесс сопровождения должен включать стадии, основываться на индивидуальных особенностях супругов. Очень важно при работе с клиентом учитывать следующие принципы: научности, реалистичности, системности, развития, непрерывности, циркулярности, поиск внутренних ресурсов супругов, запрета на жёсткое определение результатов, не воздействия на супругов, а совместное существование с ними, индивидуального подхода к конкретной семье. Организованное психосоциальное сопровождение включает в себя: психологический мониторинг, коррекция функционального состояния, психосоциальная диагностика, психологическое семейное консультирование, психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение супругов для своевременного предупреждения возможных нарушений.

Эффективность результата будет зависеть от учёта содержания технологии психосоциального сопровождения и активной включенности самих супругов.

Планирование семьи является центральным аспектом в ее становлении. В городе Екатеринбурге данным вопросом занимается «Центр планирования семьи и репродукции». Психосоциальное сопровождение включено в основную деятельность этого учреждения. В качестве методов и технологий социальной работы с молодой семьей используются: социально-психологическое консультирование, правовое консультирование, обучающие тренинги. В решении проблем молодых семей активно используются технологии самопомощи и взаимоподдержки.

В «Центре планирования семьи и репродукции» города Екатеринбурга существуют следующие направления деятельности: формирование осознанного родительства, повышение родительской компетентности, занятия по психологическому сопровождению будущих мам, социальное сопровождение семьи после рождения ребенка, консультации по социально-правовым вопросам.

Существование таких Центров оказывает лишь минимальную помощь в решении психологических проблем, поэтому необходимо создавать специализированные Центры сопровождения молодых семей.


Заключение

У современной молодой семьи существует ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов.

Центральной из них и самой сложной, на наш взгляд, является психологическая проблема, которая включает в себя: семейные конфликты, несовпадение ценностных иерархий у супругов, отсутствие психологической готовности к появлению ребёнка.

Для того, чтобы молодая семья могла полноценно реализовать предписываемые обществом функции, социальная работа в ней должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении.

Конкретное содержание социальной работы с молодой семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты.

Одной из технологий работы с молодой семьей является психосоциальное сопровождение, которую мы рассматриваем как технологию создания условий для принятия субъекта, развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, для формирования осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями, самостоятельно определять свою жизненную траекторию. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи. Целью психосоциального сопровождения является создание условий для формирования комфортного психологического климата, способствующего самостоятельному решению клиентом сложившейся трудной жизненной ситуации.

В работе с молодой семьей технология приобретает системность в решении психологических проблем. В организованное психосоциальное сопровождение включается: психологический мониторинг, коррекция функционального состояния, психосоциальная диагностика, психологическое семейное консультирование, психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение супругов для своевременного предупреждения возможных нарушений.

Эффективность результата будет зависеть от учёта содержания технологии психосоциального и активной включенности самих супругов.

На сегодняшний день существует единственное учреждение, которое ведет работу по психосоциальному сопровождению семьи - это Центр планирования семьи. Такие специализированные учреждения, как Центры планирования семьи пока не могут органично сочетать медицинскую и социальную работу в сфере репродуктивного поведения граждан. В городе Екатеринбурге данным вопросом занимается «Центр планирования семьи и репродукции», который работает по следующим направлениям: формирование осознанного родительства, повышение родительской компетентности, занятия по психологическому сопровождению будущих мам, социальное сопровождение семьи после рождения ребенка, консультации по социально-правовым вопросам.

Анализируя опыт данного Центра, можно отметить, что его центральной задачей, относительно социальной работы является психосоциальное сопровождение молодых семей по вопросам планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья через технологии психосоциальной направленности.

Степень развития этого сектора в общей системе социальной работы тесно связана с демографической политикой государства, которая недостаточно уделяет внимание проблемам в сфере репродуктивного здоровья молодых супругов.

В настоящее время молодая семья является важным ответственным этапом формирования и развития института семьи.

Государству необходимо защищать молодую семью, так как она является одной из самых незащищенных групп населения и от благополучия этой семьи будет зависеть улучшение демографической ситуации в стране, что является одной из главных задач в современном обществе.

Поэтому основной задачей государства должно стать создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают:

·  систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка;

·  охрану здоровья беременной женщины, как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства;

·  создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права;

·  обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Таким образом, социальная работа с молодой семьей направлена на решение многочисленных проблем социального, психологического, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Для нормального функционирования молодой семьи, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.


Список использованной литературы

1. Авдеева Л.Н. Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук/ Л.Н. Авдеева. – Астрахань:[б.и.], 2009. – 25 с.

2. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании

[Текст] : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Л.И. Аксёнова. - М.: Академия, 2001. – 192 с.

3.  Андреева Т.В. Психология семьи [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.:Речь, 2007. – 384 с.

4.  Бачурина А.В. Роль территориального комплекса социального обслуживания семьи и детей в реализации государственной семейной политики на территории в повышении эффективности социального обслуживания семьи и детей [Текст] / А.В. Бачурина // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.- практ. конф. (10-13 февр. 2008 г.). -Екатеринбург, 2008. - С. 16-17.

5.  Беляева М. А. Деятельность специалиста социальной работы по профилактике проблем репродуктивного поведения молодежи в профильных медико-социальных учреждениях [Текст] / М.А. Беляева// Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: материалы второй межрегион. науч.-практ. конф. (17-19 ноября 2009 г.) / Урал. гос. мед. академ. - Екатеринбург, 2009. – С.101 - 106.

6.  Гребенников И.В. Основы семейной жизни [Текст]/ И.В. Гребенников.– М.:Просвещение, 2000. – 280с.

7.  Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. Психология семьи [Текст]: хрестоматия/ Т.А. Гурко. – М.: Бохрах, 1998. – 486с.

8.  Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. [Текст]/ И.Ф. Дементьева. – М., 1991. – 112с.

9.  Дивицына Н.Ф. Семьеведение [Текст]: учебное пособие/ Н.Ф. Дивицына. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.

10.  Добрыгин М. В. Репродуктивное поведение и проблема планирования в молодой семье [Текст] / М.В. Добрыгин // Теоретические и практические аспекты деятельности специалистов социальной сферы : материалы студен. науч.- практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 60-75.

11.  Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях [Текст] : учеб. пособие/ С.В. Духновский. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124 с.

12.  Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни [Текст] : учеб.-практ. пособие / Т.И. Дымнова. - М.: Пед. о-во России, 2005. -144 с.

13.  Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов [Текст] : дис. …канд. псих. наук/ М.О. Ермихина. - Казань:[б.и.], 2003. – 140 с.

14.  Захарова Ж.А. Комплексная поддержка молодой семьи [Текст] / Ж.А. Захарова, Ю.В. Румянцева // Социальная работа с молодежью :учеб. пособие для студентов вузов / Н.Ф. Басов [и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. - М., 2007. - Гл. 7. - С. 131-148.

15.  Зацепин В.И. О жизни супружеской [Текст]/В.И. Зацепин.-М., 1978.-144 с.

16.  Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Академия, 2004. – 224 с.

17.  Зуйкова, Е.М. Молодая семья [Текст]/ Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2006. – 186 с.

18.  Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни [Текст]: учеб. пособие/ Е.С. Калмыкова, Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах – М, 2002. - 282 с.

19.  Клюкина Э.С. Концепция социального сопровождения молодых семей с детьми: потенциал семейной политики на Кольском Севере [Текст] / Э.С. Клюкина // Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / отв. ред. Ю.В. Вишневский. – Екатеринбург, 2005. – № 3 (55). – Ч. 1. – С. 289-293.

20.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.

21.Концепция государственной политики в отношении молодой семьи [Текст]: Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06//Вестник образования России. – 2007. - №17. – С.29-44.

22.Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов вузов/ О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 204с.

23. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / В.Г. Маралов. - 2-е изд. стер. – М.: Академия, 2004. – 256 с.

24.Минюрова С.А. Психологическое сопровождение материнства. Смысловое переживание материнства [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 166 с.

25.Михайлова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования [Текст] : автореф. дис. …канд. пед. наук/ Т.А. Михайлова. – М.:[б.и.], 2008. – 24 с.

26.Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки [Текст]:монография/ Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет;под общей редакцией Е.В. Жижко, С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300с.

27.  Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Ф.А. Мустаева – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Академический проект, Екатеринбург: Деловая Книга, 2002. - 416 с.

28.  Навайтис Г. Семья в психологической консультации [Текст] / Моск. психол.-социал.ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин- т; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 224 с.

29.  Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] :учеб. пособие/Р.В. Овчарова. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 320с.

30. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / Л.Г.Жедунова [и др.]; под ред. Н. Н. Посысоева. - М. : Владос-Пресс, 2004. – 328 с.

31. Основы социальной работы[Текст]: учебник / под ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.

32. Психологическое сопровождение материнства [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 17-19 дек. 2007 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т,; науч. ред. Н.Н. Васягина. – Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 100 с.

33. Райгородский Д.Я. Психология семьи [Текст]/ Д.Я. Райгородский. - Самара: «БАХРАХ-М», 2002. – 752 с.

34. Смирнова, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье [Текст] : автореф. дис. …канд. псих. наук/ Е.Г. Смирнова. – Екатеринбург:[б.и.], 2008. – 24 с.

35. Социальная работа [Текст]: учеб. пособие / под общей ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-576 с.

36. Социальная работа с семьей [Текст]/ под ред. Е.И. Холостовой. - Москва - Тула, 1996. - 213 с.

37. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления [Текст]: учебное пособие/ под ред. В.П. Малыхина. – М.: 2000. – 179 с.

38. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений [Текст] : научно-метод. пособие/ В.А. Сысенко. - М.: 1998. - 109 с.

39. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

40. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления [Текст]/ А.Г. Харчев. – М., 2002. – 254 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.