на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Банкротство: общая характеристика

5. решение о признании должника банкротом и об открытие конкурсного производства.

Закон предусматривает особенности внешнего управления в отношении отдельных категорий должников, например, при банкротстве градообразующих организаций.

Можно сделать вывод, внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельном предприятии. Целью внешнего управления является финансовое оздоровление должника, восстановление его платёжеспособности, а также накопление средств для расчётов с кредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедуры внешнего управления Основными причинами такого положения являются: недостаток капиталовложений, пробельность и противоречивость российского законодательства, отсутствие у внешнего управляющего эффективного штата управленцев и недостаток у арбитражных управляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами. Беря во внимание те статистические данные, которые представлены арбитражными судами субъектов РФ, после вступления в силу Закона о банкротстве 2002 года процедура внешнего управления проведена в отношении 2081 должника, из них в 28 случаях платежеспособность была восстановлена. Это говорит, с одной стороны о недостаточной эффективности внешнего управления, а с другой стороны, все-таки наметился некий прогресс в этом вопросе.

2.4 Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства).

В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на 6 месяцев. С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их исполнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право на получение указанных санкций при обычных условиях [1].

Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории конфиденциальных либо являющихся коммерческой тайной.

Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей: в первую включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства.

В конкурсную массу включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в 2-месячный срок со дня публикации объявления о признании должника несостоятельным; по истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.

После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве отличается от очередности, предусмотренной в Гражданском кодексе РФ.

Внеочередными требованиями считаются оплата судебных расходов, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, погашение коммунальных и эксплуатационных расходов, текущих требований и текущей заработной платы. Текущими требованиями являются те обязательства, которые возникли у должника уже после того, как начался процесс банкротства. Включение их в состав нулевой очереди вполне оправданно: если бы текущая задолженность удовлетворялась в порядке обычной очередности, никакие контрагенты не захотели бы иметь дело с организацией, против которой идет процесс банкротства. Но тогда не было бы и возможности восстановить платежеспособность должника.

Кредиторами первой очереди являются граждане, которые предъявляют требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью; кредиторами второй очереди — граждане, перед которыми существуют обязательства по выплате выходных пособий, заработной платы, авторских вознаграждений. Наконец, к третьей очереди относятся все остальные кредиторы, среди которых — залогодержатели, удовлетворяющие свои требования за счет стоимости предмета залога. По сравнению с предыдущим Законом о банкротстве 1998 г., а также ГК РФ государство уравнено в правах с другими кредиторами должника и лишено каких-либо привилегий. На взгляд Беляевой О.А., такая позиция действующего законодательства является не совсем верной, так как взыскание налоговых и иных обязательных платежей направлено на обеспечение интересов всего общества и государства, а не конкретного кредитора [3].

В процессе конкурсного производства есть возможность введения внешнего управления при условии, что этой процедуры, а также финансового оздоровления не было, а у должника появились достаточные денежные средства для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.

Результаты исследований на основе данных за 1997-2001 гг. показывают, что крупные неэффективные предприятия не были ликвидированы. Зачастую процедуры банкротства использовались не в целях укрепления финансовой и налоговой дисциплины, проведения реструктуризации предприятия или передачи его активов более эффективным собственникам, а для перераспределения прав контроля над ним в пользу региональных администраций и даже для защиты менеджеров от претензий федерального бюджета и внешних кредиторов. Сейчас данная ситуация сместилась в положительную сторону [8].

Таким образом, конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности. Необходимо помнить, что конкурсная масса включает в себя только то имущество, на которое может быть обращено взыскание. В нее входит: 1) имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании, распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; 2) имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Интересным представляется факт, что в рамках конкурсного производство государство уравнено в правах с другими кредиторами должника, что является не совсем обоснованным, ведь налоговые и иные обязательные платежи направлены на обеспечение интересов общества, в то время, как остальные кредиторы в большинстве своем удовлетворяют частный интерес.

2.5 Мировое соглашение

Мировое соглашение имеет давнюю историю и большую научную литературу, поскольку является одним из традиционных способов урегулирования конфликтов в гражданском обороте и в обществе в целом. Будучи элементом судебного процесса, мировое соглашение приобрело в процессуальной сфере иные черты. Поэтому в литературе проводится различие между судебным и внесудебным мировым соглашением, которые имеют одну и ту же цивилистическую направленность, но различные характеристики в связи с обеспеченностью первого вида соглашения принудительной силой со стороны государства. Новое "дыхание" вопрос о мировом соглашении приобрел в современную эпоху, в условиях большой загруженности судов, в связи с чем стремление к достижению мирового соглашения стало поощряться и является частью современного понимания перспектив развития гражданской юрисдикции. Мировое соглашение в конкурсном производстве с точки зрения его содержания и целей представляет собой способ получения денежных средств путем использования гражданско-правовых способов погашения задолженности в условиях обычного делового оборота без воздействия публично-правовых факторов - рассмотрение дела судом, введение арбитражного управления и т.д. В этом плане мировое соглашение восстанавливает функционирование должника как самостоятельного и полноправного участника гражданского оборота, а кредиторам дает возможность пусть не столь быстрого, но частичного и более растянутого во времени удовлетворения своих требований [18].

Таким образом, мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обстоятельств [19].

Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку исполнения обязательств, уменьшение платежей, отступное, обмен требований кредиторов на акции (доли) в уставном капитале и т.д. В целом, такое соглашение содержит условия двух видов. К первым относятся условия, которые в обязательном порядке закрепляются в мировом соглашении (существенные условия). Ко вторым — условия, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия). К числу существенных условий относятся размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права [20].

Мировое соглашение может быть заключено только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов при следующих условиях:

1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей погашена полностью;

2) за заключение мирового соглашение проголосовало большинство кредиторов третьей очереди, включая всех кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника.

Допускается пересмотр условий мирового соглашения по вновь открывшимся обстоятельствам, которые не были ранее известны, либо если кредитор не участвовал в заключении соглашения и нарушены его законные интересы. Расторжение мирового соглашения возможно только в отношении всех кредиторов одновременно.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. С этого момента прекращается производство по делу о банкротстве, должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами на условиях мирового соглашения. В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения либо его расторжения производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение.

Мировое соглашение является, наверное, самой самостоятельной и независимой процедурой банкротства, которая применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обстоятельств. Мировое соглашение в конкурсном производстве с точки зрения его содержания и целей представляет собой способ получения денежных средств путем использования гражданско-правовых способов погашения задолженности в условиях обычного делового оборота без участия государства. Мировое соглашение дает должнику саму возможность деятельности как самостоятельного и полноправного участника гражданского оборота, а кредиторам дает возможность пусть не столь быстрого, но частичного и более растянутого во времени удовлетворения своих требований


Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие несостоятельности соотносится с понятием неплатежеспособности, которая состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствует средства для погашения задолженности перед кредитором. Что касается критериев банкротства, можно отметить, что в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности. В этой связи возникают трудности в нормативном урегулировании вопросов банкротства физических лиц, т.к. индивидуальные предприниматели, которые являются непосредственными участниками предпринимательской деятельности, являются физическими лицами, но при этом отличаются по своему правовому статусу от рядов граждан. По этой причине в действующее законодательство внесены существенные изменения, обусловленные попыткой законодателя объять круг вопросов, касающихся банкротства физических лиц.

Различные ученые по-разному смотрят на принципы правового регулирования банкротства в РФ. Одни ученые склоняются к тому, что в новом Законе акценты смещены в пользу должника, другие – к тому, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, и в целом законодательство о банкротстве имеет нейтральный оттенок.

Закон о банкротстве 2002 года был призван решить несколько важных проблем: предотвратить неэффективное использование активов, обеспечить права кредиторов, вынудить руководителей предприятий избегать плохих займов и т.д. Однако, хотя российский Закон о банкротстве 1998 г. был принят именно для достижения указанных целей, в действительности он слабо способствовал процессу реструктуризации и не привел к ужесточению бюджетных ограничений для менеджеров предприятий.

Результаты исследований на основе данных за 1997-2001 гг. показывают, что крупные неэффективные предприятия не были ликвидированы. Зачастую процедуры банкротства использовались не в целях укрепления финансовой и налоговой дисциплины, проведения реструктуризации предприятия или передачи его активов более эффективным собственникам, а для перераспределения прав контроля над ним в пользу региональных администраций и даже для защиты менеджеров от претензий федерального бюджета и внешних кредиторов. Сейчас данная ситуация сместилась в положительную сторону.

Необходимо отметить, что многие процедуры банкротства не несут в себе необходимого заряда эффективности и зачастую не влияют на платежеспособность должника и улучшение его экономического положения.

Но, тем не менее, нынешнее законодательство о банкротстве развилось чрезвычайно по сравнению с законодательством 90-х гг. и каждая процедура необходима и по-своему важна во всем нелегком процессе банкротства.

Так, нельзя недооценивать такую процедуру банкротства как наблюдение. В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры — установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.

Основная цель финансового оздоровления — восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролирует административный управляющий. Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами.

Внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельном предприятии. Цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника, восстановление его платёжеспособности и накопление средств для расчётов с кредиторами. Достижение этой цели часто затрудняется при реализации процедуры внешнего управления Основными причинами такого положения являются: недостаток инвестиций, несовершенство законодательной базы, отсутствие у внешнего управляющего эффективной команды управленцев и недостаток у арбитражных управляющих профессиональных знаний по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий, отсутствие государственного контроля за этими процессами. Основная роль в осуществлении внешнего управления отводится внешнему управляющему, утверждаемому арбитражным судом одновременно с введением данной процедуры.

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их исполнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Несколько особняком от остальных процедур банкротства стоит мировое соглашение, которое представляет собой процедуру банкротства, применяемую на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обстоятельств.


Список использованных источников

1 О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 43. – Ст. 4190.

2 Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право / В. Ф. Попондопуло. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2008. – 175-208 с.

3 Беляева О.А. Предпринимательское право: учебное пособие / В.Б.Ляндрес. – М.: ИНФРА-М – КОНТРАКТ, 2009. – 102-125 с.

4 Кодекс об административных правонарушениях РФ: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 05.04.2010 г. № 3-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1. – Ст.14.12, 14.13.

5 Уголовный кодекс РФ: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 г. № 133-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст.195-197.

6 Гражданский кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009 г. № 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 7. – Ст. 25.

7 Ершова И. В. Предпринимательское право: учебное пособие для студ. вузов / И. В. Ершова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юриспруденция, 2009.

8 Авторский коллектив Allpravo.Ru Правовое регулирование банкротства предприятий: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc99p/instrum3867/item3869.html.

9 О несостоятельности (банкротстве) предприятий: закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 (утратил силу) // Российская газета. – 1992.- 30 декабря. – С.9-10.

10 О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 2. – Ст. 222.

11 Попов А.В. Общие положения о несостоятельности в свете нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. - №1-2. - январь-апрель 2003 г.

12 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве): постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.04.2003 № 4 // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2003. - № 6.-С. 3-9.

13 О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве): постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15.12.2004 № 29 // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.- 2005. - № 12. – С.2-7.

14 Телюкина М. В. Наблюдение как процедура банкротства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=7885.

15 Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве): распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р // Собрание законодательства РФ/ - 2008. - № 30. - Ст. 3674.

16 Телюкина М. В. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура как пассивная оздоровительная процедура / Телюкина М. В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=3429.

17 Гусева С.А. Внешнее управление как процедура банкротства [Электронный ресурс].

18 Лившиц Н. Мировое соглашение в деле о банкротстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=7801.

19 Ярков В.В. Мировое соглашение в конкурсном производстве [Электронный ресурс].

20 Оленин А. Мировое соглашение в процессе о банкротстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=6384.


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.