на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Авторское право: юридический и бухгалтерский аспекты

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 5351-I при предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Срок действия авторского права

Обращаем внимание на то, что рассматриваемый в настоящей статье Закон № 5351-I применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права, которые возникли после введения его в действие.

По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 27 Закона № 5351-I, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Об исключениях из этого правила говорится в п. 2—5 ст. 27 Закона № 5351-I. Например, авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. А авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт (например, смерть автора), который является основанием для начала течения срока.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 года № 5352-I «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»» установлено, что сроки охраны авторского права, предусмотренные ст. 27 Закона № 5351-I применяются по всех случаях, если к 1 января 1993 года не истек 50-летний срок действия авторского права.

При этом авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие указанного Закона (напомним, что Закон № 5351-I вступил в силу 3 августа 1993 года), прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Отметим, что данном случае речь идет о так называемом первоначальном авторском праве. Возможность юридического лица быть обладателем такого права, т.е. приобретать права на произведение своими собственными творческими действиями, предусматривалась советским авторским законодательством. Например, об авторском праве юридических лиц говорится в статье 484 ГК РСФСР 1964 г.

Ныне действующий Закон № 5351-I не содержит положения о том, что носителями первоначального авторского права могут являться юридические лица. Такая позиция представляется более правильной, поскольку творить, создавать могут лишь живые люди.

Права автора

Закон № 5351-I разделяет принадлежащие автору права на личные неимущественные и имущественные. Необходимость такого разделения вытекает из того, что первые не имеют экономического содержания и являются неотчуждаемыми от личности автора нематериальными благами (пункт 1 статьи 150 ГК РФ), а вторые охраняют исключительное положение лица, которое управляет использованием произведения в гражданском обороте, и могут быть переданы автором третьим лицам.

Личные неимущественные права

Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 5351-I к личным неимущественным правам автора относятся:

право авторства;

право на имя;

право на обнародование;

право на защиту репутации автора.

Право авторства обозначает возможность лица считаться автором произведения и требовать признания этого факта от других лиц. Опираясь на него, автор может требовать, например, защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиата). Это право является неотделимым от личности автора: оно может принадлежать и осуществляться только создателем произведения, является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по наследству. Таким образом, после смерти автора оно прекращается.

От права авторства нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания, используется кем-либо или не используется.

С правом авторства тесно связано право на имя. Содержание этого права раскрывается в п. 1 ст. 15 Закона № 5351-I. Согласно данному пункту автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) либо без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Одновременно он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения.

Так же как и право авторства, право на имя возникает из самого факта создания произведения. Но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Ведь пока произведение не обнародовано, оно не доступно третьим лицам, и они не могут узнать имя его создателя. Право на имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса. Распространенным нарушением этого права является неуказание имени автора или его искажение.

Право обнародовать заключается в возможности автора обнародовать произведение самому или разрешить сделать это другим лицам. Выбор способа обнародования (опубликование, публичный показ, публичное исполнение и т.д.) зависит как от вида созданного произведения, так и от усмотрения автора. Причем, по его желанию может быть обнародовано и еще незаконченное произведение. Так, художники довольно часто выставляют для публичного обозрения живописные полотна, которые, с точки зрения авторского права, являются охраняемыми произведениями.

Реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. Например, срок действия авторского права на произведения, обнародованные анонимно или под псевдонимом, исчисляется с даты их правомерного обнародования.

Право обнародовать включает в себя право на отзыв. Сразу отметим, что автор не обязан как-либо обосновывать свое решение об отзыве произведения, в частности, доказывать уважительность причин отзыва. Согласно п. 2 ст. 15 Закона № 5351-I автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если же произведение уже было обнародовано, автор, реализуя свое право на отзыв, должен публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Из этого правила есть исключение: не имеет права на отзыв автор служебного произведения.

Право на защиту репутации автора — это право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это означает, что при издании, публичном исполнении, ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Также воспрещается без согласия автора сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими-то ни было пояснениями.

Рассматриваемое право имеет свои пределы. Например, согласно ст. 19 Закона № 5351-I допускается без согласия автора, но с обязательным указанием его имени и источника заимствования:

цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью, и т.д.

Имущественные права

Имущественными именуются принадлежащие автору исключительные права на осуществление или разрешение действий по использованию произведения в любой форме и любым способом.

Перечень исключительных авторских прав на использование произведения дан в п. 2 ст. 16 Закона № 5351-I и включает:

право на воспроизведение произведения;

право на распространение;

право на импорт экземпляров произведения;

право на публичный показ и публичное исполнение произведения;

право на перевод;

право на переработку;

право на передачу в эфир (теле- и радиовещание).

Кроме перечисленных прав авторы произведений науки, литературы и искусства обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Например, исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Рассмотрим более подробно содержание некоторых имущественных авторских прав.

Право на воспроизведение — право на повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц. Законодательство не перечисляет конкретные способы воспроизведения, им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст. 4 Закона № 5351-I специально подчеркивается, что воспроизведением является изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двумерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения. Также указывается, что запись произведения в память ЭВМ тоже является воспроизведением.

Воспроизведением будет являться не только придание произведению объективной формы, в которой оно было выражено первоначально (что имеет место, например, при переиздании литературного произведения), но и воплощение произведения в иную объективную форму. Так если музыкальное произведение первоначально было обнародовано в виде нотного издания, то его запись на аудиокассету, СD-диск должна рассматриваться как воспроизведение.

Особым видом воспроизведения признается репродуцирование (репрографическое воспроизведение), то есть факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования, а также с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.

Право на распространение означает возможность распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат. Согласно п. 3 ст. 16 Закона № 5351-I право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Отметим, что Закон № 5351-I связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе и имеют копии, изготовленные также в материальной форме.

О произведениях, зафиксированных в материальной форме и воспроизведенных хотя бы в нескольких копиях, речь идет применительно к праву на импорт. Это имущественное авторское право заключается в возможности автора осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров произведения, изготовленных за границей. Право на импорт тесно связано с правом на распространение. Собственно, оно и предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять право на распространение. Более того, если ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт. Такое возможно, например, в ситуации, когда целью ввоза является участие в выставке, удовлетворение личных потребностей.

В целом, исключительные права на использование произведения есть не что иное, как возможность автора самому решать все вопросы, связанные с использованием своего произведения и с предоставлением третьим лицам доступа к нему. То есть имущественные права могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, но с разрешения автора и за авторское вознаграждение. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается:

воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях (п. 1 ст. 18 Закона № 5351-I);

распространение экземпляров правомерно опубликованного произведения, если они уже введены в гражданский оборот посредством их продажи (п. 3 ст. 16 Закона № 5351-I).

Как уже отмечалось, имущественные права в отличие от личных неимущественных находят свою реализацию в имущественных отношениях и могут быть переданы по авторскому договору.

Соавторство

Соавторство в отношении произведения возникает в ситуации, когда несколько лиц совместным творческим трудом создают так называемое коллективное произведение.

Результат совместного творческого труда соавторов может вылиться в создание неделимого коллективного произведения либо коллективного произведения, части которого имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы по отдельности (например, музыкальное произведение с текстом, созданное композитором и поэтом).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.